Главные недостатки парового двигателя: низкий коэффициент полезного действия (КПД) и значительная масса силовой установки. <...> ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА
К ДВПТ относятся двигатели Стирлинга и Эриксона. <...> В настоящее
время наибольшее внимание уделяется двигателям Стирлинга, поскольку в термодинамическом цикле Стирлинга, состоящем из двух
изохор и двух изотерм, можно получить термический коэффициент
полезного действия, равный термическому КПД цикла Карно. <...> Рабочая полость Vp двигателя Стирлинга включает объем цилиндра
(цилиндров) над рабочим и вытеснительными поршнями (сумма Vг и
Vx), а также заполненные рабочим телом объемы нагревателя, регенератора, охладителя и соединительных каналов. <...> 1.2, б, в) видно, что перемещение вытеснительного поршня не приводит к изменению объема рабочей полости двигателя. <...> Конструктивные схемы двигателей Стирлинга:
а – два поршня расположены в отдельных цилиндрах; б – рабочий и вытеснительный поршень расположены в одном цилиндре;
в – рабочий и вытеснительный поршни расположены в отдельных цилиндрах: 1 – рабочий поршень; 2 – охладитель; 3 – регенератор; 4 – нагреватель; 5 – вытеснительный поршень
Рабочий объем двигателя представляет собой разницу между максимальным и минимальным объемами рабочей полости двигателя. <...> 1.2, б, в) рабочий объем равен
объему, который описывает рабочий поршень при перемещении из
одной мертвой точки в другую. <...> 6
В процессе перекачки рабочего тела в горячую полость Vг ему в регенераторе P и нагревателе H сообщается теплота, а в процессе перекачки рабочего тела в холодную полость Vх от него отводится теплота
в регенераторе P и охладителе О. <...> В процессе подвода теплоты по изохоре cz рабочий поршень находится в ВМТ. <...> В процессе отвода теплоты по изохоре ba рабочий поршень находится в НМТ, а вытеснительный перемещается в ВМТ, перекачивая
рабочее тело из горячей полости в холодную, где от него отводится
теплота. <...> Затем поршень-вытеснитель при неподвижном рабочем <...>
Рабочие_процессы,_конструкция_и_основы_расчета_двигателей_внутреннего_сгорания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Э.В. КЛЕЩИН, В.П. ГИЛЕТА
РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ,
КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВЫ
РАСЧЕТА ДВИГАТЕЛЕЙ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2009
Стр.1
УДК 621.43.001.24(075.8)
К 489
Рецензенты:
д-р техн. наук, проф. Ю.В. Дьяченко,
канд. техн. наук, доц. В.В. Коноводов
Клещин Э.В.
К 489
Рабочие процессы, конструкция и основы расчета двигателей
внутреннего сгорания : учеб. пособие / Э.В. Клещин, В.П. Гилета.
− Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. − 256 с.
ISBN 978-5-7782-1335-7
Настоящее учебное пособие должно помочь студентам самостоятельно
изучить рабочие процессы, конструкции и основы расчета автомобильных
двигателей. При разработке пособия использовались
материалы современных отечественных и зарубежных источников,
анализировались новейшие достижения в области двигателестроения,
представленные в отдельных патентах и на сайтах сети Интернет.
Пособие предназначено для студентов автомобильных специальностей
средних и высших учебных заведений, изучающих курсы «Рабочие
процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок
и транспортно-технологического оборудования», «Конструкция, расчет
и потребительские свойства изделий» и «Автомобильные двигатели», а
также может быть использовано для самообразования и повышения
квалификации инженерно-технического персонала.
УДК 621.43.001.24(075.8)
SBN 978-5-7782-1335-7
© Клещин Э.В., Гилета В.П., 2009
© Новосибирский государственный
технический университет, 2009
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................... 3
1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ТЕПЛОВЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ ...................................................................................................... 4
1.1. Принципиальные схемы и принцип действия тепловых двигателей
с внешним подводом теплоты ...................................................................... 4
1.1.1. Паровой двигатель .................................................................................. 4
1.1.2. Двигатель Стирлинга .............................................................................. 5
1.2. Принципиальные схемы и принцип действия двигателей внутреннего
сгорания ........................................................................................................ 10
1.2.1. Газотурбинный двигатель .................................................................... 11
1.2.2. Реактивный двигатель .......................................................................... 11
1.2.3. Поршневые четырехтактные и двухтактные двигатели .................... 11
1.2.4. Другие известные схемы поршневых двигателей .............................. 28
1.2.5. Бесшатунные двигатели ....................................................................... 31
1.2.6. Комбинированные двигатели............................................................... 40
1.2.7. Гибридные двигатели ........................................................................... 42
1.2.8. Двигатели без вредных выбросов ........................................................ 45
1.2.9. Водородные двигатели ......................................................................... 48
1.2.10. Двигатели на природном газе ............................................................ 52
1.3. Классификация автотракторных двигателей ............................................. 53
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ПРОЦЕССА
В ПОРШНЕВЫХ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ ........................................................................................................ 54
2.1. Процесс газообмена ..................................................................................... 54
2.1.1. Расчет параметров, характеризующих процесс наполнения
и газообмена .......................................................................................... 59
2.1.2. Особенности расчета процессов впуска и газообмена дизельного
двигателя и двигателя с искровым зажиганием с газотурбинным
наддувом ................................................................................................ 64
2.1.3. Факторы, влияющие на наполнение цилиндра .................................. 66
252
Стр.252
2.2. Процесс сжатия ............................................................................................ 71
2.2.1. Особенности расчета процесса сжатия дизельного двигателя
с газотурбинным наддувом .................................................................. 73
2.3. Процесс смесеобразования ......................................................................... 73
2.3.1. Процессы смесеобразования в бензиновых двигателях .................... 73
2.3.2. Испарение топлива ............................................................................... 74
2.3.3. Неравномерность состава смеси по цилиндрам ................................. 75
2.3.4. Образование расслоенных зарядов ...................................................... 76
2.3.5. Смесеобразование в дизельных двигателях ....................................... 78
2.3.6. Особенности смесеобразования в газовых двигателях...................... 79
2.4. Процесс сгорания ......................................................................................... 80
2.4.1. Процесс сгорания в двигателях с искровым зажиганием .................. 81
2.4.2. Детонационное сгорание. Факторы, влияющие на появление
детонации ............................................................................................... 91
2.4.3. Преждевременное самовоспламенение ............................................... 92
2.4.4. Последующее самовоспламенение ...................................................... 93
2.4.5. Процесс сгорания в дизельных двигателях ........................................ 94
2.5. Процесс расширения.................................................................................. 100
2.5.1. Параметры рабочего тела в конце процесса расширения
в двигателях с искровым зажиганием ............................................... 101
2.5.2. Параметры рабочего тела в конце процесса расширения
для дизелей .......................................................................................... 101
2.5.3. Особенности расчета процесса расширения в дизельном
двигателе с газотурбинным наддувом .............................................. 101
2.5.4. Проверка правильности выбора параметров остаточных газов ..... 102
2.6. Определение энергетических, эксплуатационных и геометрических
параметров двигателя ................................................................................ 102
2.6.1. Расчетное и действительное среднее индикаторное давление ....... 102
2.6.2. Индикаторный КПД и удельный индикаторный
расход топлива .................................................................................... 103
2.6.3. Механические (внутренние) потери и эффективные показатели
двигателя .............................................................................................. 104
2.6.4. Определение размеров цилиндра и хода поршня ............................ 106
2.6.5. Тепловой баланс двигателя ................................................................ 108
253
Стр.253
3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭКОНОМИЧНОСТЬ
И МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ................... 110
3.1. Факторы, влияющие на экономичность двигателя ................................. 110
3.2. Факторы, влияющие на мощность двигателя .......................................... 113
4. ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСТОЙЧИВОСТЬ РЕЖИМА РАБОТЫ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ............................................................ 116
4.1. Характеристики двигателя ........................................................................ 117
4.1.1. Внешняя скоростная характеристика ................................................ 117
4.1.2. Нагрузочная характеристика.............................................................. 119
4.1.3. Регулировочные характеристики ....................................................... 121
4.2. Устойчивость режима работы и запас крутящего момента
двигателя ..................................................................................................... 121
5. СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ .... 122
5.1. Карбюраторные системы питания ............................................................ 123
5.2. Способы совершенствования впрыска топлива и систем
управления ................................................................................................. 131
5.2.1. Конструктивные схемы систем питания и управления
с помощью моновпрыска ................................................................... 133
5.2.2. Системы распределенного впрыска топлива .................................... 139
5.2.3. Система непосредственного впрыска топлива «GDI» ..................... 144
5.2.4. Перспективные направления развития систем непосредственного
впрыска топлива и увеличения мощности разрабатываемых
бензиновых двигателей ...................................................................... 146
5.3. Системы питания дизельного двигателя .................................................. 149
5.3.1. Система с многоплунжерным топливным насосом высокого
давления с рядным расположением плунжерных пар ..................... 150
5.3.2. Система с топливным одноплунжерным насосом высокого
давления распределительного типа .................................................. 151
5.3.3. Система питания с общим аккумулятором топлива
(система типа «Common Rail») .......................................................... 153
5.3.4. Система впрыска насосом-форсункой .............................................. 154
5.4. Системы питания, работающие на принципе карбюрации
и впрыска при использовании в качестве топлива сжиженного газа .... 157
5.5. Альтернативные виды топлив и горючих смесей ................................... 159
5.6. Принятые сокращения систем питания и управления работой
двигателей зарубежных легковых автомобилей ................................... 161
254
Стр.254
6. КОНСТРУКЦИЯ МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ
ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ........................................................................ 162
6.1. Механизм газораспределения ................................................................... 162
6.1.1. Конструкции механизмов газораспределения .................................. 163
6.1.2. Регулирование фаз клапанного газораспределения ......................... 170
6.1.3. Конструктивные соотношения элементов клапана .......................... 171
6.1.4. Определение основных параметров механизма
газораспределения .............................................................................. 173
6.1.5. Элементы клапанного механизма газораспределения ..................... 174
6.2. Кривошипно-шатунный механизм ........................................................... 181
6.2.1. Подвижная группа деталей ................................................................ 182
6.2.2. Неподвижная группа деталей ............................................................ 206
6.3. Система смазки .......................................................................................... 211
6.3.1. Приборы смазочной системы ............................................................. 213
6.3.2. Вентиляция картера. ........................................................................... 215
6.3.3. Основы расчета системы смазки двигателей .................................... 216
6.3.4. Моторные масла .................................................................................. 217
6.4. Система охлаждения .................................................................................. 220
6.4.1. Устройство и работа системы охлаждения ....................................... 220
6.4.2. Основы расчета жидкостной системы охлаждения ......................... 224
6.4.3. Охлаждающие жидкости .................................................................... 225
6.5. Система пуска двигателей ......................................................................... 226
6.5.1. Способы пуска двигателей ................................................................. 227
6.5.2. Энергетика запуска ............................................................................. 228
6.5.3. Средства, облегчающие пуск двигателя ........................................... 230
6.6. Способы уменьшения токсичности отработавших газов, требования
стандарта Евро, глушители и проблемы снижения шума ...................... 235
7. ОСНОВЫ РАСЧЕТА ПРОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ..................................... 241
7.1. Оценка прочности узлов и деталей .......................................................... 241
7.2. Расчет деталей на прочность с учетом влияния переменной
нагрузки ...................................................................................................... 243
7.3. Оценка работоспособности теплонапряженных деталей двигателя ..... 245
8. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ...................................................................... 247
Библиографический список ................................................................................ 251
255
Стр.255