Л.Г. ЗАБЕЛИНА, Е.Е. НЕЧУНАЕВА
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2010
1
ББК 75.711я73
З - 122
Рецензенты: <...> В пособии раскрыты исторические аспекты развития легкой атлетики как вида спорта; детально рассмотрены основы техники легкоатлетических двигательных действий, а также методы и приемы их
обучения; предложены методические рекомендации по развитию физических способностей занимающихся. <...> Основная цель курса – научить студентов использовать средства
легкой атлетики для формирования и совершенствования физического,
духовного и нравственного здоровья. <...> Ядро курса составляет теоретический и практический материал,
объединяющий следующие основные направления:
физическая культура в общекультурной и профессиональной
подготовке студентов;
основы здорового стиля жизни;
теория, методика и практика избранного вида спорта;
индивидуальная программа физического совершенствования;
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. <...> Цель и задачи курса направлены на формирование у студентов потребности в занятиях физкультурной деятельностью, на передачу необходимых знаний, умений и навыков для реализации программы индивидуального физического совершенствования посредством использования легкоатлетических упражнений. <...> Теоретические учебные занятия формируют мировоззренческую
систему научно-практических знаний и отношение студентов к ФК. <...> Студенты изучают историю развития легкой атлетики, познают
особенности спортивной тренировки, знакомятся с оздоровительными
системами, в которых ведущими средствами ФК выступают легкоатлетические физические упражнения. <...> 6
На занятиях данного типа особое место отводится выбору средств
из перечня легкоатлетических физических упражнений, методам определения индивидуальных параметров физической нагрузки, планированию гармоничного процесса физической подготовки, а <...>
Легкая_атлетика.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Л.Г. ЗАБЕЛИНА, Е.Е. НЕЧУНАЕВА
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного пособия
НОВОСИБИРСК
2010
1
Стр.1
ББК 75.711я73
З - 122
Рецензенты:
А.П. Кизько, канд. пед. наук, доц.
А.В. Тертычный, канд. пед. наук, доц.
Забелина Л.Г.
З - 122 Легкая атлетика : учеб. пособие / Л.Г. Забелина, Е.Е. Нечунаева.
– Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2010. – 58 с.
ISBN 978-5-7782-1448-4
Данное учебное пособие содержит материал курса по дисциплине
«Физическая культура» специализации «Легкая атлетика» для высшего
учебного заведения.
В пособии раскрыты исторические аспекты развития легкой атлетики
как вида спорта; детально рассмотрены основы техники легкоатлетических
двигательных действий, а также методы и приемы их
обучения; предложены методические рекомендации по развитию физических
способностей занимающихся.
Адресовано студентам высшего учебного заведения, а также преподавателям
физического воспитания.
ББК 75.711я73
ISBN 978-5-7782-1448-4
© Забелина Л.Г., Нечунаева Е.Е., 2010
© Новосибирский государственный
технический университет, 2010
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................... 4
1. Содержание учебного курса физического воспитания студентов,
обучающихся по специальности «Легкая атлетика» .................................. 5
2. Теоретический раздел программного материала ...................................... 12
Лекция № 1. История возникновения и развития легкой атлетики ................... 12
Лекция № 2. Виды специализации внутри спорта .............................................. 14
Лекция № 3. Инвентарь и оборудование для занятий легкой атлетикой .......... 15
Лекция № 4. Средства легкой атлетики, способствующие здоровью
и профессиональной деятельности человека ................................ 18
Лекция № 5. Субъективные показатели самоконтроля ...................................... 20
Лекция № 6. Объективные показатели самоконтроля ........................................ 22
Лекция № 7. Определение объема нагрузки для организма
занимающегося ................................................................................ 24
Лекция № 8. Методы определения уровня функционального
состояния организма занимающегося ............................................ 25
Лекция № 9. Программа индивидуального физического
совершенствования .......................................................................... 27
Лекция № 10. Параметры планирования физической нагрузки ........................ 28
Лекция № 11. Методика развития способностей к бегу на короткие,
средние и длинные дистанции ...................................................... 30
Лекция № 12. Основы развития силовых способностей .................................... 31
3. Техническая и тактическая подготовка студентов на занятиях
по специальности «Легкая атлетика» .......................................................... 33
Основа техники и методика обучения основным специально-беговым
упражнениям .......................................................................................................... 33
Основа техники и методика обучения беговому шагу ....................................... 35
Основа техники и методика обучения бегу по виражу ...................................... 38
Основа техники и методика обучения бегу на короткие дистанции
(30 и 200 м) ............................................................................................................. 40
Основа техники и методика обучения бегу на средние дистанции
(женщины 800 м, мужчины 1000 м) ..................................................................... 46
Основа техники и методика обучения бегу на длинные дистанции
(женщины 2 км, мужчины 3 км) ........................................................................... 49
Основы тактики бега на средние и длинные дистанции .................................... 50
4. Основы методики физической подготовки студентов отделения
«Легкая атлетика» ........................................................................................... 53
Список литературы ................................................................................................ 57
3
Стр.3