Н.И. КОЛЕСНИКОВА
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО
ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Монография
Москва
«Флинта»
«Наука»
Новосибирск
НГТУ
2009
УДК 81.1
ББК 81.411.2-7-91
К 603
Рецензенты:
д-р пед. наук, проф. <...> Лингводидактическая концепция формирования жанровой
компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования : монография / Н.И. Колесникова. <...> ISBN 978-5-7782-1143-8 (НГТУ)
ISBN 978-5-9765-0808-8 (Флинта)
ISBN 978-5-02-034803-5 (Наука)
В монографии представлена межпрофильная концепция поэтапного, преемственного, модульного формирования жанровой компетенции в научной сфере общения студентов и магистрантов нефилологических вузов. <...> Учебно-методическое обеспечение и научное сопровождение
включает межжанровую модель научного текста, модели простых и
сложных научных жанров, методику формирования жанровостилистической компетенции с учетом специальности обучающихся и этапа обучения. <...> Научный стиль в системе функциональных разновидностей современного русского литературного языка ................... 13 <...> Организация процесса формирования жанровой компетенции
магистрантов (послевузовский этап обучения) ............................. 218 <...> Развитие научной речи российских учащихся долгое время было
прерогативой общеобразовательной школы, направлявшей в вузы
выпускников, не обремененных необходимым багажом коммуникативных умений и тактик в учебно-научной сфере, не имеющих сформированных навыков написания вторичных жанров (рефератов,
аннотаций, резюме и пр.) <...> В содержании дисциплины «Русский язык и культура речи» в ГОС
второго поколения не упоминается о специфике жанров функционального научного стиля. <...> Сегодня успешному решению проблемы формирования жанровой
компетенции студентов-нефилологов мешают и другие противоречия,
например: 1) между переходом современного образования к компетентностному подходу и отсутствием социально одобренной содержательной модели коммуникативной компетенции <...>
Лингводидактическая_концепция_формирования_жанровой_компетенции_учащихся_в_системе_непрерывного_языкового_образования.pdf
Н.И. КОЛЕСНИКОВА
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЖАНРОВОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО
ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Монография
Новосибирск
НГТУ
2009
Москва
«Флинта»
«Наука»
Стр.1
УДК 81.1
ББК 81.411.2-7-91
К 603
Рецензенты:
д-р пед. наук, проф. Е.Н. Пузанкова,
д-р филол. наук, проф. Ю.В. Фоменко
Колесникова Н.И.
К 603 Лингводидактическая концепция формирования жанровой
компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования
: монография / Н.И. Колесникова. – Новосибирск :
Изд-во НГТУ. – М. : Флинта; Наука, 2009. – 408 с.
ISBN 978-5-7782-1143-8 (НГТУ)
ISBN 978-5-9765-0808-8 (Флинта)
ISBN 978-5-02-034803-5 (Наука)
В монографии представлена межпрофильная концепция поэтапного,
преемственного, модульного формирования жанровой компетенции
в научной сфере общения студентов и магистрантов нефилологических
вузов.
Предложенная концепция основана на идее непрерывности языкового
образования, жанрово-стилистическом и деятельностном
подходах к содержанию и организации обучения.
Учебно-методическое обеспечение и научное сопровождение
включает межжанровую модель научного текста, модели простых и
сложных научных жанров, методику формирования жанровостилистической
компетенции с учетом специальности обучающихся
и этапа обучения.
Книга адресована специалистам, работающим на стыке филологии
и лингводидактики, преподавателям русского языка и речеведческих
дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях,
научным руководителям магистрантов и аспирантов любого профиля,
а также всем, кто причастен к научной деятельности.
УДК 81.1
ББК 81.411.2-7-91
ISBN 978-5-7782-1143-8 (НГТУ)
ISBN 978-5-9765-0808-8 (Флинта)
ISBN 978-5-02-034803-5 (Наука)
© Колесникова Н.И., 2009
© Новосибирский государственный
технический университет, 2009
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................................................. 7
ГЛАВА 1. Научный стиль в системе функциональных разновидностей
современного русского литературного языка ................... 13
1.1. Функциональные разновидности современного русского литературного
языка .............................................................................. 13
1.1.1. Понятие «стиля» в современной лингвистической науке ..... 15
1.1.2. Классификация функциональных стилей и их отличительные
особенности ................................................................ 18
1.1.3. Стилеобразующие факторы и стилевые черты ...................... 21
1.1.4. Стили языка и стили речи ........................................................ 23
1.1.5. Стили и жанры .......................................................................... 25
1.2. Научный стиль речи ........................................................................... 29
1.2.1. Актуальность исследований научного стиля ......................... 29
1.2.2. Стилевые черты научной речи ................................................ 31
1.2.3. Устная и письменная формы научной речи ........................... 38
1.2.4. Внутристилевая дифференциация научной речи ................... 40
1.3. Язык науки и подъязыки специальностей ....................................... 43
1.3.1. Научный стиль и язык науки ................................................... 45
1.3.2. Специфические особенности терминов .................................. 49
1.4. Научный текст: стилевые, категориальные и структурносмысловые
особенности .................................................................... 55
1.5. Типология способов изложения в научных текстах ....................... 68
1.5.1. Подтипы способов изложения ................................................. 76
Выводы ....................................................................................................... 80
Стр.3
4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2. Лингводидактические и лингвопсихологические особенности
формирования жанровой компетенции студентов
и магистрантов ................................................................................. 83
2.1. Коммуникативно-деятельностные потребности студентов нефилологических
вузов........................................................................ 83
2.1.1. Анализ соответствия учебников и учебных пособий
«Русский язык и культура речи» коммуникативным потребностям
студентов ............................................................... 97
2.2. Языковая личность студента нефилологического вуза ................ 113
2.3. Когнитивный подход к описанию языковой и речевой деятельности
студентов нефилологического вуза .............................. 128
2.4. Научные жанры в лингводидактическом освещении ................... 139
2.4.1. Жанрово-стилевое многообразие русской научной речи
как пространство для формирования жанровой компетенции
...................................................................................... 139
2.4.2. Актуальные для изучения научные жанры и их внутрижанровые
варианты ................................................................ 149
2.4.3. Типологические модели научных текстов и жанров ........... 162
2.4.3.1. Типологическая текстовая модель «Коммуникативный
блок» .............................................................. 162
2.4.3.2. Типологическая жанровая модель «Субжанр» ....... 170
2.4.3.3. Жанр «Введение» и его «субжанры» ....................... 173
2.4.3.4. Межжанровая модель научного текста .................... 185
Выводы ..................................................................................................... 196
ГЛАВА 3. Организация процесса формирования жанровой компетенции
учащихся в системе непрерывного языкового образования
......................................................................................... 199
3.1. Организация процесса формирования жанровой компетенции
учащихся на предвузовском этапе .................................................. 199
3.2. Организация процесса формирования жанровой компетенции
студентов на вузовском этапе обучения......................................... 207
3.3. Организация процесса формирования жанровой компетенции
магистрантов (послевузовский этап обучения) ............................. 218
3.4. Система упражнений для формирования жанровой компетенции
в научной сфере общения ......................................................... 234
Стр.4
5
3.4.1. Система подготовительных упражнений (формирование
языковой/речевой, стилистической и текстовой компетенции)
..................................................................................... 235
3.4.2. Система упражнений, направленных на овладение вторичными
жанрами ................................................................... 275
3.4.3. Система упражнений, направленных на овладение первичными
жанрами ................................................................... 286
3.5. Экспериментальное исследование лингводидактической концепции
формирования жанровой компетенции ............................. 307
Выводы ..................................................................................................... 324
Заключение ........................................................................................................ 326
Список литературы .......................................................................................... 330
Приложения ....................................................................................................... 374
Стр.5