Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Писатель Леонид Добычин и Брянск (220,00 руб.)

0   0
Первый авторГолубева Эльвира Степановна
ИздательствоАвтограф
Страниц134
ID207969
АннотацияКнига посвящена "самому загадочному", трагически вычеркнутому писателю первой трети ХХ века Леониду Ивановичу Добычину (1894-1936) и его связи с Брянском.
ББКЛитературная жизнь. Область художественной литературы. Фольклёр
Голубева, Э. С. Писатель Леонид Добычин и Брянск / Э. С. Голубева .— Брянск : Автограф, 2005 .— 134 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/207969 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Именно наш город 1920-1930-х годов стал для Добычина предметом художественного изучения, определив содержание большинства рассказов писателя. <...> А вот имя писателя Леонида Добычина, родившегося в том же 1894 году, известно, к сожалению, еще не многим. <...> Он родился 5(17) июня 1894 года и был первым ребенком в семье уездного врача Ивана Адриановича Добычина. <...> Окончив в 1911 году Двинское реальное училище, Леонид Добычин уезжает в Петербург, где учится на экономическом отделении Петербургского политехнического института. <...> Весной 1918 года Леонид Добычин приезжает в Брянск, где к тому времени уже жила его мать. <...> Оказавшись в Брянске, он устраивается на привычную должность статистика. <...> всё более и более сосредотачивается на романе, в котором вспоминает город своего детства - дореволюционный Двинск. <...> Опубликованный в конце 1935 года под названием «Город Эн», роман, написанный от лица действительно маленького человека - ребенка, рассказывающего о том, как его жажда дружбы и человеческого общения не находит отклика в окружающем мире, стал событием литературной жизни. <...> А когда кончилась эта злосчастная «дискуссия», имя Л.Добычина <...> От автора lM-Оя первая встреча с творчеством Л.И.Добычина произошла в 1989 году, когда в серии «Забытая книга» вышел сборник его сочинений с предисловием Виктора Ерофеева. <...> Тогда больший интерес вызвал «Город Эн», меньший - рассказы. <...> И все же тот Брянск, пришедший через сочинения писателя, прежде всего, «добычинский» город, уже хотя бы потому, что у каждого он - свой. <...> И наконец, третий раздел посвящен брянским реалиям творчества Л. Добычина <...> Это заставляет задуматься о малознакомой, в сущности, действительности провинциального Брянска 1920-1930-х годов, во многом определившей «трезвую жуть» рассказов писателя. <...> ЦАФСБ РФ - Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации. <...> Ни до, ни после появления рассказов «уездного сочинителя» (как именовал себя порой Леонид Иванович) Брянск не удостоился <...>
Писатель_Леонид_Добычин_и_Брянск.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Писатель_Леонид_Добычин_и_Брянск.pdf
тг
Стр.1
Эльвира Степановна Голубева - музыковед, историк культуры. Родилась в Брянске. Окончила Кишиневский Институт искусств (1968) и аспирантуру (1974) при Академии наук Молдавской ССР. До 1991 г. - старший научный сотрудник Отделов этнографии и искусствоведения, русистики АН. Член Союза композиторов и Союза театральных деятелей РФ. Автор двух опубликованных монографий, более ста научных и научно-популярных статей. В настоящее время проживает в Брянске.
Стр.2
Э.Голубева • - -^ Брянск 2005
Стр.3
Г 62 Голубева Э.С. Писатель Леонид Добычин и Брянск. - Брянск: «Автограф», 2005. - 130 с, ил. Книга посвящена «самому загадочному», трагически вычеркнутому из жизни писателю первой трети XX века Леониду Ивановичу Добычину (1894 - 1936) и его связи с Брянском. Здесь корни его рода, уходящие в XVII век. Здесь он прожил (а как сам считал, «убил») 16 лет, работая служащим брянских контор. Свою ни с кем не схожую прозу «уездный сочинитель» создавал в стороне от столбовых дорог советской литературы. Но советскую действительность ощущал, как немногие, и Брянск помог ему в этом. Именно наш город 1920-1930-х годов стал для Добычина предметом художественного изучения, определив содержание большинства рассказов писателя. Книга рассчитана на тех, кого волнуют судьба таланта и память нашего города. УДК 882 ББК 83.3 (2 Рос =Рус) 6 О Голубева Э.С, 2005 Издательство «Автограф», 2005
Стр.4
«Хотелось, чтобы... (ОоЬычина признали и в Брянске...» •£два ли найдутся люди, которые ничего не слышали о Зощенко и Тынянове, о Бабеле и Пильняке. А вот имя писателя Леонида Добычина, родившегося в том же 1894 году, известно, к сожалению, еще не многим. Это объясняется тем, что мы только начинаем понимать истинный масштаб его творчества. Он родился 5(17) июня 1894 года и был первым ребенком в семье уездного врача Ивана Адриановича Добычина. Его детство прошло в Двинске (ныне - латвийский город Даугавпилс). Окончив в 1911 году Двинское реальное училище, Леонид Добычин уезжает в Петербург, где учится на экономическом отделении Петербургского политехнического института. Еще будучи студентом, он начинает работать, что, по всей видимости, и помешало ему окончить институт. Весной 1918 года Леонид Добычин приезжает в Брянск, где к тому времени уже жила его мать. Оказавшись в Брянске, он устраивается на привычную должность статистика. Остается только гадать, что послужило для него толчком к литературному творчеству. Его самые ранние из известных нам рассказов написаны в 1923 году, а первая публикация состоялась в конце 1924 года, когда рассказ «Встречи с Лиз» был напечатан в журнале «Русский современник». Этому способствовал Корней Чуковский, который высоко оценил прозу Л.Добычина и в дальнейшем всячески его поддерживал. Отношение к творчеству Л.Добычина настоящих писателей резко контрастировало с мнением официозной критики, которая вообще не заметила его первого сборника рассказов, изданного в 1927 году, и спохватилась только в кон
Стр.5
це 1930-го, когда вышел второй сборник, «Портрет». «Литературная газета» назвала его «позорной книгой», обвинив автора в клевете на советскую действительность. А между тем писатель вовсе не клеветал на советскую действительность. Изображая современный ему Брянск, Л.Добычин рассказывал об извечной трагедии существования «маленького» человека, чего не понимали или не хотели понять его критики. Атмосфера 1930-х годов не способствовала не только публикации новых рассказов о советском Брянске, но даже и переизданию старых. Л.Добычин всё более и более сосредотачивается на романе, в котором вспоминает город своего детства - дореволюционный Двинск. Этот роман завершался уже в Ленинграде, куда Л.Добычин смог переехать осенью 1934 года. Опубликованный в конце 1935 года под названием «Город Эн», роман, написанный от лица действительно маленького человека - ребенка, рассказывающего о том, как его жажда дружбы и человеческого общения не находит отклика в окружающем мире, стал событием литературной жизни. Однако официозная критика не замедлила объявить новую книгу Л.Добычина «плохой, ненужной», а после того, как 28 января 1936 года в «Правде» была напечатана статья «Сумбур вместо музыки» и открылась шумная кампания борьбы с формализмом в советском искусстве, оценка «Города Эн» сделалась еще более негативной. В конце концов дело дошло до политических обвинений. Открывая 25 марта 1936 года ленинградскую «дискуссию» о формализме, литературный функционер Е.С.Добин назвал писателя «классовым врагом». Этого Л.Добычин уже не выдержал. Он знал, что может последовать за подобным обвинением. 28 марта 1936 года писатель Л.Добычин исчез. Есть основания думать, что он кончил жизнь самоубийством. Его еще некоторое время ругали в газетах, освещавших «дискуссию» о формализме. А когда кончилась эта злосчастная «дискуссия», имя Л.Добычина надолго исчезает со страниц советских изданий. Лишь спустя почти тридцать лет оно появляется в «Краткой литературной энциклопедии», где была помещена небольшая заметка о писателе. Еще через некоторое время о Добычине стали писать знавшие его литераторы. Очень много для популяризации творчества
Стр.6