Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Рабочие процессы, конструкция и основы расчета двигателей внутреннего сгорания (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКлещин Э. В.
АвторыГилета В. П.
ИздательствоИзд-во НГТУ
Страниц256
ID206060
АннотацияНастоящее учебное пособие должно помочь студентам самостоятельно изучить рабочие процессы, конструкции и основы расчета автомобильных двигателей. При разработке пособия использовались материалы современных отечественных и зарубежных источников, анализировались новейшие достижения в области двигателестроения, представленные в отдельных патентах и на сайтах сети Интернет.
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов автомобильных специальностей средних и высших учебных заведений, изучающих курсы «Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок и транспортно-технологического оборудования», «Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий» и «Автомобильные двигатели», а также может быть использовано для самообразования и повышения квалификации инженерно-технического персонала.
ISBN978-5-7782-1335-7
УДК621.43.001.24(075.8)
Клещин, Э.В. Рабочие процессы, конструкция и основы расчета двигателей внутреннего сгорания : учеб. пособие / В.П. Гилета; Э.В. Клещин .— Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009 .— 256 с. : ил. — ISBN 978-5-7782-1335-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/206060 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Главные недостатки парового двигателя: низкий коэффициент полезного действия (КПД) и значительная масса силовой установки. <...> ДВИГАТЕЛЬ СТИРЛИНГА К ДВПТ относятся двигатели Стирлинга и Эриксона. <...> В настоящее время наибольшее внимание уделяется двигателям Стирлинга, поскольку в термодинамическом цикле Стирлинга, состоящем из двух изохор и двух изотерм, можно получить термический коэффициент полезного действия, равный термическому КПД цикла Карно. <...> Рабочая полость Vp двигателя Стирлинга включает объем цилиндра (цилиндров) над рабочим и вытеснительными поршнями (сумма Vг и Vx), а также заполненные рабочим телом объемы нагревателя, регенератора, охладителя и соединительных каналов. <...> 1.2, б, в) видно, что перемещение вытеснительного поршня не приводит к изменению объема рабочей полости двигателя. <...> Конструктивные схемы двигателей Стирлинга: а – два поршня расположены в отдельных цилиндрах; б – рабочий и вытеснительный поршень расположены в одном цилиндре; в – рабочий и вытеснительный поршни расположены в отдельных цилиндрах: 1 – рабочий поршень; 2 – охладитель; 3 – регенератор; 4 – нагреватель; 5 – вытеснительный поршень Рабочий объем двигателя представляет собой разницу между максимальным и минимальным объемами рабочей полости двигателя. <...> 1.2, б, в) рабочий объем равен объему, который описывает рабочий поршень при перемещении из одной мертвой точки в другую. <...> 6 В процессе перекачки рабочего тела в горячую полость Vг ему в регенераторе P и нагревателе H сообщается теплота, а в процессе перекачки рабочего тела в холодную полость Vх от него отводится теплота в регенераторе P и охладителе О. <...> В процессе подвода теплоты по изохоре cz рабочий поршень находится в ВМТ. <...> В процессе отвода теплоты по изохоре ba рабочий поршень находится в НМТ, а вытеснительный перемещается в ВМТ, перекачивая рабочее тело из горячей полости в холодную, где от него отводится теплота. <...> Затем поршень-вытеснитель при неподвижном рабочем <...>
Рабочие_процессы,_конструкция_и_основы_расчета_двигателей_внутреннего_сгорания.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Э.В. КЛЕЩИН, В.П. ГИЛЕТА РАБОЧИЕ ПРОЦЕССЫ, КОНСТРУКЦИЯ И ОСНОВЫ РАСЧЕТА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия НОВОСИБИРСК 2009
Стр.1
УДК 621.43.001.24(075.8) К 489 Рецензенты: д-р техн. наук, проф. Ю.В. Дьяченко, канд. техн. наук, доц. В.В. Коноводов Клещин Э.В. К 489 Рабочие процессы, конструкция и основы расчета двигателей внутреннего сгорания : учеб. пособие / Э.В. Клещин, В.П. Гилета. − Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. − 256 с. ISBN 978-5-7782-1335-7 Настоящее учебное пособие должно помочь студентам самостоятельно изучить рабочие процессы, конструкции и основы расчета автомобильных двигателей. При разработке пособия использовались материалы современных отечественных и зарубежных источников, анализировались новейшие достижения в области двигателестроения, представленные в отдельных патентах и на сайтах сети Интернет. Пособие предназначено для студентов автомобильных специальностей средних и высших учебных заведений, изучающих курсы «Рабочие процессы, конструкция и основы расчета энергетических установок и транспортно-технологического оборудования», «Конструкция, расчет и потребительские свойства изделий» и «Автомобильные двигатели», а также может быть использовано для самообразования и повышения квалификации инженерно-технического персонала. УДК 621.43.001.24(075.8) SBN 978-5-7782-1335-7 © Клещин Э.В., Гилета В.П., 2009 © Новосибирский государственный технический университет, 2009 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................................................................................................................... 3 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ТЕПЛОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ...................................................................................................... 4 1.1. Принципиальные схемы и принцип действия тепловых двигателей с внешним подводом теплоты ...................................................................... 4 1.1.1. Паровой двигатель .................................................................................. 4 1.1.2. Двигатель Стирлинга .............................................................................. 5 1.2. Принципиальные схемы и принцип действия двигателей внутреннего сгорания ........................................................................................................ 10 1.2.1. Газотурбинный двигатель .................................................................... 11 1.2.2. Реактивный двигатель .......................................................................... 11 1.2.3. Поршневые четырехтактные и двухтактные двигатели .................... 11 1.2.4. Другие известные схемы поршневых двигателей .............................. 28 1.2.5. Бесшатунные двигатели ....................................................................... 31 1.2.6. Комбинированные двигатели............................................................... 40 1.2.7. Гибридные двигатели ........................................................................... 42 1.2.8. Двигатели без вредных выбросов ........................................................ 45 1.2.9. Водородные двигатели ......................................................................... 48 1.2.10. Двигатели на природном газе ............................................................ 52 1.3. Классификация автотракторных двигателей ............................................. 53 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ПРОЦЕССА В ПОРШНЕВЫХ ЧЕТЫРЕХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ........................................................................................................ 54 2.1. Процесс газообмена ..................................................................................... 54 2.1.1. Расчет параметров, характеризующих процесс наполнения и газообмена .......................................................................................... 59 2.1.2. Особенности расчета процессов впуска и газообмена дизельного двигателя и двигателя с искровым зажиганием с газотурбинным наддувом ................................................................................................ 64 2.1.3. Факторы, влияющие на наполнение цилиндра .................................. 66 252
Стр.252
2.2. Процесс сжатия ............................................................................................ 71 2.2.1. Особенности расчета процесса сжатия дизельного двигателя с газотурбинным наддувом .................................................................. 73 2.3. Процесс смесеобразования ......................................................................... 73 2.3.1. Процессы смесеобразования в бензиновых двигателях .................... 73 2.3.2. Испарение топлива ............................................................................... 74 2.3.3. Неравномерность состава смеси по цилиндрам ................................. 75 2.3.4. Образование расслоенных зарядов ...................................................... 76 2.3.5. Смесеобразование в дизельных двигателях ....................................... 78 2.3.6. Особенности смесеобразования в газовых двигателях...................... 79 2.4. Процесс сгорания ......................................................................................... 80 2.4.1. Процесс сгорания в двигателях с искровым зажиганием .................. 81 2.4.2. Детонационное сгорание. Факторы, влияющие на появление детонации ............................................................................................... 91 2.4.3. Преждевременное самовоспламенение ............................................... 92 2.4.4. Последующее самовоспламенение ...................................................... 93 2.4.5. Процесс сгорания в дизельных двигателях ........................................ 94 2.5. Процесс расширения.................................................................................. 100 2.5.1. Параметры рабочего тела в конце процесса расширения в двигателях с искровым зажиганием ............................................... 101 2.5.2. Параметры рабочего тела в конце процесса расширения для дизелей .......................................................................................... 101 2.5.3. Особенности расчета процесса расширения в дизельном двигателе с газотурбинным наддувом .............................................. 101 2.5.4. Проверка правильности выбора параметров остаточных газов ..... 102 2.6. Определение энергетических, эксплуатационных и геометрических параметров двигателя ................................................................................ 102 2.6.1. Расчетное и действительное среднее индикаторное давление ....... 102 2.6.2. Индикаторный КПД и удельный индикаторный расход топлива .................................................................................... 103 2.6.3. Механические (внутренние) потери и эффективные показатели двигателя .............................................................................................. 104 2.6.4. Определение размеров цилиндра и хода поршня ............................ 106 2.6.5. Тепловой баланс двигателя ................................................................ 108 253
Стр.253
3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ЭКОНОМИЧНОСТЬ И МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ................... 110 3.1. Факторы, влияющие на экономичность двигателя ................................. 110 3.2. Факторы, влияющие на мощность двигателя .......................................... 113 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСТОЙЧИВОСТЬ РЕЖИМА РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ............................................................ 116 4.1. Характеристики двигателя ........................................................................ 117 4.1.1. Внешняя скоростная характеристика ................................................ 117 4.1.2. Нагрузочная характеристика.............................................................. 119 4.1.3. Регулировочные характеристики ....................................................... 121 4.2. Устойчивость режима работы и запас крутящего момента двигателя ..................................................................................................... 121 5. СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ .... 122 5.1. Карбюраторные системы питания ............................................................ 123 5.2. Способы совершенствования впрыска топлива и систем управления ................................................................................................. 131 5.2.1. Конструктивные схемы систем питания и управления с помощью моновпрыска ................................................................... 133 5.2.2. Системы распределенного впрыска топлива .................................... 139 5.2.3. Система непосредственного впрыска топлива «GDI» ..................... 144 5.2.4. Перспективные направления развития систем непосредственного впрыска топлива и увеличения мощности разрабатываемых бензиновых двигателей ...................................................................... 146 5.3. Системы питания дизельного двигателя .................................................. 149 5.3.1. Система с многоплунжерным топливным насосом высокого давления с рядным расположением плунжерных пар ..................... 150 5.3.2. Система с топливным одноплунжерным насосом высокого давления распределительного типа .................................................. 151 5.3.3. Система питания с общим аккумулятором топлива (система типа «Common Rail») .......................................................... 153 5.3.4. Система впрыска насосом-форсункой .............................................. 154 5.4. Системы питания, работающие на принципе карбюрации и впрыска при использовании в качестве топлива сжиженного газа .... 157 5.5. Альтернативные виды топлив и горючих смесей ................................... 159 5.6. Принятые сокращения систем питания и управления работой двигателей зарубежных легковых автомобилей ................................... 161 254
Стр.254
6. КОНСТРУКЦИЯ МЕХАНИЗМОВ И СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ........................................................................ 162 6.1. Механизм газораспределения ................................................................... 162 6.1.1. Конструкции механизмов газораспределения .................................. 163 6.1.2. Регулирование фаз клапанного газораспределения ......................... 170 6.1.3. Конструктивные соотношения элементов клапана .......................... 171 6.1.4. Определение основных параметров механизма газораспределения .............................................................................. 173 6.1.5. Элементы клапанного механизма газораспределения ..................... 174 6.2. Кривошипно-шатунный механизм ........................................................... 181 6.2.1. Подвижная группа деталей ................................................................ 182 6.2.2. Неподвижная группа деталей ............................................................ 206 6.3. Система смазки .......................................................................................... 211 6.3.1. Приборы смазочной системы ............................................................. 213 6.3.2. Вентиляция картера. ........................................................................... 215 6.3.3. Основы расчета системы смазки двигателей .................................... 216 6.3.4. Моторные масла .................................................................................. 217 6.4. Система охлаждения .................................................................................. 220 6.4.1. Устройство и работа системы охлаждения ....................................... 220 6.4.2. Основы расчета жидкостной системы охлаждения ......................... 224 6.4.3. Охлаждающие жидкости .................................................................... 225 6.5. Система пуска двигателей ......................................................................... 226 6.5.1. Способы пуска двигателей ................................................................. 227 6.5.2. Энергетика запуска ............................................................................. 228 6.5.3. Средства, облегчающие пуск двигателя ........................................... 230 6.6. Способы уменьшения токсичности отработавших газов, требования стандарта Евро, глушители и проблемы снижения шума ...................... 235 7. ОСНОВЫ РАСЧЕТА ПРОЧНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ..................................... 241 7.1. Оценка прочности узлов и деталей .......................................................... 241 7.2. Расчет деталей на прочность с учетом влияния переменной нагрузки ...................................................................................................... 243 7.3. Оценка работоспособности теплонапряженных деталей двигателя ..... 245 8. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ...................................................................... 247 Библиографический список ................................................................................ 251 255
Стр.255

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.