Е.Л. Яковлева
«ЧЕЛОВЕК
ИГРАЮЩИЙ»
И
ТВОРЯЩИЙ
Казань
Познание
2011
УДК 1
ББК 87
Я47
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Научный редактор:
доктор философских наук, профессор Э.А. Тайсина
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор О.Ю. Марковцева;
доктор философских наук, профессор Е.М. Николаева
Яковлева, Е. <...> ISBN 978-5-8399-0385-2
Монография посвящена актуальным проблемам философии, антропологии и культурологии, связанным с дефинициями человека и его символотворческой функцией. <...> Он выступает в качестве творца символической вселенной,
одной из форм которой является миф. <...> Тоталитаризм компьютерных игр вызывает «головную боль» у родителей, педагогов и психиатров. <...> Человек в своей жизнедеятельности выступает в качестве существа, играющего символами, и творца символической вселенной. <...> Среди тех, кто первым в новейшее время глубоко исследовал проблему человека, символичности его мышления и мифа, был немецкий
философ Эрнст Кассирер (1874–1945), идеи которого оказали существенное влияние на формирование неокантианской философской мысли
ХХ–ХХI вв. <...> Кассирера издаются сейчас в разных
странах мира огромными тиражами. <...> Кассирера не издавались, о его
идеях и трудах интеллектуалы узнавали благодаря критическим монографиям, статьям, где анализировались мысли одного из основоположников неокантианства. <...> Именно тогда были
опубликованы исследования, рассматривающие философию Марбургской школы неокантианства как в целом (В.Ф. Асмус, А.С. Богомолов, Б.Т. Григорьян), так и по отдельным проблемам: теории познания
(Б.В. Михайлов), методологии естествознания, логике и структуре
научного познания (П.П. Басин, Е.И. Дьяченко), методологии исторического процесса, философии культуры и истории, религии, языкознания (С.И. Голенков, А.М. Грищенко, А.А. Кравченко, С.А. Лезов),
символизм и миф (работы П.С. Гуревича) и т.д. <...> Кассирера трехтомная «Философия символических форм», впервые <...>
Человек_«играющий»_и_творящий_монография.pdf
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Е.Л. ЯКовЛЕва
«ЧЕЛовЕК
ИГРаЮЩИЙ»
И
ТвоРЯЩИЙ
Казань
Познание
2011
Стр.1
УДК 1
ББК 87
Я47
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Научный редактор:
доктор философских наук, профессор Э.А. Тайсина
Рецензенты:
доктор философских наук, профессор О.Ю. Марковцева;
доктор философских наук, профессор Е.М. Николаева
Яковлева, Е.Л.
Я47 «Человек играющий» и творящий. – Казань: Изд-во «Познание»
Института экономики, управления и права, 2011. – 180 с.
ISBN 978-5-8399-0385-2
Монография посвящена актуальным проблемам философии, антропологии
и культурологии, связанным с дефинициями человека и его символотворческой
функцией. Человек трактуется как существо, играющее
символами. он выступает в качестве творца символической вселенной,
одной из форм которой является миф.
Работа предназначена для научных и педагогических работников, студентов
и аспирантов, а также всех интересующихся проблемами антропологии
и культурологии.
В оформлении обложки использованы картины Оскара Августина
Алехандро Шульц Солари (Oscar Agustín Alejandro Schulz Solari).
УДК 1
ББК 87
ISBN 978-5-8399-0385-2
�� Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2011
�� Яковлева Е.Л., 2011
Стр.2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................ 4
ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК – СОЗДАТЕЛЬ СИМВОЛИЧЕСКОЙ
ВСЕЛЕННОЙ ............................................................................................8
1.1. Игра – уникальный феномен культуры ........................................ 8
1.2. Символ как специфическая категория культуры ........................29
1.3. «Человек играющий» в роли творца
символической вселенной .................................................................. 54
ГЛАВА II. МИФ КАК ИГРА СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ ............ 78
2.1. Миф как форма мысли .................................................................78
2.2. Миф как форма созерцания ......................................................... 98
2.3. Миф как форма жизни ...............................................................120
2.4. Диалектика мифологического сознания ................................... 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................... 165
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СпИСОК ............................................... 169
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Современная философия проявляет большой интерес не только
к бытию человека, но и к различным его проявлениям, связанным с
игрой, символизмом мышления и мифотворчеством. Сегодня, в эпоху
аfter-postmodern’a, практически все культурное пространство
переориентируется на игру. Телевидение, радио, печать, играя, манипулируют
нашим сознанием. Люди становятся марионетками в какойлибо
(политической, идеологической, военной, коммерческой) игре.
в языке царит игровая терминология: давайте проиграем ситуацию,
роли распределены неправильно, к власти пришла новая команда. активизируются
зрелищно-игровые формы: спорт, шоу, казино. в свободное
время люди занимаются разгадыванием разного рода кроссвордов
и ребусов. Игровой дух пронизывает передачи на каналах современного
телевидения. Тоталитаризм компьютерных игр вызывает «головную
боль» у родителей, педагогов и психиатров. Дело в том, что компьютер
вытесняет традиционные формы игры и игрового общения, с
последствиями этого еще предстоит разбираться в будущем. Но при
этом компьютерные игры стали прообразом литературных текстов,
«читаемых» по их принципам. Можно смело утверждать, что игра не
только сохраняется, но еще более актуализируется.
Несмотря на распространенность игры в бытии культуры и человека,
можно утверждать, что она представляет собой загадочный
и неуловимый, фантасмагоричный феномен. Игра объемлет собой
все уровни бытия, однако она трудно постижима. Чтобы понять игру,
необходимо быть не сторонним наблюдателем, а включенным в нее
участником, актором.
Игра присутствует в построении символической картины мира,
в мифотворчестве. Сам символ представляет собой уникальную категорию
культуры. он создается игрой творческой энергии и интеллекта
человека, неся в себе огромное количество смыслов, идущих из глубо
Стр.4