Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Общее языкознание (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБуркова С. И.
ИздательствоИзд-во НГТУ
Страниц149
ID206123
АннотацияВ учебном пособии представлены конспект лекций и подробные планы семинарских занятий по курсу «Общее языкознание», включающему в себя разделы, посвященные теории языкознания, истории лингвистических учений и методам исследования языка.
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов филологических факультетов, аспирантов-лингвистов, обобщающих свои знания для сдачи квалификационных экзаменов по специальности и преподавателей.
ISBN978-5-7782-1208-4
УДК81
ББК81.00я73
Буркова, С.И. Общее языкознание : учеб. пособие / С.И. Буркова .— Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009 .— 149 с. — ISBN 978-5-7782-1208-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/206123 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.И. БУРКОВА ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия НОВОСИБИРСК 2009 ББК 81.00я73 Б 914 Рецензенты: <...> ISBN 978-5-7782-1208-4 В учебном пособии представлены конспект лекций и подробные планы семинарских занятий по курсу «Общее языкознание», включаещему в себя разделы, посвященные теории языкознания, истории лингвистических учений и методам исследования языка. <...> Задачи курса «Общее языкознание» – обобщить знания, полученные студентами в рамках изучения лингвистических дисциплин, расширить и углубить общелингвистическую подготовку студентов-филологов, познакомить их с основными лингвистическими направлениями и школами, ввести в проблематику современной лингвистики, методологию и методику лингвистического анализа. <...> Курс направлен на закрепление понятийной системы языкознания и системное представление множественности научных парадигм современной лингвистики, методов описания языка и представления результатов исследований. <...> В частности, несмотря на то что лингвистическая типология возникла примерно в то же время, что и сравнительно-историческое языкознание, история типологии излагается после изучения темы «Фонология и морфология в структурализме», так как опыт чтения курса показывает, что для выполнения заданий на семинарских занятиях по типологии на материале различных языков необходимо знакомство с методикой структурного анализа. <...> Формирование и развитие первой научной парадигмы в языкознании – сравнительно-исторического языкознания (компаративистики). <...> ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ (IV – I тыс. до н. э.) <...> Арабское языкознание средних веков (с VII в) Специфика изучаемого языка: классический арабский – флективный язык, слово- и формообразование в основном происходит за счет 14 внутренней флексии. <...> Центры арабского языкознания – г. Басра и г. Куфа в Месопотамии. <...> Махмуд Кашгарский (1030 – дата смерти не известна) Собрание тюркских диалектов <...>
Общее_языкознание_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.149
Общее_языкознание_.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ С.И. БУРКОВА ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия НОВОСИБИРСК 2009
Стр.1
ББК 81.00я73 Б 914 Рецензенты: А.А. Мальцева, канд. филол. наук, вед. научн. сотр. Института филологии СО РАН; Е.В. Карпова, канд. филол. наук, доцент; А.А. Соснина, ст. преподаватель кафедры филологии НГТУ Работа подготовлена на кафедре филологии Буркова С.И. Б 914 Общее языкознание: учеб. пособие / С.И. Буркова. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. – 148 с. ISBN 978-5-7782-1208-4 В учебном пособии представлены конспект лекций и подробные планы семинарских занятий по курсу «Общее языкознание», включаещему в себя разделы, посвященные теории языкознания, истории лингвистических учений и методам исследования языка. Пособие предназначено для студентов филологических факультетов, аспирантов-лингвистов, обобщающих свои знания для сдачи квалификационных экзаменов по специальности и преподавателей. ББК 81.00я73 Буркова Светлана Игоревна ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ Учебное пособие Редактор А.Ю. Кроних Выпускающий редактор И.П. Брованова Корректор Л.Н. Киншт Дизайн обложки С. Душкина Компьютерная верстка В.И. Зенина Подписано в печать 27.08.2009. Формат 60 84 1/16. Бумага офсетная. Тираж 150 экз. Уч.-изд. л. 8,6. Печ. л. 9,25. Изд. № 92. Заказ № . Цена договорная Отпечатано в типографии Новосибирского государственного технического университета 630092, г. Новосибирск, пр. К. Маркса, 20 ISBN 978-5-7782-1208-4 2 © Буркова С.И., 2009 © Новосибирский государственный технический университет, 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ......................................................................................................... ЧАСТЬ I. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ................................................................. Тема 1. Основные разделы общего языкознания и периодизация в истории лингвистических учений ........................................................ Тема 2. Древнейшая история языкознания ................................................ Тема 3. Древнейшие лингвистические традиции ..................................... Тема 4. Языкознание средних веков (V – XIV вв.) и эпохи Возрождения (XV – XVI вв.) ......................................................... Тема 5. Европейское языкознание XVII–XVIII вв. Грамматика Пор-Рояля ... Тема 6. Сравнительно-историческое языкознание ................................... Тема 7. Структурализм. Школы структурализма ..................................... Тема 8. Фонология и морфология в структурной лингвистике ............... Тема 9. Типологическое языкознание ........................................................ Тема 10. Синтаксис в структурализме и постструктурализме 50–70-х гг. XX в. ................................................................................................ Тема 11. Функционализм .............................................................................. Тема 12. Социолингвистика .......................................................................... Тема 13. Психолингвистика .......................................................................... Тема 14. Лингвистическая прагматика ........................................................ Тема 15. Когнитивная лингвистика .............................................................. Тема 16. Язык и культура .............................................................................. ЧАСТЬ II. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ...................................................... Семинар 1. «Допарадигмальный» период в истории развития языкознания . Семинар 2. Сравнительно-историческое языкознание ............................... Семинар 3. Структурная лингвистика ......................................................... Семинар 4. Фонология и морфология в структурной лингвистике........... Семинар 5. Типологическое языкознание ................................................... Семинар 6. Синтаксис в структурализме, генеративистике и функционализме .......................................................................................... Семинар 7. Социолингвистика ..................................................................... Семинар 8. Психолингвистика, лингвистическая прагматика ................... Примеры вопросов к экзамену ..................................................................... 149 3 8 8 9 10 14 17 19 26 35 40 48 51 59 64 69 71 72 78 78 79 85 87 93 103 110 120 126 Перечень языков, материал которых использован в примерах и заданиях 128 Библиографический список .......................................................................... 132
Стр.149