Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова
Человек в контексте эпохи. <...> В.С. Мелентьева, сопредседателя
Международного Демидовского Фонда
(печатается в сокращении)
Уважаемые участники конференции! <...> Наша конференция посвящена памяти Павла Григорьевича Демидова. <...> Но
в роду П.Г. Демидова в XVII, XVIII, XIX, да и в XX веках было столько
замечательных людей, что в ХХ веке в России возникло целое движение, которое мы сегодня называем Демидовским движением. <...> Демидовское движение возникло в самом начале 1990-х гг. почти
одновременно на Урале, на Алтае и на Украине. <...> К 1991 г. в Екатеринбурге был создан Демидовский институт, начал работу «Научный Демидовский Фонд», в Нижнем Тагиле открылась биржа «Старый соболь», в Кыштыме возник концерн «Демидовские заводы», в Барнауле – Алтайский центр «Демидовский Фонд», в Одессе – Южный
региональный центр Демидовского Фонда. <...> Тогда же была сделана первая попытка объединить эти разрозненные ростки Демидовского движения. <...> В августе 1992 г. в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле под эгидой
Федерации клубов ЮНЕСКО России (КЮРОС), Ассоциации содействия развитию Уральского региона (АСРУР) и Всероссийской Ассоциации международных культурных и гуманитарных связей (ВАМКС) была созвана учредительная конференция Международного Демидовского Фонда (МДФ), которую было решено назвать Ассамблеей. <...> Ассамблея приняла Устав МДФ и избрала его руководящие органы. <...> Было также решено для управления Фондом избирать сопредседателей от Демидовских территорий. <...> Это решение оказалось верным –
время показало жизненную силу института сопредседателей МДФ. <...> Важнейшей задачей МДФ с момента его создания стала координация действий отечественных и зарубежных участников Демидовского
движения. <...> Ты с Демидовских дней позапрошлого века
Светом высших наук освещаешь страну. <...> Благодаря патриотической инициативе Павла <...>
Человек_в_контексте_эпохи._Личность._Культура._Образование_Материалы_Всероссийской_научной_конференции,_посвященной_270-летию_со_дня_рождения_П.Г._Демидова.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова
Человек в контексте эпохи.
Личность. Культура. Образование
Материалы Всероссийской научной конференции,
посвященной 270-летию со дня рождения
П.Г. Демидова
28 – 29 января 2008 г.
Ярославль 2008
Стр.1
УДК 1:061.2/.4
ББК Ю 61я43
Ч 39
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве научного издания. План 2008 года
Редакционная коллегия:
проф. В.В. Томашов (отв. редактор); проф. В.М. Марасанова,
проф. Г.М. Нажмудинов; доц. М.З. Мусин (зам. отв. редактора); доц. А.Г.
Шустров.
Человек в контексте эпохи. Личность. Культура. ОбразоЧ
39
вание: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной
270-летию со дня рождения П.Г. Демидова / Отв. ред.
В.В. Томашов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. –
188 с.
УДК 1:061.2/.4
ББК Ю 61я43
Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2008
Научное издание
Человек в контексте эпохи.
Личность. Культура. Образование
Материалы Всероссийской научной конференции,
посвященной 270-летию со дня рождения
П.Г. Демидова
28 – 29 января 2008 года
Редактор, корректор М.В. Никулина
Компьютерная верстка И.Н. Ивановой
Подписано в печать 14.05.2008. Формат 60х84/16. Бумага тип.
Усл. печ. л. 10,93. Уч.-изд. л. 9,1. Тираж 80 экз. Заказ
Оригинал-макет подготовлен
в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.
Отпечатано ООО «Ремдер» ЛР ИД № 06151 от 26.10.2001
г. Ярославль, пр. Октября, 94, оф. 37,
тел. (4852) 73-35-03, 58-03-48, факс 58-03-49
2
Стр.2
Приветствие участникам конференции
В.С. Мелентьева, сопредседателя
Международного Демидовского Фонда
(печатается в сокращении)
Уважаемые участники конференции!
Наша конференция посвящена памяти Павла Григорьевича Демидова.
По понятным причинам это имя особенно дорого ярославцам. Но
в роду П.Г. Демидова в XVII, XVIII, XIX, да и в XX веках было столько
замечательных людей, что в ХХ веке в России возникло целое движение,
которое мы сегодня называем Демидовским движением.
Демидовское движение возникло в самом начале 1990-х гг. почти
одновременно на Урале, на Алтае и на Украине. К 1991 г. в Екатеринбурге
был создан Демидовский институт, начал работу «Научный Демидовский
Фонд», в Нижнем Тагиле открылась биржа «Старый соболь»,
в Кыштыме возник концерн «Демидовские заводы», в Барнауле
– Алтайский центр «Демидовский Фонд», в Одессе – Южный
региональный центр Демидовского Фонда.
Демидовская тема исследовалась и зарубежными учеными, особенно
интенсивно – в Италии (во Флоренции).
Тогда же была сделана первая попытка объединить эти разрозненные
ростки Демидовского движения. Федерация клубов ЮНЕСКО России
(КЮРОС) выступила инициатором создания международной Демидовской
структуры – Международного Демидовского Фонда.
В августе 1992 г. в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле под эгидой
Федерации клубов ЮНЕСКО России (КЮРОС), Ассоциации содействия
развитию Уральского региона (АСРУР) и Всероссийской Ассоциации
международных культурных и гуманитарных связей (ВАМКС) была
созвана учредительная конференция Международного Демидовского
Фонда (МДФ), которую было решено назвать Ассамблеей.
Ассамблея приняла Устав МДФ и избрала его руководящие органы.
Было также решено для управления Фондом избирать сопредседателей
от Демидовских территорий. Это решение оказалось верным –
время показало жизненную силу института сопредседателей МДФ.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Приветствие участникам конференции В.С. Мелентьева, сопредседателя
Международного Демидовского Фонда (печатается в сокращении) .... 3
Секция 1. ЧЕЛОВЕК И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
С.А. Егоров
Историческая судьба Ярославского высшего учебного заведения
им. П.Г. Демидова ........................................................................................ 6
Ю.Ю. Иерусалимский, С.Ю. Иерусалимская
К истории создания и деятельности Демидовского
юридического лицея ................................................................................... 10
Е.И. Щукин
Ярославский университет: Демидовы и Ляпуновы ....................................... 13
Д.М. Лунев
Лев Владимирович Сретенский и возрождение университета
в Ярославле ................................................................................................. 16
Г.М. Суворова
Воспоминания о Петре Григорьевиче Ошмарине – профессоре, яркой
Личности, Учителе, основателе кафедры зоологии ЯрГУ
имени П.Г. Демидова ................................................................................. 18
Н.В. Миронова
Образование в контексте современности ..................................................... 21
Г.С. Краснов
Философская теория человека и её роль
в современном образовании ...................................................................... 24
В.В. Томашов
Философия науки в современном вузе: проблемы становления
как учебной дисциплины............................................................................ 27
Ю.Ю. Иерусалимский
Информационные технологии в системе непрерывного образования
(по материалам курсов исторической информатики
и компьютерного источниковедения) ..................................................... 30
Д. В. Пытляк
Семья и государство в образном компоненте профессионального
мышления педагога-психолога ................................................................ 33
Ю.В. Коряпина
Развитие социальной толерантности у студентов-психологов................. 35
164
Стр.164
Е.А. Винокуров, В.В. Потапов
Личностная характеристика менеджера в представлениях студентов
технического вуза ...................................................................................... 38
Н.В. Ночевная
Личность студента театрального вуза в контексте модели
современного образования ........................................................................ 40
И.В. Гордеева
Молодежь в эпоху постмодернизма: отношение современных
студентов к научным знаниям и вненаучным идеям ........................... 44
О.А. Томашова
Социокультурный аспект обучения иностранным языкам в диалоге
культур современного поликультурного мира (на примере
английского языка) .................................................................................... 47
С.Н. Кузин
Учитель в процессе формирования российской системы образования
(вторая половина ХIХ – начало XX вв.) ................................................... 49
О.В.Трофимова
Французские гугеноты в контексте культуры и образования
XVI – XVIII вв. ............................................................................................ 52
Секция 2. ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ И КУЛЬТУРЫ
Г.М. Нажмудинов
Природа или сущность человека?.................................................................... 56
С.Г. Пилецкий
Личность – Культура – Творчество: специфика
философского анализа .............................................................................. 58
В.В. Томашов
Антропологический кризис и экзистенциальные идеи в современной
художественной культуре ....................................................................... 61
В. Ф. Васильев
Где встречаются «разум» и «экзистенция»? ................................................ 65
М.З. Мусин
Тезисы к метафизике субъекта ....................................................................... 68
Л.Н. Федотов
Теория познания: гуманитарный аспект. ....................................................... 71
А.Н Филькин, С.А.Кудрина
Христианские основания нехристианской цивилизации .............................. 73
А.Г. Шустров
Творчество и культура в святоотеческой антропологии ........................... 77
165
Стр.165
Л.И. Сорочик
Творчество как созидание Духа в православной традиции и его
деструкция в культуре постмодернизма ............................................... 79
Т.Р. Гайнутдинов
Экспликация “другого” в пространстве сообщества .................................. 82
Д.Е. Палатников
Общество в свете социальной синергетики .................................................. 85
Ю.Ю. Кузьмина
О научном и художественном творчестве: некоторые аспекты
проблемы .................................................................................................... 87
Т.В. Шульдешова
Человек в контексте родства ......................................................................... 90
Д.А. Томильцева
За и против прощения: след времени и его влияние на формирование
личности в современных социокультурных условиях ............................ 93
Л.Д. Петряков
Этика средств ................................................................................................... 96
Н.В. Пережигина
Воображение как факт культуры .................................................................. 99
Т.М. Панкратова
Исследование духовного потенциала личности
как проблема современной психологии .................................................. 102
А.В. Кузьмичев, В.М. Марасанова
Ценностные ориентиры древнерусской культуры ...................................... 105
Н.С. Дзюба
Мифография Диодора Сицилийского ............................................................ 108
В.В. Дементьева, О.Г. Цымбал
Эвбул: новый тип политика классических Афин ......................................... 111
Т.В. Григорюк
Император Цезарь Флавий Иовиан Август ................................................. 113
О. В. Лощакова
Хан – Князь – Царь: правящая болгарская династия IX-X вв. .................... 117
В.А. Лётин
Здесь был Пушкин… (Мемориализация событий и людей
в усадебной культуре XVIII –XIX вв.) .................................................... 121
Л.Л. Смирнова
К литературной родословной чеховской личности “плохого-хорошего
человека” (А.Ф.Писемский и А.П.Чехов) .............................................. 124
166
Стр.166
М.В. Привалова
Леонид Андреев о деформации общественных отношений
в России .................................................................................................... 128
Д.Е. Фирсов
Проблема самоопределения западных интеллектуалов в творчестве
М. Турнье .................................................................................................. 130
Е.С. Кукушкина
«Отрицательное творчество» персонажей
Людмилы Петрушевской ........................................................................ 133
И.В. Азеева
А. Арто, С. Кржижановский: философские параллели постижения
театра ...................................................................................................... 135
Н.А. Бадан
Музыкальные тексты А.Н. Скрябина как составляющая романа
Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» ..................................................... 138
М.Г. Баумова
Аксиологическая функция правовой культуры ............................................. 142
А.А. Бунтов
Дуализм природы политического влияния .................................................... 144
А.А. Воат
«Грязная» политическая реклама. (Что такое «черный пиар»?) ............ 146
Я.О. Смирнов
Проблема социализации молодежи и ее политический аспект ................. 151
С.В. Бахвалов
Межличностная коммуникация в сфере
законодательной технологии ................................................................. 153
М.А. Дудченко
Характеристика контингента лиц, впервые признанных инвалидами
вследствие сахарного диабета (по данным филиала № 9 Главного
бюро медико-социальной экспертизы по Ярославской области) .... 155
В.В. Балановский
Эпоха без личности: три сценария ............................................................... 160
167
Стр.167