Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Археологическая практика: Программа и Методические указания для студентов исторического факультета (90,00 руб.)

0   0
Авторы Е.К. Каднева Е.В. Спиридонова
ИздательствоЯрГУ
Страниц22
ID206524
АннотацияПрограмма и методические указания по проведению археологической практики составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами подготовки специалистов историков и музе ологов. Предназначены для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "Археология", блок ОПД), очной и очной-заочной формы обучения и специальности 021000 Музеология очной формы обучения.
Кем рекомендованодля студентов исторического факультета, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "Археология", блок ОПД), очной и очной-заочной формы обучения и специальности 021000 Музеология очной формы обучения
УДК902/904(07)
ББКТ4я73
Археологическая практика: Программа и Методические указания для студентов исторического факультета : Методические указания для студентов исторического факультета / Е.К. Каднева Е.В. Спиридонова .— Ярославль : ЯрГУ, 2004 .— 22 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206524 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Программа и методические указания для студентов исторического факультета Ярославль 2004 1 Составители: <...> Е.В. Спиридонова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ББК Т4я73 А87 УДК 902/904(07) Археологическая практика: Программа и метод. указания для студентов исторического факультета / Сост. <...> Рецензент – кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. <...> П.Г. Демидова © Ярославский государственный университет, 2004 © Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова, 2004 2 Пояснительная записка Программа и учебно-методические рекомендации предназначены для структурирования учебного процесса и обеспечения учебно-исследовательской работы студентов в период прохождения ими археологической практики. <...> Издание содержит пояснительную записку, цели и задачи, программу, регламентацию полевых археологических работ и основные правила безопасности при проведении экспедиции. <...> Археологическая практика проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом и является завершением первого года обучения студентов очного и очно-заочного отделений по специальности «История» и второго года обучения студентов по специальности «Музеология». <...> Основной целью археологической практики является выработка у студентов первоначальных навыков идентификации и описания древних объектов (поселений, стоянок, городищ, курганных и грунтовых могильников), а также ознакомление их с методикой исследования памятников, основами составления планов и схем, элементами моделирования древних процессов. <...> От участников полевой учебной практики требуется предварительная подготовка и знание нормативных документов, которые регулируют проведение такого рода мероприятия. <...> Издание этой работы вызвано необходимостью сконцентрировать внимание студентов на таких методах практической деятельности, применение которых <...>
Археологическая_практика_Программа_и__Методические_указания_для_студентов_исторического_факультета.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра всеобщей истории АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Программа и методические указания для студентов исторического факультета Ярославль 2004 1
Стр.1
Составители: Е.К. Кадиева, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории; Е.В. Спиридонова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ББК Т4я73 А87 УДК 902/904(07) Археологическая практика: Программа и метод. указания для студентов исторического факультета / Сост. Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2004. 20 с. Программа и методические указания по проведению археологической практики составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебными планами подготовки специалистов историков и музеологов. Предназначены для студентов исторического факультета, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "Археология", блок ОПД), очной и очной-заочной формы обучения и специальности 021000 Музеология очной формы обучения. Рецензент – кафедра всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова © Ярославский государственный университет, 2004 © Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова, 2004 2
Стр.2
Пояснительная записка Программа и учебно-методические рекомендации предназначены для структурирования учебного процесса и обеспечения учебно-исследовательской работы студентов в период прохождения ими археологической практики. Издание содержит пояснительную записку, цели и задачи, программу, регламентацию полевых археологических работ и основные правила безопасности при проведении экспедиции. Археологическая практика проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом и является завершением первого года обучения студентов очного и очно-заочного отделений по специальности «История» и второго года обучения студентов по специальности «Музеология». Практика длится 28 дней для студентов очного отделения и 14 дней для студентов очно-заочного отделения. Основной целью археологической практики является выработка у студентов первоначальных навыков идентификации и описания древних объектов (поселений, стоянок, городищ, курганных и грунтовых могильников), а также ознакомление их с методикой исследования памятников, основами составления планов и схем, элементами моделирования древних процессов. При этом студенты, специализирующиеся в области археологии, этнологии и истории древнего мира, смогут окончательно сформировать свои научные интересы. От участников полевой учебной практики требуется предварительная подготовка и знание нормативных документов, которые регулируют проведение такого рода мероприятия. Поэтому в настоящем издании приведены не только цели, задачи и программа, но и отражены особенности организации полевых археологических исследований, изложены основные правила безопасности, напечатан список рекомендуемой литературы и примерные образцы некоторых документов. Издание этой работы вызвано необходимостью сконцентрировать внимание студентов на таких методах практической деятельности, применение которых диктуется природно-географической и исторической спецификой Верхневолжского региона, где осуществляется учебная практика, а также наличием конкретных типов археологических объектов и сложившимся опытом их исследования. Предполагается использование студентами данных рекомендаций непосредственно в полевых условиях. 3
Стр.3
Цели и задачи археологической практики Проведение археологической практики преследует две основные цели, для реализации которых необходимо решение целого ряда задач. Первая цель является научно-образовательной. Она направлена на получение студентами научно-методических навыков работы с археологическими объектами, закрепление теоретических знаний студентов по общему курсу «Основы археологии» и развитие исследовательского подхода к изучению вещественных памятников – основных источников по древнейшей истории края. Для достижения первой цели поставлены следующие задачи: 1. Знакомство практикантов с различными археологическими памятниками в естественном географическом окружении, обучение студентов умению определять их фациальную принадлежность (поселение, стоянка, курганный могильник и т.п.). 2. Приобщение студентов к непосредственной практической деятельности: ознакомление студентов с методикой проведения археологических раскопок. 3. Ознакомление студентов-практикантов с особенностями залегания культурного слоя, со способами и методикой его изучения, а также со структурой различных археологических объектов (ямы, очаги, жилища и т.п.). 4. Выработка навыков составления планов изучаемых памятников, фиксации культурного слоя, разрезов, описания процесса работ (ведение дневника), отдельных объектов, погребений и стратиграфической ситуации. 5. Ознакомление студентов с устройством основных археологических инструментов и приборов и обучение применению их при проведении раскопок. 6. Обучение студентов правилам первичной обработки полученных материалов, составлению полевых описей, способам хранения и транспортировки артефактов. 7. Выработка у студентов умения работать с археологическими коллекциями и массовым археологическим материалом. 8. Определение письменной, графической и фотодокументации раскопок как материала, на который в результате полевых исследований переходят качества и свойства источника. 9. Изучение Закона об охране и использовании памятников истории и культуры и его осуществление. 4
Стр.4