С.И. БУРКОВА
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2009
ББК 81.00я73
Б 914
Рецензенты: <...> ISBN 978-5-7782-1208-4
В учебном пособии представлены конспект лекций и подробные планы семинарских занятий по курсу «Общее языкознание», включаещему в себя разделы, посвященные теории языкознания, истории лингвистических учений и методам исследования языка. <...> Задачи курса «Общее языкознание» – обобщить знания, полученные студентами в рамках изучения
лингвистических дисциплин, расширить и углубить общелингвистическую подготовку студентов-филологов, познакомить их с основными
лингвистическими направлениями и школами, ввести в проблематику
современной лингвистики, методологию и методику лингвистического
анализа. <...> Курс направлен на закрепление понятийной системы языкознания и системное представление множественности научных парадигм современной лингвистики, методов описания языка и представления результатов исследований. <...> В частности, несмотря на то что лингвистическая типология возникла
примерно в то же время, что и сравнительно-историческое языкознание, история типологии излагается после изучения темы «Фонология
и морфология в структурализме», так как опыт чтения курса показывает, что для выполнения заданий на семинарских занятиях по типологии
на материале различных языков необходимо знакомство с методикой
структурного анализа. <...> Формирование и развитие первой
научной парадигмы в языкознании – сравнительно-исторического языкознания (компаративистики). <...> ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
(IV – I тыс. до н. э.) <...> Арабское языкознание средних веков (с VII в)
Специфика изучаемого языка: классический арабский – флективный язык, слово- и формообразование в основном происходит за счет
14
внутренней флексии. <...> Центры арабского языкознания – г. Басра и г. Куфа в Месопотамии. <...> Махмуд Кашгарский (1030 – дата смерти не известна) Собрание
тюркских диалектов <...>
Общее_языкознание_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
С.И. БУРКОВА
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Утверждено Редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2009
Стр.1
ББК 81.00я73
Б 914
Рецензенты:
А.А. Мальцева, канд. филол. наук, вед. научн. сотр.
Института филологии СО РАН;
Е.В. Карпова, канд. филол. наук, доцент;
А.А. Соснина, ст. преподаватель кафедры филологии НГТУ
Работа подготовлена на кафедре филологии
Буркова С.И.
Б 914 Общее языкознание: учеб. пособие / С.И. Буркова. – Новосибирск :
Изд-во НГТУ, 2009. – 148 с.
ISBN 978-5-7782-1208-4
В учебном пособии представлены конспект лекций и подробные планы семинарских
занятий по курсу «Общее языкознание», включаещему в себя разделы,
посвященные теории языкознания, истории лингвистических учений и методам
исследования языка.
Пособие предназначено для студентов филологических факультетов, аспирантов-лингвистов,
обобщающих свои знания для сдачи квалификационных экзаменов
по специальности и преподавателей.
ББК 81.00я73
Буркова Светлана Игоревна
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Учебное пособие
Редактор А.Ю. Кроних
Выпускающий редактор И.П. Брованова
Корректор Л.Н. Киншт
Дизайн обложки С. Душкина
Компьютерная верстка В.И. Зенина
Подписано в печать 27.08.2009. Формат 60 84 1/16. Бумага офсетная. Тираж 150 экз.
Уч.-изд. л. 8,6. Печ. л. 9,25. Изд. № 92. Заказ № . Цена договорная
Отпечатано в типографии
Новосибирского государственного технического университета
630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20
ISBN 978-5-7782-1208-4
2
© Буркова С.И., 2009
© Новосибирский государственный
технический университет, 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .........................................................................................................
ЧАСТЬ I. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ .................................................................
Тема 1. Основные разделы общего языкознания и периодизация в истории
лингвистических учений ........................................................
Тема 2. Древнейшая история языкознания ................................................
Тема 3. Древнейшие лингвистические традиции .....................................
Тема 4. Языкознание средних веков (V – XIV вв.) и эпохи
Возрождения (XV – XVI вв.) .........................................................
Тема 5. Европейское языкознание XVII–XVIII вв. Грамматика Пор-Рояля ...
Тема 6. Сравнительно-историческое языкознание ...................................
Тема 7. Структурализм. Школы структурализма .....................................
Тема 8. Фонология и морфология в структурной лингвистике ...............
Тема 9. Типологическое языкознание ........................................................
Тема 10. Синтаксис в структурализме и постструктурализме 50–70-х гг.
XX в. ................................................................................................
Тема 11. Функционализм ..............................................................................
Тема 12. Социолингвистика ..........................................................................
Тема 13. Психолингвистика ..........................................................................
Тема 14. Лингвистическая прагматика ........................................................
Тема 15. Когнитивная лингвистика ..............................................................
Тема 16. Язык и культура ..............................................................................
ЧАСТЬ II. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ......................................................
Семинар 1. «Допарадигмальный» период в истории развития языкознания .
Семинар 2. Сравнительно-историческое языкознание ...............................
Семинар 3. Структурная лингвистика .........................................................
Семинар 4. Фонология и морфология в структурной лингвистике...........
Семинар 5. Типологическое языкознание ...................................................
Семинар 6. Синтаксис в структурализме, генеративистике и функционализме
..........................................................................................
Семинар 7. Социолингвистика .....................................................................
Семинар 8. Психолингвистика, лингвистическая прагматика ...................
Примеры вопросов к экзамену .....................................................................
149
3
8
8
9
10
14
17
19
26
35
40
48
51
59
64
69
71
72
78
78
79
85
87
93
103
110
120
126
Перечень языков, материал которых использован в примерах и заданиях 128
Библиографический список ..........................................................................
132
Стр.149