Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра новейшей отечественной истории
Новейшая отечественная история
(1941 – 2004 гг.)
Методические указания по организации
самостоятельной работы студентов
при подготовке к семинарам
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета
для студентов специальности История
Ярославль 2005
1
Стр.1
УДК 94(470)
ББК Т3(2)6я73
Н 72
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2005 года
Рецензент
кафедра новейшей отечественной истории
Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Составители: канд. ист. наук Н.М. Александров
канд. ист. наук А.В. Урядова
Новейшая отечественная история (1941 – 2004 гг.): метод. укаН
72
зания по организации самостоятельной работы студентов при подготовке
к семинарам / Сост. Н.М. Александров, А.В. Урядова ; Яросл.
гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 48 с.
Методические указания составлены в соответствии с Государственным
образовательным стандартом, учебным планом и авторской
рабочей программой курса новейшей отечественной истории
(1941 – 2004 гг.). Они включают советы по организации самостоятельной
подготовки, основные источники и литературу к семинарам
по новейшей отечественной истории. В приложениях представлен
справочный материал: схемы и таблицы по структуре государственного
аппарата и административному устройству Российской Федерации,
хронологическая таблица.
Предназначены для студентов, обучающихся по специальности
020700 История (дисциплина "Новейшая отечественная история:
(1941 – 2004 гг.)", блоки ОПД, ГСЭ), очной и очно-заочной форм
обучения.
УДК 94(470)
ББК Т3(2)6я73
© Ярославский государственный университет, 2005
© Н.М. Александров, А.В. Урядова, 2005
2
Стр.2
Цель и задачи курса новейшей
отечественной истории (1941 – 2004)
Цель курса новейшей отечественной истории – изучение и овладение
основами современных знаний об исторических процессах,
происходивших в России после февральской революции
1917 г. и до наших дней (в данной части курса рассматривается период
с 1941 г.). Достижение этой цели возможно путем прослушивания
курса лекций (аудиторно), работы на семинарах (аудиторно
и самостоятельно) и самостоятельной аналитической работы с
учебной, исследовательской литературой, а также с историческими
источниками. Задача курса – изучение важнейших процессов и закономерностей
развития советского и постсоветского государства
и общества на различных исторических этапах их существования,
знание которых необходимо для подготовки профессиональных
историков и преподавателей.
Курс новейшей отечественной истории (1941 – 2004) относится
к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых при подготовке
специалистов-историков. Он логически взаимосвязан с предшествующими
курсами средневековой и новой отечественной истории,
новейшей отечественной истории (1917 - 1940), а также с курсом
новейшей истории зарубежных стран данного периода (при изучении
теоретико-методологического материала, истории международных
отношений).
Методические рекомендации
по самостоятельной работе
с источниками и научной литературой
Методические указания дают возможность для хронологической
и событийной ориентировки, позволяют вычленить основные,
главные вопросы в обозначенной проблеме. Они служат основой,
помогают составить четкий и последовательный ответ как непосредственно
на семинаре, так и в дальнейшем на экзамене. Вопросы
семинарских занятий составлены таким образом, что часть из
3
Стр.3
них предполагают достаточно широкий, подробный ответ, скрупулезное
изучение сюжета, в то же время в методических указаниях
предпринята попытка по возможности избежать оценочных, философско-методологических
аспектов изучения истории, оставив за
студентами право самостоятельного выбора тех или иных методологических
подходов и историософских направлений. Подобная
позиция составителей прослеживается и в подборе рекомендуемых
источников и литературы, которые даются к каждой теме. В них
отражены различные подходы к современной историографии к
рассматриваемым проблемам.
Списки источников и литературы даны в сжатом виде, так что
при изучении учебного материала студенты могут привлекать и
другие источники и литературу, не включенные в данные методические
указания. В начале дан общий список источников и литературы
к курсу новейшей отечественной истории, а также учебников,
рекомендуемых при подготовке как к семинарским занятиям, так и
к экзаменам по курсу.
Дефицит учебной литературы по отечественной истории,
имевший место во второй половине 1980-х гг., потерял былую остроту.
Преподнесение истории по принципу «все наоборот» в сравнении
с учебниками написанными, когда господствовал единый
марксистско-ленинский подход, мало-помалу вытесняется из исторической
науки. Поэтому относительно учебников можно сказать,
что в настоящее время существует большое их разнообразие. В
связи с вышесказанным, составители данных методических указаний
не настаивают на использовании какого-то конкретного учебника.
Однако хочется порекомендовать студентам не обращаться к
литературе (в том числе и учебной), вышедшей ранее 1990 г. Видимо,
как при подготовке к семинарским занятиям, так и при подготовке
к экзамену студент будет вынужден обратиться к совокупности
учебной, научной литературы, текстам лекций и конспектам,
написанным в ходе подготовки к семинарским занятиям, поскольку
периодизация данного курса доходит до 2004 г., а события последних
лет в большинстве изданных на сегодняшний день учебников
не отражены вообще.
4
Стр.4
Список тем семинарских занятий
(4 ч.)
Тема 1. СССР в Великой Отечественной войне (1941 – 1945).
Тема 2. Последние годы сталинского режима: политика и
идеология (1946 – 1953). (2 ч.)
Тема 3. Социально-экономическое развитие СССР во второй
половине 1940-х – начале 1950-х годов. (2 ч.)
Тема 4. Внешняя политика СССР в 1946 – 1953 годах. (2 ч.)
Тема 5. Общественно-политическая жизнь СССР в середине
1950-х – середине 1960-х годов. (2 ч.)
Тема 6. Социально-экономические реформы в СССР в середине
1950-х – середине 1960-х годов. (2 ч.)
Тема 7. Общественно-политическое развитие страны в годы
«застоя». (2 ч.)
Тема 8. Советская экономика и социальная политика в период
«развитого социализма». (2 ч.)
Тема 9. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – середине
1980-х годов. (2 ч.)
Тема 10. СССР в годы перестройки. (2 ч.)
Тема 11. Распад СССР. (2 ч.)
Тема 12. Российская Федерация на современном этапе. (4 ч.)
Источники и литература
1. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения:
Сб. документов: Ежегодник. М., 1961 – 1986.
2. Документы внешней политики. Т. 22 - … М., 1992 - …
3. КПСС в резолюциях, решениях съездов и конференций.
9-е изд.: В 18 т. М., 1983 – 1986.
4. Политическая история России: хрестоматия для вузов. М.,
1996.
5. Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995): Учебное
пособие для студентов
Э.М. Щагина. М., 1996. 600 с.
вузов
5
/ Под ред. А.Р. Киселева,
Стр.5