И.Ф. Албегова, И.В. Попова
Методология
исследований
в социальной работе
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Социальная работа
Ярославль 2007
Введение
УДК 316.33(075.8)
ББК У9(2)272.3я73
А 45
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. <...> К.Д. Ушинского
А 45
Албегова, И.Ф. Методология исследований в социальной
работе: учеб. пособие / И.Ф. Албегова, И.В. Попова ; Яросл. гос.
ун-т. <...> ISBN 978-5-8397-0544-9
Рассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Методология исследований в социальной работе», раскрыт вопрос о роли и
значении методологии в социологическом исследовании, представлены виды методологического анализа и критерии научного знания. <...> Исследованы онтологическая и социокультурная составляющие социологического познания, раскрыты основные парадигмы развития
социологического знания и выявлена взаимосвязь теоретического и
эмпирического в социологии. <...> Представлена методология социологических исследований социальной сферы: описано предметное поле
исследования социальной сферы, даны методы ее качественного социологического исследования. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
040101 Социальная работа (дисциплина «Методология исследований
в социальной работе», блок СД), очной формы обучения, аспирантов
и всех интересующихся проблемами современной методологии социологических исследований. <...> Роль и значение методологии в социологическом исследовании
Глава 1. <...> Роль и значение
методологии в социологическом
исследовании <...> 1.1. К вопросу о методологии
социологического исследования
Понятие «методология» образовано от греческих слов
methodos – путь познания и logos – слово, мысль. <...> Методология исследований в социальной работе
Обозначенная специфика предполагает также рассмотрение
норм исследовательских процедур с позиции их философского
обоснования, а методология включает в себя три важнейшие <...>
Методология_исследований_в_социальной_работе_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
И.Ф. Албегова, И.В. Попова
Методология
исследований
в социальной работе
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности Социальная работа
Ярославль 2007
Стр.1
Введение
УДК 316.33(075.8)
ББК У9(2)272.3я73
А 45
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года
Рецензенты:
В.А. Караваева, кандидат социологических наук;
кафедра политологии и социологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д. Ушинского
Албегова, И.Ф. Методология исследований в социальной
А 45
работе: учеб. пособие / И.Ф. Албегова, И.В. Попова ; Яросл. гос.
ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 120 с.
ISBN 978-5-8397-0544-9
Рассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Методология
исследований в социальной работе», раскрыт вопрос о роли и
значении методологии в социологическом исследовании, представлены
виды методологического анализа и критерии научного знания.
Исследованы онтологическая и социокультурная составляющие социологического
познания, раскрыты основные парадигмы развития
социологического знания и выявлена взаимосвязь теоретического и
эмпирического в социологии. Представлена методология социологических
исследований социальной сферы: описано предметное поле
исследования социальной сферы, даны методы ее качественного социологического
исследования.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
040101 Социальная работа (дисциплина «Методология исследований
в социальной работе», блок СД), очной формы обучения, аспирантов
и всех интересующихся проблемами современной методологии социологических
исследований.
УДК 316.33(075.8)
ББК У9(2)272.3я73
ISBN 978-5-8397-0544-9
© Ярославский государственный
университет им. П.Г. Демидова, 2007
© И.Ф. Албегова, И.В. Попова, 2007
2
Стр.2
Албегова И.Ф., Попова И.В. Методология исследований в социальной работе
Введение
Написание учебного пособия по методологии исследований в
социальной работе вызвано целым рядом причин. Во-первых, выбор
конкретного исследования предопределяется выбором методологических
приемов. Методология дает возможность выбрать
адекватный метод исследования конкретной социальной проблемы.
Именно методологическая основа позволяет нам осуществлять
выбор проблем, требующих решения. Во-вторых, методология
включает в себя определение как целей исследования, так и
критериев для оценки достоверности полученных результатов.
В-третьих, только знание методологии помогает понять различие
между классическим количественным исследованием и
качественным, что особенно важно в исследовании социальных
процессов, изучении социальной сферы в целом и социальной
работы в частности. Именно это дает возможность начинающему
исследователю разобраться в многообразии подходов и методов,
в особенностях процедур, техник сбора и анализа данных.
В-четвертых, в последнее время актуализируется проблема
фракционизации социологической науки. Объем информации
огромен, но она не систематизирована, тиражирование методологий
ведет к тому, что исследователи не понимают друг друга,
возникает понятийный релятивизм, мы перестаем понимать, открыли
мы что-то новое или это все уже известно.
И в-пятых, использование информационных технологий порождает
проблему технократического подхода к исследованию
глубоких социальных процессов. Жонглирование понятиями не
позволяет пробиться к истине.
В этой связи представляется обоснованным осуществление попытки
формирования методологической культуры будущих специалистов
любого профиля, в том числе и социальных работников.
Самоопределение исследователя происходит результативно,
если он опирается на знания онтологических и методологических
ориентаций социологии, на знание принципов, парадигм и
методов, которые могут использоваться для углубления имеющихся
и выработки новых знаний.
3
Стр.3
Глава 1. Роль и значение методологии в социологическом исследовании
Глава 1. Роль и значение
методологии в социологическом
исследовании
1.1. К вопросу о методологии
социологического исследования
Понятие «методология» образовано от греческих слов
methodos – путь познания и logos – слово, мысль. Методология –
учение о путях научного исследования. В широком смысле методология
включает изложение основных принципов, онтологических
предпосылок, подходов, методов, которые объясняют
способы получения нового знания и его применения в социальной
практике. В узком значении методология является описанием
конкретных методов исследования: методов получения информации,
ее анализа и интерпретации полученных данных.
Выделяют три уровня методологии:
1. Философская методология изучает наиболее общие законы
человеческого познания.
2. Общенаучная методология рассматривает принципиальные
подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках.
3. Специально-научная методология, то есть методология
конкретных наук, получила свое развитие в методике и технике
научных исследований, характерных для конкретной научной
дисциплины.
В случае социологического исследования речь идет о понимании
инструментальных аспектов социологического исследования.
Спецификой социологического исследования является то,
что человек изучает человека. И создание инструмента, с помощью
которого мы фиксируем нужную нам информацию, полностью
зависит от того, кто проводит исследование. Отсюда остро
стоит вопрос о процедурных возможностях социологического
исследования, а также выделении его образцов и нормативов:
методах сбора и анализа социологической информации, логике
организации и интерпретации полученных данных.
4
Стр.4
Приложения
Оглавление
Введение .............................................................................................. 3
Глава 1. Роль и значение методологии в социологическом
исследовании .......................................................................... 4
1.1. К вопросу о методологии социологического исследования ...... 4
1.2. Виды методологического анализа ............................................... 7
1.3. Критерии научного знания ......................................................... 19
Глава 2. Онтологическая и социокультурная составляющие
социологического познания ............................................... 33
2.1. Основные парадигмы развития социологического знания ...... 33
2.2. Взаимосвязь теоретического и эмпирического
в социологии ........................................................................... 38
Глава. 3. Методология социологических исследований
социальной сферы ............................................................... 61
3.1. Предметное поле исследования социальной сферы ................. 61
3.2. Методы качественного социологического исследования
социальной сферы .................................................................. 87
Литература ....................................................................................... 93
Приложения ...................................................................................... 95
Приложение 1 .................................................................................... 95
Приложение 2 .................................................................................. 103
Приложение 3 .................................................................................. 108
Приложение 4 .................................................................................. 110
Приложение 5 .................................................................................. 114
118
Стр.118