Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История и теория культуры России (190,00 руб.)

0   0
АвторыОторочкина А. Е., Салова Ю. Г., Страхова Н. В., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц145
ID206920
АннотацияВ хрестоматию включены источники по истории и теории культуры, на основании которых студенты смогут осваивать наиболее сложные темы курсов «Теория и история отечественной культуры», «История отечественного искусства», включенных в блок ОПД специальности Музеология. Хрестоматия может служить дополнительным пособием для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям История, Социально-культурный сервис и туризм, изучающих курсы «История мировой культуры», «Мировая культура и искусство».
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология
ISBN978-5-8397-0564-7
УДК930.85(075)
ББКТ3(0)–7я73+Ч111я73
История и теория культуры России : хрестоматия / А. Е. Оторочкина, Ю. Г. Салова, Н. В. Страхова; Яросл. гос. ун-т .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 145 с. — ISBN 978-5-8397-0564-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/206920 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова История и теория культуры России Хрестоматия Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2007 1 УДК 930.85(075) ББК Т3(0)–7я73+Ч111я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> О.А. Кострикина, кандидат исторических наук; кафедра гуманитарных дисциплин ЯГТИ Составители: А.Е. Оторочкина, Ю.Г. Салова, Н.В. Страхова История и теория культуры России: хрестоматия / сост. <...> ISBN 978-5-8397-0564-7 В хрестоматию включены источники по истории и теории культуры, на основании которых студенты смогут осваивать наиболее сложные темы курсов «Теория и история отечественной культуры», «История отечественного искусства», включенных в блок ОПД специальности Музеология. <...> Согласовав эти понятия, определив их спектр, преподаватели, читающие курсы по культуре и искусству, имеют возможность не останавливаться на объяснении специальных культурологических дефиниций. <...> Кроме того, опора на культурологический метод дает возможность показать равноценность всех типов культуры, в том числе и российской, вывести закономерности динамики и селективности российской культуры. <...> 4 Культурологическая база приводит к осознанию того, что отечественная культура, как правило, заимствовала только внешние формы и проявления, сохраняя свои внутренние основы. <...> Также использование культурологического метода при изучении истории культуры позволяет отказаться от простого фактологического изложения в пользу построения модели культуры, характерной для каждой культурно-исторической эпохи, и выявить внутренние механизмы саморазвития культуры. <...> В целом курс “История отечественного искусства” можно обозначить как курс “Истории отечественной художественной культуры”, что говорит о нем как о составной части курса “История и теория культуры” и позволяет применять все культурологические методы. <...> И во всем остальном <...>
История_и_теория_культуры_России_хрестоматия.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.141
Стр.142
Стр.143
Стр.144
История_и_теория_культуры_России_хрестоматия.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова История и теория культуры России Хрестоматия Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Музеология Ярославль 2007 1
Стр.1
УДК 930.85(075) ББК Т3(0)–7я73+Ч111я73 И 90 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензенты: О.А. Кострикина, кандидат исторических наук; кафедра гуманитарных дисциплин ЯГТИ Составители: А.Е. Оторочкина, Ю.Г. Салова, Н.В. Страхова История и теория культуры России: хрестоматия И 90 / сост. А.Е. Оторочкина, Ю.Г. Салова, Н.В. Страхова; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 144 с. ISBN 978-5-8397-0564-7 В хрестоматию включены источники по истории и теории культуры, на основании которых студенты смогут осваивать наиболее сложные темы курсов «Теория и история отечественной культуры», «История отечественного искусства», включенных в блок ОПД специальности Музеология. Хрестоматия может служить дополнительным пособием для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям История, Социально-культурный сервис и туризм, изучающих курсы «История мировой культуры», «Мировая культура и искусство». УДК 930.85(075) ББК Т3(0)–7я73+Ч111я73 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2007 ISBN 978-5-8397-0564-7 © А.Е. Оторочкина, Ю.Г. Салова, Н.В. Страхова, 2007 2
Стр.2
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ В настоящее время одним из важных принципов изучения гуманитарных дисциплин является установление межпредметных и междисциплинарных связей. Основная образовательная программа по специальности Музеология содержит целый ряд дисциплин, которые позволяют студентам получить фундаментальные знания и навыки как в области теории, так и в области практической профессиональной подготовки. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы определяются государственным образовательным стандартом, в котором, в частности, подчеркивается, что музеолог должен владеть междисциплинарными методами исследований и уметь их применять в анализе современной историко-культурной проблематики. Содержательная близость курсов “Культурология”, “История и теория культуры”, “История искусства” позволяет продемонстрировать студентам принципы междисциплинарных связей. История и теория культуры является составной частью науки культурологии, одним из ее важнейших блоков, основные целеполагающие установки данных дисциплин схожи: введение студентов в систему современного социокультурного знания через формирование представлений о современных теориях культуры, истории культуры и истории искусства как неотъемлемой части культурного процесса. С точки зрения преемственности и межпредметности важно подготовить студента к восприятию ключевых поня3
Стр.3
тий и терминов, таких как культура, цивилизация, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, межкультурные коммуникации, культурные традиции, культурная модернизация и т. п. Согласовав эти понятия, определив их спектр, преподаватели, читающие курсы по культуре и искусству, имеют возможность не останавливаться на объяснении специальных культурологических дефиниций. Студент, свободно ориентирующийся в понятийном поле данных дисциплин, сформировавший представление об основных направлениях развития культуры, позволяет иначе строить лекционную работу: преподаватель может сосредоточить свое внимание на отдельных конкретных проблемах и их проявлениях. В то же время при чтении этих курсов несколько иначе можно выстраивать самостоятельную работу студентов. В процессе профессиональной подготовки студентымузеологи обязательно должны получить практические навыки работы с различными видами источников. В рамках освоения курсов «Культурология», «История и теория культуры» на первый план выходит работа с письменными источниками. В таких условиях именно хрестоматия позволяет снять проблему недоступности некоторых видов материалов. Изучение специально подобранного комплекса документов по истории отечественной культуры позволяет равномерно переходить от освоения культурологической теории к изучению особенностей отечественной культуры как цельного культурно-исторического процесса в разные периоды российской истории. Вместе с тем специфику отечественной культуры важно выделять на фоне общемировых культурных процессов, говоря о роли и месте российской культуры в мировой, что и позволяет сделать обладание культурологическим знанием. Кроме того, опора на культурологический метод дает возможность показать равноценность всех типов культуры, в том числе и российской, вывести закономерности динамики и селективности российской культуры. 4
Стр.4
Культурологическая база приводит к осознанию того, что отечественная культура, как правило, заимствовала только внешние формы и проявления, сохраняя свои внутренние основы. Также использование культурологического метода при изучении истории культуры позволяет отказаться от простого фактологического изложения в пользу построения модели культуры, характерной для каждой культурно-исторической эпохи, и выявить внутренние механизмы саморазвития культуры. Курс “История искусства” читается в тех же семестрах, и необходимость проработки межпредметных связей становится очевидной. Во многом этот курс опирается на материал курса по истории культуры, поскольку главная его цель – раскрыть роль искусства в истории отечественной культуры. Кроме того, оба этих курса имеют общую проблематику, общий понятийный аппарат, схожую источниковую базу. В целом курс “История отечественного искусства” можно обозначить как курс “Истории отечественной художественной культуры”, что говорит о нем как о составной части курса “История и теория культуры” и позволяет применять все культурологические методы. Реализация подобного междисциплинарного подхода необходима не только в рамках лекционных занятий, но и на семинарах. Наличие межпредметных связей, близости источникового материала делает возможной подготовку общей хрестоматии по данным дисциплинам. 5
Стр.5
Содержание ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ ...................................................................................... 3 ПРОКОПИЙ КЕСАРИЙСКИЙ. О СЛАВЯНАХ И АНТАХ ......................... 6 СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА ............................................................. 7 ИЗ КНИГИ «ПЧЕЛА» ...................................................................................... 8 ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ............................................... 10 СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА (1238 – 1246) ............................... 12 ДЖИОВАННИ ДЕЛЬ ПЛАНО КАРПИНИ. ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ ...... 13 ЗАДОНЩИНА ................................................................................................ 18 СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ. ............................................... 21 ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ БЕЛОМ КЛОБУКЕ. ......................... 26 ПИСЬМО ЕПИФАНИЯ ПРЕМУДРОГО К КИРИЛЛУ ТВЕРСКОМУ. ............................................................... 27 ПОСЛАНИЕ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ К ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВАСИЛИЮ ИВАНОВИЧУ ................................................................... 30 ФРАНЧЕСКО ДА КОЛО. ДОНОШЕНИЕ О МОСКОВИИ (XVI В.) ...... 31 ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ.) ............. 33 ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ ............... 35 ИЗ «АЗБУКИ» (1574 Г.) ИВАНА ФЕДОРОВА .......................................... 36 СИЛЬВЕСТР. ДОМОСТРОЙ (XVI в.) .......................................................... 37 ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА, ИМ САМИМ НАПИСАННОЕ ............................................................. 40 СИМОН УШАКОВ. СЛОВО К ЛЮБОТЩАТЕЛЯМ ИКОННОГО ПИСАНИЯ. ОБ ОСНОВАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ........................................................................................... 43 141
Стр.141
«ПРИВИЛЕГИЯ» СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКОМУ УЧИЛИЩУ (1682 – 1685 г.) ................................................................... 44 СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ. ВИРШИ НА ВСЕЛЕНИЕ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В НОВЫЙ ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ .... 45 О НОШЕНИИ ПЛАТЬЯ НА МАНЕР ВЕНГЕРСКАГО ........................ 45 О НОШЕНИИ ПЛАТЬЯ ВСЯКАГО ЧИНА ЛЮДЯМ САКСОНСКАГО И НЕМЕЦКАГО, О НЕДЕЛАНИИ МАСТЕРАМ РУССКАГО ПЛАТЬЯ... ................ 46 О НЕТОРГОВАНИИ РУССКИМ ПЛАТЬЕМ И САПОГАМИ И О НЕНОШЕНИИ ТАКОВАГО ПЛАТЬЯ И БОРОД .................. 46 О ОБУЧЕНИИ ДВОРЯН, ПРИКАЗНОГО ЧИНА, ДЬЯЧИХ И ПОДЬЯЧЕСКИХ ДЕТЕЙ АРИФМЕТИКЕ И ГЕОМЕТРИИ, О ПОСЫЛКЕ ДЛЯ ТОГО В ГУБЕРНИИ УЧЕНИКОВ ИЗ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ШКОЛ И ОБ УЧРЕЖДЕНИИ УЧИЛИЩ ПРИ АРХИЕРЕЙСКИХ ДОМАХ И МОНАСТЫРЯХ .................................................................................. 47 О ПОСЫЛКЕ В ГУБЕРНИИ ПО ДВА УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ АРИФМЕТИКЕ И ГЕОМЕТРИИ ......................................... 48 О ПОСЫЛКЕ В ВЕНЕЦИЮ, ФРАНЦИЮ И АНГЛИЮ ДВОРЯНСКИХ ДЕТЕЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В МОРСКУЮ СЛУЖБУ ............................. 48 О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ НАГРАЖДЕНИЯ ЗА РЕДКОСТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ........................................................ 49 О ПРИСЫЛКЕ ИЗ МОНАСТЫРЕЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ЖАЛОВАННЫХ ГРАМОТ ................................... 49 О ПРИСЫЛКЕ ИЗ ВСЕХ ЕПАРХИЙ И МОНАСТЫРЕЙ ДРЕВНИХ РУКОПИСНЫХ ЛЕТОПИСЕЙ И ПОДОБНЫХ КНИГ В МОСКВУ – В СИНОД ............................................................................ 50 ОБ УЧЕНИИ ПОПОВСКИХ И ЦЕРКОВНО-ПРИЧЕТНИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ В АРХИЕРЕЙСКИХ ШКОЛАХ ........................................... 50 ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО, ИЛИ ПОКАЗАНИЕ К ЖИТЕЙСКОМУ ОБХОЖДЕНИЮ ..................................................... 51 142
Стр.142
ИЗ «ДНЕВНИКА» ФРИДРИХА-ВИЛЬГЕЛЬМА БЕРХГОЛЬЦА (1721 Г.) ......................................................................... 54 ИВАН ИВАНОВИЧ НЕПЛЮЕВ. ЗАПИСКИ ................................................ 56 ИЗ «ЗАПИСОК» Ф.-Х. ВЕБЕРА ................................................................... 58 ОСНОВАНИЕ СУХОПУТНОГО ШЛЯХЕТСКОГО КОРПУСА (1731 Г.) ................................................................................. 63 ПИСЬМО М.В. ЛОМОНОСОВА И.И. ШУВАЛОВУ .............................. 64 ПРОЕКТ О УЧРЕЖДЕНИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ... 66 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В СЕНАТ И.И. ШУВАЛОВА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ .......................... 70 ГЕНЕРАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ОБОЕГО ПОЛА ЮНОШЕСТВА (1764 Г.) ......................................... 71 УСТАВ НАРОДНЫМ УЧИЛИЩАМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1786 Г.) ............................................. 74 М. ЩЕРБАТОВ. О ПОВРЕЖДЕНИИ НРАВОВ В РОССИИ (1786 – 1787) ....................................................................... 77 Н.И. НОВИКОВ. ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛЕ «ЖИВОПИСЕЦ». 1772. Ч. II. ЛЕЧЕБНИК .......................................................................... 78 ИЗ «ЗАПИСОК» Ф.Ф. ВИГЕЛЯ (1790-Е ГГ.) ............................................ 79 ЖЕНСКИЕ МОДЫ АЛЕКСАНДРОВСКОГО ВРЕМЕНИ ................... 82 П.Я. ЧААДАЕВ. ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ПИСЬМА. ПИСЬМО ПЕРВОЕ ........................................................... 89 А.С. ХОМЯКОВ. О СТАРОМ И НОВОМ ..................................................... 95 Б. Н. ЧИЧЕРИН. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЛИБЕРАЛИЗМА .................... 100 В.Г. БЕЛИНСКИЙ. ВЗГЛЯД НА РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ 1847 Г. . 106 А.В. ДРУЖИНИН. КРИТИКА ГОГОЛЕВСКОГО ПЕРИОДА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НАШИ К НЕЙ ОТНОШЕНИЯ ... 110 А. БЕЛЫЙ. СИМВОЛИЗМ ........................................................................... 113 143
Стр.143
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАНИФЕСТ ФУТУРИСТОВ. ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ ................................. 116 В. МАЯКОВСКИЙ. ШТАТСКАЯ ШРАПНЕЛЬ ........................................................ 117 ШТАТСКАЯ ШРАПНЕЛЬ. ВРАВШИМ КИСТЬЮ ............ 119 ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МИТИНГЕ ОБ ИСКУССТВЕ ......... 121 ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ДИСКУССИИ «ПРОЛЕТАРИАТ И ИСКУССТВО» ...................................... 121 П.Н. САВИЦКИЙ. ЕВРАЗИЙСТВО ............................................................ 123 Н.А. БЕРДЯЕВ. ЕВРАЗИЙЦЫ ..................................................................... 127 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(Б) "О ПЕРЕСТРОЙКЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" ................................................................................. 132 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОРГБЮРО ЦК ВКП(Б) О ЖУРНАЛАХ «ЗВЕЗДА» И «ЛЕНИНГРАД» . ............................. 133 ПИСЬМО Б.Л. ПАСТЕРНАКА Н.С. ХРУЩЕВУ ................................. 138 ПИСЬМО Б.Л. ПАСТЕРНАКА В ПРЕЗИДИУМ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР В СВЯЗИ С ОБЩЕМОСКОВСКИМ СОБРАНИЕМ ПИСАТЕЛЕЙ ................ 139 144
Стр.144