П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Программа и методические указания
для студентов исторического факультета
Ярославль 2004
1
Составители: <...> Е.В. Спиридонова, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории
ББК
Т4я73
А87
УДК 902/904(07)
Археологическая практика: Программа и метод. указания для студентов исторического факультета / Сост. <...> Рецензент – кафедра всеобщей истории Ярославского государственного
университета им. <...> П.Г. Демидова
© Ярославский государственный университет, 2004
© Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова, 2004
2
Пояснительная записка
Программа и учебно-методические рекомендации предназначены для
структурирования учебного процесса и обеспечения учебно-исследовательской работы студентов в период прохождения ими археологической
практики. <...> Издание содержит пояснительную записку, цели и задачи, программу, регламентацию полевых археологических работ и основные правила безопасности при проведении экспедиции. <...> Археологическая практика проводится в соответствии с Государственным образовательным стандартом и является завершением первого
года обучения студентов очного и очно-заочного отделений по специальности «История» и второго года обучения студентов по специальности
«Музеология». <...> Основной целью археологической практики является выработка у
студентов первоначальных навыков идентификации и описания древних
объектов (поселений, стоянок, городищ, курганных и грунтовых могильников), а также ознакомление их с методикой исследования памятников,
основами составления планов и схем, элементами моделирования древних
процессов. <...> От участников полевой учебной практики требуется предварительная
подготовка и знание нормативных документов, которые регулируют проведение такого рода мероприятия. <...> Издание этой работы вызвано необходимостью сконцентрировать
внимание студентов на таких методах практической деятельности, применение которых <...>
Археологическая_практика_Программа_и__Методические_указания_для_студентов_исторического_факультета.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кафедра всеобщей истории
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Программа и методические указания
для студентов исторического факультета
Ярославль 2004
1
Стр.1
Составители:
Е.К. Кадиева, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей
истории;
Е.В. Спиридонова, кандидат исторических наук, старший преподаватель
кафедры всеобщей истории
ББК Т4я73
А87
УДК 902/904(07)
Археологическая практика: Программа и метод. указания для студентов
исторического факультета / Сост. Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова; Яросл.
гос. ун-т. Ярославль, 2004. 20 с.
Программа и методические указания по проведению археологической
практики составлены в соответствии с Государственным образовательным
стандартом и учебными планами подготовки специалистов историков и музеологов.
Предназначены
для студентов исторического факультета, обучающихся
по специальности 020700 История (дисциплина "Археология", блок ОПД),
очной и очной-заочной формы обучения и специальности 021000 Музеология
очной формы обучения.
Рецензент – кафедра всеобщей истории Ярославского государственного
университета им. П.Г. Демидова
© Ярославский государственный университет, 2004
© Е.К. Кадиева, Е.В. Спиридонова, 2004
2
Стр.2
Пояснительная записка
Программа и учебно-методические рекомендации предназначены для
структурирования учебного процесса и обеспечения учебно-исследовательской
работы студентов в период прохождения ими археологической
практики. Издание содержит пояснительную записку, цели и задачи, программу,
регламентацию полевых археологических работ и основные правила
безопасности при проведении экспедиции.
Археологическая практика проводится в соответствии с Государственным
образовательным стандартом и является завершением первого
года обучения студентов очного и очно-заочного отделений по специальности
«История» и второго года обучения студентов по специальности
«Музеология». Практика длится 28 дней для студентов очного отделения
и 14 дней для студентов очно-заочного отделения.
Основной целью археологической практики является выработка у
студентов первоначальных навыков идентификации и описания древних
объектов (поселений, стоянок, городищ, курганных и грунтовых могильников),
а также ознакомление их с методикой исследования памятников,
основами составления планов и схем, элементами моделирования древних
процессов. При этом студенты, специализирующиеся в области археологии,
этнологии и истории древнего мира, смогут окончательно сформировать
свои научные интересы.
От участников полевой учебной практики требуется предварительная
подготовка и знание нормативных документов, которые регулируют проведение
такого рода мероприятия. Поэтому в настоящем издании приведены
не только цели, задачи и программа, но и отражены особенности организации
полевых археологических исследований, изложены основные
правила безопасности, напечатан список рекомендуемой литературы и
примерные образцы некоторых документов.
Издание этой работы вызвано необходимостью сконцентрировать
внимание студентов на таких методах практической деятельности, применение
которых диктуется природно-географической и исторической
спецификой Верхневолжского региона, где осуществляется учебная практика,
а также наличием конкретных типов археологических объектов и
сложившимся опытом их исследования. Предполагается использование
студентами данных рекомендаций непосредственно в полевых условиях.
3
Стр.3
Цели и задачи археологической практики
Проведение археологической практики преследует две основные
цели, для реализации которых необходимо решение целого ряда задач.
Первая цель является научно-образовательной. Она направлена на получение
студентами научно-методических навыков работы с археологическими
объектами, закрепление теоретических знаний студентов по общему
курсу «Основы археологии» и развитие исследовательского
подхода к изучению вещественных памятников – основных источников
по древнейшей истории края.
Для достижения первой цели поставлены следующие задачи:
1. Знакомство практикантов с различными археологическими памятниками
в естественном географическом окружении, обучение студентов
умению определять их фациальную принадлежность (поселение,
стоянка, курганный могильник и т.п.).
2. Приобщение студентов к непосредственной практической деятельности:
ознакомление студентов с методикой проведения археологических
раскопок.
3. Ознакомление студентов-практикантов с особенностями залегания
культурного слоя, со способами и методикой его изучения, а также
со структурой различных археологических объектов (ямы, очаги, жилища
и т.п.).
4. Выработка навыков составления планов изучаемых памятников,
фиксации культурного слоя, разрезов, описания процесса работ (ведение
дневника), отдельных объектов, погребений и стратиграфической ситуации.
5.
Ознакомление студентов с устройством основных археологических
инструментов и приборов и обучение применению их при проведении
раскопок.
6. Обучение студентов правилам первичной обработки полученных
материалов, составлению полевых описей, способам хранения и транспортировки
артефактов.
7. Выработка у студентов умения работать с археологическими коллекциями
и массовым археологическим материалом.
8. Определение письменной, графической и фотодокументации раскопок
как материала, на который в результате полевых исследований
переходят качества и свойства источника.
9. Изучение Закона об охране и использовании памятников истории
и культуры и его осуществление.
4
Стр.4