Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Музыкальный Клондайк

Музыкальный Клондайк №7 2012

0   0
Страниц20
ID208361
АннотацияЕжемесячное издание о фестивалях и конкурсах в России и за рубежом, событиях в области классической, хоровой, народной музыки, джаза, вокального искусства, хореографии и театральной жизни. Подписчики получают полную и систематизированную информацию о российских и международных фестивалях и конкурсах, мастер-классах и курсах повышения квалификации, летних школах (сроки проведения, условия участия), а также методические материалы по вокалу и музыке, рекомендации участникам конкурсов, новости региональной культуры, интервью с деятелями искусства и музыки ноты классиков и современных композиторов. Газета выпускается с вложением "АРТ клондайк".
Музыкальный Клондайк .— Москва : Многопрофильная компания "Арт - Центр Плюс", 2002 .— 2012 .— №7 .— 20 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/208361 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Отмечу, что в Европе старинная музыка в последнее время становится популярной. <...> Жюри конкурса «Дети играют старинную музыку» Спиридонова Маргарита Игоревна, Председатель жюри конкурса. <...> Заслуженная артистка России, профессор ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова Строганов Федор Васильевич, ст. преподаватель факультета исторического и современного исполнительского искусства МГК им. <...> П.И.Чайковского Спиридонов Андрей Алексеевич, зав. кафедрой факультета исторического исполнительства МГК им. <...> П.И.Чайковского Пирогов Илья, руководитель ансамбля «Академия флейты», Солист оркестра «Новая Россия» под управлением Ю.Башмета <...> Баранкина Мария Евгеньевна, Генеральный директор Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров Зайцев Сергей Николаевич, Сопредседатель жюри (вокальная комиссия), заслуженный артист России, Гран-при международного конкурса, солист Московского мужского камерного хора. <...> Художественный руководитель детского музыкального театра «Солнечный дом» Мусаев Магомед Магомедович, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, заместитель директора Института музыки МГУКИ, худ. руководитель Камерного хора МГУКИ Ниеляндер Сийри Хансовна, педагог-концертмейстер Детской музыкальной школы им. <...> Бетховена Зайцева Ирина Аркадьевна, певица, педагог, Гран-при Международного конкурса им. <...> Саульская Александра, заслуженная артистка Удмуртии, Гран-при Всероссийского конкурса вокалистов, Солистка театра «Новая Опера» Жукова Елена, главный редактор газеты «Музыкальный Клондайк», солистка ансамбля «Русская равнина» при театре «Содружество актеров Таганки» l ТРИ ОРГАННЫЕ ВЕЧЕРА В УСАДЬБЕ «КУСКОВО» l l Мнение жюри о конкурсе Спиридонова Маргарита Игоревна, Председатель жюри Хочу отметить, что популярность конкурса растет, и очень радует, что расширяется спектр инструментов и возрастов. <...> В этом конкурсе было несколько ярких открытий, но нас поразила Даша Сысоева, Гран-при. <...> Хотелось бы отметить <...>
Музыкальный_Клондайк_№7_2012.pdf
№ 7 (116) ИЮЛЬ 2012 Выходит с 2002 года АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС - издатель газеты В В е с т н и к т в о р ч е с т в а и к у л ь т у ры l последнее время тема старинной музыки становится все более актуальной и значимой. И это не случайно, ведь она несет в себе огромный духовный заряд, а для возрождения культурных традиций и воспитания талантливой молодежи это очень важно. Неудивительно, что единственный в России конкурс старинной музыки в исполнении детей становится более популярным год от года. В этом году в конкурсе принимало участие более 200 человек. Наш корреспондент Татьяна Свиридова побеседовала с автором проекта, генеральным директором «Арт-Центра» Еленой Лащенко. - Что привлекает участников и педагогов в этом конкурсе? - Этому есть несколько важных причин. Наконец в Россию приходит европейская мода воспитания чувства красоты и исключительной внутренней свободы и гармонии. Именно этому и способствует наш конкурс. Отмечу, что в Европе старинная музыка в последнее время становится популярной. Огромное количество концертов в исторических залах проходит во всех столицах Европы, и привлекает внимание как исполнителей, так и слушателей отнюдь не меньше, чем современные музыкальные перформансы (или эксперименты) . Чистота и гармоничность старинных музыкальных произведений сочетается с внутренней потребностью душевной гармонии в каждом человеке. Поэтому в комто вначале эта музыка воспитывает тонкое восприятие красоты и чистой энергии, кому-то позволяет перейти от ситуации современного мира и постоянного стресса к более романтичному и оптимистичному состоянию… Кроме того, наш конкурс поддерживает педагогов. Пока это явление тоже уникально, но мы уверены, что такая инициатива будет оценена и другими организаторами профессиональных конкурсов самого высокого уровня. Международный благотворительный фонд «Орнамент», президент фонда Галина Суровегина, является постоянным активным партнером конкурса и ежегодно премирует педагогов, воспитавших победителей . Обратить внимание ребенка на этот музыкальный пласт и достойно подготовить его могут многие педагоги с высокой внутренней культурой. Безусловно, такие педагоги заслуживают особого внимания и поддержки. Жюри конкурса – тоже его уникальная особенность. Все участники оценочной комиссии – выдающиеся музыканты и педагоги. Они постоянно дают концерты и одновременно готовят учеников и студентов к профессиональной музыкальной карьере, участвуют в работе жюри в европейских музыкальных конкурсах. - Что Вы бы хотели пожелать конкурсу? - Во-первых, его должны заметить и оценить по достоинству. Его реальная уникальность и исключительность заслуживает большего внимания, и мы приложим к этому определенные усилия. Во-вторых, мы планируем расширить рамки конкурса и ввести специальные семинары для педагогов и участников, которые будут способствовать укреплению здоровья и гармоничному развитию личности. В-третьих, всем, кто желает принять участие в следующем конкурсе, рекомендуем начать подготовку уже в начале учебного года. И конечно, конкурс приглашает к сотрудничеству не только музыкантов. Мы надеемся, что у нашего конкурса появятся новые партнеры, которым тоже близка его идея, которые могут предоставить свои уникальные залы и привлечь участников и зрителей насладиться настоящей красотой музыки и хорошей акустикой. - Желаем удачи. Беседу вела Татьяна Свиридова. му зы к а l в о к а л l PDF версию читайте на www.muzklondike.ru х о р е о г р а фи я l т е а т р «ДЕТИ ИГРАЮТ СТАРИННУЮ МУЗЫКУ» ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ... В Москве в третий раз состоялся уникальный конкурс «Дети играют старинную музыку» в «Музее-Усадьбе Останкино». Финальный концерт конкурса проходил в Шереметевском театральном зале, созданном специально для исполнения музыки и оперных спектаклей графом Николаем Петровичем Шереметевым в последнее десятилетие XVIII века. Удивительной красоты парк и Останкинский дворец –уцелевший в современном мире островок прошлого. В Усадьбе особенная атмосфера, словно время здесь застыло... Жюри конкурса «Дети играют старинную музыку» Спиридонова Маргарита Игоревна, Председатель жюри конкурса. Заслуженная артистка России, профессор ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова Строганов Федор Васильевич, ст. преподаватель факультета исторического и современного исполнительского искусства МГК им.П.И.Чайковского Спиридонов Андрей Алексеевич, зав. кафедрой факультета исторического исполнительства МГК им.П.И.Чайковского Пирогов Илья, руководитель ансамбля «Академия флейты», Солист оркестра «Новая Россия» под управлением Ю.Башмета Баранкина Мария Евгеньевна, Генеральный директор Российской Гильдии пианистов-концертмейстеров Зайцев Сергей Николаевич, Сопредседатель жюри (вокальная комиссия), заслуженный артист России, Гран-при международного конкурса, солист Московского мужского камерного хора. Художественный руководитель детского музыкального театра «Солнечный дом» Мусаев Магомед Магомедович, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, заместитель директора Института музыки МГУКИ, худ. руководитель Камерного хора МГУКИ Ниеляндер Сийри Хансовна, педагог-концертмейстер Детской музыкальной школы им.Бетховена Зайцева Ирина Аркадьевна, певица, педагог, Гран-при Международного конкурса им.И.Юрьевой Саульская Александра, заслуженная артистка Удмуртии, Гран-при Всероссийского конкурса вокалистов, Солистка театра «Новая Опера» Жукова Елена, главный редактор газеты «Музыкальный Клондайк», солистка ансамбля «Русская равнина» при театре «Содружество актеров Таганки» Мнение жюри о конкурсе Спиридонова Маргарита Игоревна, Председатель жюри Хочу отметить, что популярность конкурса растет, и очень радует, что расширяется спектр инструментов и возрастов. Приходят совсем маленькие дети, и, чем младше возраст, тем богаче материал! Среди них много талантливых «звездочек». В этом конкурсе было несколько ярких открытий, но нас поразила Даша Сысоева, Гран-при. Эта девочка – удивительна! Она пластична, органична. И, кроме того, что она – музыкальна, вместе с педагогом и концертмейстером им удалось создать образный яркий колорит и правильную артикуляцию именно в современном ключе, можно даже сказать, аутентичном направлении. И это очень ценно, так как мы как раз пропагандируем это направление. Мы общались с коллегами, и очень радует, что полнится земля русская талантами! Несмотря ни на что, рождаются по-настоящему талантливые дети, их много, и конкурс это выявил. Это очень радостное событие, я считаю, в общественной жизни и Москвы, и России, потому что конкурсанты приехали из дальних уголков, хорошо подготовленные, грамотные и наученные дети. Хотелось бы отметить ансамбль из Кимр, города старинного на Волге, и еще порадовал Воронеж. Конечно, Ленинградская область, откуда наша Гран-при. И спасибо всем организаторам конкурса. Замечательно, что пришла такая идея – выявлять таланты и популяризировать старинную музыку. Продолжение на 9 стр. ЕКАТЕРИНА ЛЕХИНА – ГОСТЬ ИЮЛЬСКОГО НОМЕРА l ХОРОВОЕ БРАТСТВО ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ РОССИИ l ТРИ ЭПОХИ В ОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ ЮБИЛЕИ ИЮЛЯ lЖИЗНЬ В РОМАНТИЧЕСКОМ СТИЛЕ l ДИРИЖЕР ИЗ ПРОВИНЦИИ ОРГАННЫЕ ВЕЧЕРА В УСАДЬБЕ «КУСКОВО» l КЛАССИКА И ДЖАЗ В УСАДЬБЕ «ЦАРИЦЫНО» ВСЕ ФЛАГИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ… l ПРЕМЬЕРЫ ЮБИЛЕЙНОГО СОБИНОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ В НОМЕРЕ:
Стр.1
www.artcen ter.ru С 29 июня по 24 июля 2012 года на новой площадке Центра современной культуры «Гараж» в www.muz klon di ke.ru Парке культуры им. Горького пройдет выставка «Потрогай музыку», которая представит около тридцати масштабных интерактивных инсталляций из коллекции знаменитого немецкого Мобильного музея музыки (Дюссельдорф). Эта выставка будет интересна и взрослым, и детям: все желающие смогут поиграть здесь на необычных музыкальных инструментах, попробовать себя в роли музыкантов, композиторов или дирижеров. В отличие от привычного музея или концертного зала, здесь можно будет трогать абсолютно все – от всевозможных барабанов до гигантского металлофона, составленного из деталей автомобилей, канистр, колокольчиков, дверных звонков, крышек кастрюль и других самых неожиданных предметов. Сам создатель Мобильного музея Михаэль Брадке проведет для детей и взрослых звуковые перформансы и мастер-классы. С 5 по 11 июля 2012 года на одной из старейших выставочных площадках в России, в Выставочном центре Петербургского Союза Художников, пройдет Санкт-Петербургская Неделя Искусств. Санкт-Петербургская Неделя Искусств яляется крупнейшей профессиональной выставочной площадкой в России, которая позволяет масштабно продемонстрировать творческий потенциал нового поколения российских мастеров изобразительного искусства. Для большинства участников именно с участия в Санкт-Петербургской Неделе Искусств начинается новый виток профессионального роста, так как она дает возможность представить свои работы в выставочной программе, ориентированной на широкую аудиторию специалистов и ценителей искусства. Санкт-Петербургская Неделя Искусств - проект, основной целью которого является поддержка Петербургских и Российских художников, графиков, живописцев, скульпторов и мастеров народных промыслов, выпускников, работающих в сфере предоставления художественных услуг населению. В Четвертом Международном конкурсе юных вокалистов Елены Образцовой (9 – 17 июля 2012 года) примут участие 130 детей из 6 стран. Конкурс пройдет в Санкт-Петербургском Городском Дворце Творчества Юных (Аничков дворец). В состав жюри входят выдающиеся певцы и педагоги с мировыми именами - Тереса Берганса (Испания), Маквала Касрашвили (Россия), Рузанна Лисициан (Россия), Галина Писаренко (Россия). Председатель жюри – Елена Образцова. Участников конкурса, концертмейстеров и педагогов привлекает возможность не только выступить перед столь представительным жюри, но и пообщаться с его членами. Помимо прослушиваний во время конкурса проходят встречи педагогов и концертмейстеров с жюри, на которых разбирается соответствие репертуара возрасту и вокальным возможностям юного вокалиста; детально обсуждаются технические ошибки исполнения; предлагаются практические методики преподавания. XXI Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» пройдет с 12 по 18 июля. На фестивале запланировано 44 мероприятия: концерты, спектакли, демонстрация художественных фильмов. На главной сценической площадке - в Летнем амфитеатре пройдут 21 из них. Главной интригой фестиваля на протяжении всего времени его существования является международный конкурс исполнителей эстрадной песни «Витебск». В нынешнем певческом состязании примет участие 21 артист из 21 страны. Впервые национальные отборочные туры помимо Беларуси, России, Украины провели Латвия, Эстония и Молдова. Жюри конкурса возглавит композитор Максим Дунаевский, а в его состав вошли популярные исполнители - Александр Тиханович, Аллесандро Сафина, Анне Вески. Детский музыкальный конкурс по накалу страстей не уступает своему старшему брату. В этом году международный детский музыкальный конкурс отмечает 10-летие. В нем примут участие 21 маленький певец из 18 государств. Жюри детского конкурса возглавит композитор и певец Джемал Сепиашвили. С МИРУ ПО Н ТКЕ ЕКАТЕРИНА ЛЕХИНА: «МЕНЯ ВСЕГДА ПРИВЛЕКАЛИ СЛОЖНЫЕ КОЛОРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» Певица Екатерина Лехина в 2011 году стала обладательницей престижной награды Американской академии звукозаписи «Грэмми» в номинации «Лучшая оперная запись». Так отмечено исполнение Лехиной партии принцессы в опере молодого финского композитора Кайи Саари-Ахо «Любовь издалека». Запись осуществлена с участием симфонического оркестра Берлина и хора Берлинского радио, дирижер Кент Нагано. Состоявшееся недавно в Самарской филармонии гастрольное выступление знаменитой землячки вызвало большой интерес у любителей вокальной музыки. В сопровождении академического симфонического оркестра филармонии под управлением Михаила Щербакова Лехина исполнила арии из опер русских и зарубежных композиторов, продемонстрировав незаурядное вокальное мастерство, прекрасную школу и певческую культуру, что достаточно редко сочетается у одного исполнителя. Лехина – настоящая оперная певица. Ее звучное сопрано отличается особой теплотой и красотой тембра и свободой во всем диапазоне. В палитре выразительных средств Лехиной все необходимое для исполнения самого сложного лирического и лирико-колоратурного репертуара. У нее прекрасная дикция и умение передавать голосом подлинные переживания. В первом отделении концерта прозвучала русская классика: арии Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки, Снегурочки и Шемаханской царицы из опер Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Золотой петушок» и алябьевский «Соловей», во втором – арии из «Брачного векселя» Россини, «Сомнамбулы» Беллини и «Линды ди Шамуни» Доницетти, в которых приемы классического итальянского бельканто с его мягкой кантиленой сочетались с легкостью и непринужденностью воспроизведения бравурных фиоритур и пассажей. Фундамент исключительно удачно складывающейся творческой карьеры Лехиной был заложен в Самаре. С этого и начался наш разговор. - Вы, Екатерина, начали петь в Самаре. Как это произошло? - Самара – мой родной город. Здесь я жила до девятнадцати лет. Пением начала заниматься, поступив на дирижерско-хоровое отделение местного музыкального училища. В дальнейшем это мне всегда очень помогало во всем – и в выучке партий, и в понимании требований дирижеров. - Почему Вы продолжили учебу именно в Московской академии хорового искусства? - Когда я еще училась, к нам в город, тогда Куйбышев, приезжали хор и солисты этой академии. Мне показалась близкой их певческая манера, понравился тембр звучания. Тогда мне захотелось продолжить свое образование именно в этом учебном заведении. Пятый курс академии я окончила в 2003 году, затем было три года аспирантуры. - Вам сопутствовала редкая удача на вокальных конкурсах. - Их, на самом деле, в моей жизни было всего два, и оба раза я получила первые премии. Первый конкурс - «Петербург» в № 7 июль 2012 2 2005 году, который проводит выдающаяся певица Ирина Богачева. Второй, проходивший в 2007 году в Париже, - конкурс «Опералия» великого Пласидо Доминго. - Судя по результату, маэстро остался Вами доволен. - Это огромная удача для молодого певца, когда тебя слышат такие мастера. Маэстро Доминго не был в составе жюри, но, думаю, что его мнение сыграло свою роль. - Сразу ли Вы выбрали столь непростую ипостась лирико-колоратурного сопрано и репертуар бельканто? - Должна сказать, что я максималистка и перфекционистка. Меня всегда привлекали сложные колоратурные произведения, арии. Я много слушала известных исполнителей и решила петь такой репертуар. Ведь это очень эффектно, когда приходится исполнять фейерверк колоратур. - Как Вы попали в обойму гастролирующих певцов? - В моей судьбе большую роль сыграли, как это часто бывает, случай и удача. Я понравилась агенту, которому попали мои записи. Он пригласил меня в Вену, где я получила свой первый контракт в «Фольксопере». Это было в марте 2006 года. Так и пошло дальше. - Где же Вам уже довелось выступать? - Пела во многих городах и странах. Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф, Ганновер – это Германия. В лондонском театре «Ковент-Гарден» исполнила партию Олимпии в «Сказках Гофмана» Оффенбаха. Выступала во Франции на крупном фестивале в Провансе, в Италии участвовала в постановке редко исполняемой оперы Доницетти «Джанни из Парижа», в нескольких театрах пела Царицу ночи в моцартовской «Волшебной флейте». - Исполняете ли Вы на Западе русский репертуар? - Только под рояль в сольных концертах, где в первом отделении могу спеть русские романсы. Что касается русских оперных партий, то за рубежом выступать в них пока не доводилось. Написанное русскими композиторами для моего голоса там ставят очень редко. - И традиционный вопрос, который я часто задаю оперным певцам: как Вы относитесь к постмодернистским постановкам? - Все это, конечно, новаторство, но оно не всегда уместно, например, на исторической сцене Большого театра. Да и публика далеко не все принимает. Но такова политика Большого театра, и не нам ее обсуждать. - Часто ли Вам доводится выступать в России? - Сейчас уже чаще, чем раньше. На концерт в Самару, например, я прилетела сразу после первого в своей жизни выступления в Большом театре, где пела Царицу ночи. И мне хотелось бы больше петь в России. Валерий ИВАНОВ, лауреат Губернской премии и премии Фонда Ирины Архиповой Фото Владимира ЛАВРЕНТЬЕВА ГОСТЬ «МУЗЫ КАЛЬ НО ГО КЛОН ДАЙ КА»
Стр.2
www.muz klon di ke.ru www.artcen ter.ru КАСКАД ПРЕМЬЕР ЮБИЛЕЙНОГО СОБИНОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ сером динамичные мизансцены, не впадая в столь привычную в комических операх игровую отсебятину. В спектакле заняты и маститые, и молодые исполнители. Это Виктор Григорьев – прижимистый глава семейства Джеронимо, Марина Сальникова – его младшая дочь Каролина, Ольга Колчина – его старшая дочь Лизетта, которая оказывается в центре чрезвычайно запутанной любовной интриги, Марина Демидова - его сестра Фидальма и, наконец, Александр Корнеев – безалаберный граф Робинсон. Стильное, но фундаментальное оформление рассчитано на достаточно сложные игровые и даже трюковые мизансцены. Собиновский музыкальный фестиваль, который проводится в Саратовском театре оперы и балета под руководством художественного руководителя и главного дирижера театра Юрия Кочнева, в нынешнем, 2012 году был юбилейным - двадцать пятым по счету. Его афиша, наряду со спектаклями текущего репертуара с участием столичных гастролеров, вместила целый каскад премьер: оперные и балетные постановки, а также программы масштабных симфонических сочинений, некоторые из которых были по существу возращены на подмостки после нескольких десятилетий забвения. Одним из эксклюзивов фестиваля стал традиционный Конкурс конкурсов вокалистов. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА Симфонический фестивальный блок обрел особый размах благодаря участию ведущих коллективов города – театра хоровой музыки, хора Саратовской консерватории имени Л.Собинова и концертного оркестра духовых инструментов «Волга-Бэнд». В программе открывшего фестиваль симфонического концерта оказались собраны все произведения П.Чайковского, в которых звучит гимн «Боже, царя храни» Алексея Львова. По этому поводу Юрий Кочнев заметил: «Удивительно, что в начале ХХI века у Чайковского, нашего национального гения, находятся сочинения, не звучавшие более 70 - 80 лет. Есть в этой музыке что-то такое, что поднимает душу. По существу это гениальный официоз». Сегодня все они как никогда к месту – и по своим выдающимся художественным достоинствам, и по соответствию дате: в 2012 году отмечается 1150-летие зарождения Российской государственности. Мелодия В том виде, как ныне, фестиваль проводится с 1999 года. До этого был традиционный оперный фестиваль, включающий спектакли с гастролерами и даже без премьер. Сегодня фестиваль стал не просто оперным, а музыкальным. Суть в том, что в его программе присутствуют все жанры музыкального искусства, в том числе ораториальные, симфонические и, если можно так выразиться, промежуточные, пограничные жанры: рок-музыка, джаз. Каждый фестиваль приобретает определенную направленность в зависимости от того, как складывается обстановка, но это всегда – многоцветье музыкальных жанров. При этом на каждом фестивале бывает представлено крупное сочинение из тех, которые в мире исполняются чрезвычайно редко. Это созвучно тому или иному периоду жизни страны, сейчас – Году российской истории. Но и сам Собиновский фестиваль за четверть века стал страницей истории культуры нашей страны. Слушатели знают: если в фестивальной программе представлено какое-то сочинение, значит, в этом есть смысл, что-то необычное, что нужно обязательно послушать, к чему нужно приобщиться. Так и на нынешнем фестивале. Галина Уствольская – автор своеобычный, уникальный по своему языку. Нет никакого юбилея композитора, но исполнение ее сочинений на фестивале – это открытие некого пласта нашей музыкальной культуры. Очень важную роль играет сотрудничество оперного театра с филармонией и консерваторией, с другими творческими коллективами города. Это позволяет осуществлять грандиозные по масштабу проекты. Юрий КОЧНЕВ оркестра – соответствующая характеру музыки мощная энергетика. В поэме есть своеобразная сцена нашествия, в которой сталкиваются французская тема революционной «Марсельезы» и российская - гимна «Боже, царя храни». В финале звучание достигает апофеоза благодаря усиленному составу духовой художник Юрий Устинов (Москва), в связи с чем сценическое действие порой напоминает сопровождаемое цветомузыкой представление. Однако в целом в оформлении все-таки преобладает притемненный колорит. КОНКУРС КОНКУРСОВ ВОКАЛИСТОВ Это соревнование проводится в рамках Собиновского музыкального фестиваля с 1999 года. Обычно на Конкурс конкурсов поступает более шестидесяти заявок, при этом саратовские певцы к участию в нем не допускаются, а в жюри, возглавляемом маэстро Юрием Кочневым, входят только местные знаменитости - профессора консерватории и ведущие солисты театра. Это обеспечивает максимальную справедливость оценок и репутация саратовского Конкурса конкурсов достаточно высока. Из двенадцати участников нынешнего конкурса пять женщин: четыре сопрано и одно меццо-сопрано, и семь мужчин: по три тенора и баритона и всего один бас. По результатам двух туров лауреатом премии первой назван солист Красноярского театра оперы и балета баритон Андрей Силенко. Вторую премию получила сопрано из Петрозаводска солистка Музыкального театра Республики Карелия Надежда Павлова, третью - тенор из Белоруссии Владимир Дмитрук - студент четвертого курса СанктПетербургской консерватории. группы. Качественной и стройной игрой порадовала медная группа оркестра, а вот тембр звучания сводного хора, вынужденно расположенного далеко в глубине сцены, оказался несколько искаженным микрофонным усилением. Особый интерес вызвал концерт из сочинений Галины Уствольской, почитаемой одним из самых талантливых отечественных композиторов ХХ столетия. Интриговало само название этой программы, в котором автора представили как «потаенного гения российской музыки». торжественного марша Чайковского на слуху у меломанов старшего поколения, но лишь немногим известно, что это - «Торжественный коронационный марш», написанный для церемонии коронации императора Александра III. С первых его тактов звучание оркестра оказалось буквально закованным в тиски железного ритма. Чеканная поступь средней части разлилась широкой кантиленой русской темы, рисующей бескрайние просторы России. А в финале - тема величального гимна Алексея Львова. Симфоническая поэма «Москва» являет особую грань творчества Чайковского – патриота. В ее музыкальной ткани слышатся и былинный распев, и интонации из оперных сочинений композитора. Особенно эффектно прозвучали известное как «Ариозо воина» соло меццо-сопрано в исполнении Марины Демидовой, а также финал. Своеобразной премьерой стало исполнение кантаты «В память 200-й годовщины рождения Петра Великого», которая впервые с момента написания прозвучала с оригинальным текстом Якова Полонского и с восстановленным музыкальным фрагментом «Боже, царя храни». Завершила программу торжественная увертюра «1812 год». И снова в звучании ОПЕРНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ После показанных на Собиновском фестивале в прошлые годы редко исполняемых опер Юрий Кочнев решил побаловать публику более популярными шедеврами. Ими стали абсолютно не схожие по стилистике, масштабу, да и по частоте обращения к ним оперные премьеры сезона - «Тайный брак» Д. Чимарозы и «Чио-Чио сан» Дж. Пуччини. «Тайный брак» - комическая операбуфф, написанная в ХVIII веке и предвосхищающая «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Музыкальный уровень спектакля оказался достаточно высоким. Оркестр под управлением Юрия Кочнева играет с изяществом и с особой легкостью. Богатое нюансами и красками звучание, впрочем, далеко не инфантильно, но оно не заглушает певцов. Нет тяжелых, затянутых темпов. Поставивший спектакль маститый санкт-петербуржский режиссер Александр Петров перенес действие оперы в наши дни, а конкретно – в салон ритуальных услуг. В спектакле масса режиссерских находок. При этом все предельно четко, на музыке, сценически оправдан и обыгран каждый музыкальный фрагмент. Актеры создают прекрасные вокально-сценические образы и явно увлечены игрой, с легкостью, азартно выполняют заданные режисАктерам приходится спускаться по длиннющей лестнице со второго этажа декорации, то и дело открывать и закрывать временами заедающие - как обычно бывает на сцене - подвижные жалюзи на окнах. Дирижер-постановщик «Чио-Чио-сан» Юрий Кочнев ведет спектакль как всегда уверенно, в присущем ему волевом ключе. Чутко аккомпанируя певцам, он полностью овладевает инициативой в развернутых оркестровых интродукциях. Вообще музыкальная сторона спектакля на высоте. В роскошной по мелодическому богатству, драматически насыщенной партитуре оперы все как на ладони, и остается только поддерживать на протяжении спектакля эмоциональный тонус действия. Спектакль с японским сюжетом решен санкт-петербургским режиссером Алексеем Степанюком в европейской стилистике, без сусальной внешней экзотики. В колорите сценического действия, оформления и костюмов - приметы нашего времени. Вместо традиционных, раскрашенных в японском стиле ширм - уходящие под колосники легкие прямоугольные планшеты из лозы серого цвета. Минимален предметный ряд. Японский колорит привносится видеопроекциями с постоянно изменяющейся цветовой гаммой – 3 № 7 июль 2012 Впервые на Конкурсе конкурсов вокалистов был присужден приз зрительских симпатий – недельный тур в Париж с посещением театра Grand Opera. Этот роскошный подарок также достался Андрею Силенко. О разнообразии программы нынешнего фестиваля свидетельствует то, что она включала концерт Хиблы Герзмава и Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз», оперу «Кармен» под управлением Юрия Симонова и с Хозе - Нажмиддином Мавляновым - обладателем первой премии прошлогоднего Конкурса конкурсов, ныне солистом Московского музыкального театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, а еще - премьерный показ балета «Дон Кихот» и целого каскада репертуарных оперных, балетных и опереточных спектаклей Саратовского театра с участием столичных гастролеров, а также сольный концерт любимца публики неувядаемого Леонида Сметанникова. (предоставлено Саратовским театром оперы и балета): Валерий ИВАНОВ На фото - Концерт открытия фестиваля; - «Тайный брак». Сцена из спектакля
Стр.3