И. Р. НАСЫРОВ
ИНСТИТУТ
ФИЛОСОФИИ
ОСНОВАНИЯ
ИСЛАМСКОГО
МИСТИЦИЗМА
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ
Второе издание
ЯЗЫКИ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ
СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
КУЛЬТУР
2012
Москва
Москва 2009
2009
ББК
83.3(0)
3131
ББК
87.3(0)
ББК
83.3(0)Н Н
учреждена
к печати
Серия
учреждена
к печати
ББК 83.3(0) Н 31 Серия
Ученым
Советом
Института
философии
РАН
Ученым
Советом
Института
философии
РАН
Серия учреждена к печати
Ученым
Советом
Института
философии
РАН
Издание
осуществлено
при
поддержке
Издание
осуществлено
при
поддержке
Фонда
исследований
исламской
культуры
Фонда
исследований
исламской
культуры
Издание
осуществлено
при поддержке
Фонда исследований исламской культуры
Ответственный
редактор
тома
Ответственный
редактор
тома
член�корреспондент
РАН
член�корреспондент
РАН
Ответственный
редактор
тома
член�корреспондент <...> В книге
исследуются
причины
возникновения
мистического
течения
в ис�
исследуются
причины
возникновения
мистического
течения
в ис�
ламе
и
превращения
в
суфизм. <...> На
основе
об�
ламе
и его
его
превращения
в философский
философский
суфизм. <...> НаНа
основе
об�об�
ламе
и его
превращения
в философский
суфизм.
основе
ширного
текстологического
материала
суфизм
рассматривается
ширного
текстологического
материала
суфизм
рассматривается
ширного
текстологического
материала
суфизм
рассматривается
во
всех
исторических
формах
его
бытования
как
единое
явление.
во во
всех
исторических
формах
егоего
бытования
каккак
единое
явление.
всех
исторических
формах
бытования
единое
явление. <...> Единство и единственность Бытия: видение мира неиным
Богу. <...> Что объединяет мироотречную практику (зухд) раннего ислама с философскими
построениями элитарного суфизма? <...> Как из движения «отрешения
от мирского» (зухд) раннего ислама возникла мистическая традиция? <...> Ведь принято считать, что аскетизм предполагает ничтожность
10
Предисловие
множественного мира и негативную установку к мирскому, тогда
как мистическое мировидение, основанное на посылке <...>
Основы_исламского_мистицизма.pdf
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
Москва 2009
2012
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
Москва 2009
Стр.1
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
ИСЛАМСКОГО МИРА
Ответственный редактор серии
член�корреспондент РАН
А. В. Смирнов
Исследования
Том 1
Стр.2
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
И. Р. НАСЫРОВ
ОСНОВАНИЯ
ИСЛАМСКОГО
МИСТИЦИЗМА
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ
Второе издание
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
Москва 2009
2012
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
Москва 2009
Стр.3
ББК 83.3(0) Н 31
ББК 87.3(0)
ББК 83.3(0) Н 31
ББК 83.3(0) Н 31 Серия учреждена к печати
Серия учреждена к печати
Ученым Советом Института философии РАН
Ученым Советом Института философии РАН
Издание осуществлено при поддержке
Фонда исследований исламской культуры
Издание осуществлено при поддержке
Фонда исследований исламской культуры
Ответственный редактор тома
член�корреспондент РАН
А. В. Смирнов
Насыров И. Р.
Н 31
Н 31
Н 31
Н 31
Насыров И. Р.
Основания исламского мистицизма (генезис и эволю�
Основания исламского мистицизма (генезис и эволю�
ция). — М.: Языки славянских культур, 2009. — 552 с.
Работа посвящена исследованию онтологических и гносео�
логических оснований одного из ведущих направлений класси�
ция). — М.: Языки славянских культур, 2009. — 552 с.
Работа посвящена исследованию онтологических и гносео�
логических оснований одного из ведущих направлений класси�
ческой арабо�мусульманской философии — суфизма. В книге
исследуются причины возникновения мистического течения в ис�
ламе и его превращения в философский суфизм. На основе об�
ширного текстологического материала суфизм рассматривается
во всех исторических формах его бытования как единое явление.
В центре внимания автора — экспозиция основных суфийских
концепций в свете их становления и развития. Книга снабжена
Серия «Философская мысль исламского мира»
Серия «Философская мысль исламского мира»
Серия «Философская мысль исламского мира»
Исследования
Исследования
Том 1
Научное издание
Научное издание
ОСНОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО МИСТИЦИЗМА
(ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ)
Ильшат Рашитович Насыров
Том 1
Исследования
Том 1
Ильшат Рашитович Насыров
ОСНОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО МИСТИЦИЗМА
(ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ)
Зав. редакцией М. Тимофеева. Дизайн Я. Быстровой.
Подписано в печать 28.08.2009. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная № 1,
печать офсетная. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 34,5. Тираж 600. Заказ №
Издательство «Языки славянских культур». № госрегистрации 1037789030641.
Тел.: 95�171�95. E�mail: Lrc.phouse@gmail.com
Site: http://www.lrc�press.ru, http://www.lrc�lib.ru
Зав. редакцией М. Тимофеева. Дизайн Я. Быстровой.
Корректор А. Ставцев. Оригинал�макет подготовлен И. Богатыревой
Корректор А. Ставцев. Оригинал�макет подготовлен И. Богатыревой
Подписано в печать 28.08.2009. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная № 1,
Зав. редакцией М. Тимофеева. Дизайн Я. Быстровой.
500.
10.01.2012.
ISBN 978�5�9551�0336�5
ISBN 978�5�9551�0336�5
печать офсетная. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 34,5. Тираж 600. Заказ №
Издательство «Языки славянских культур». № госрегистрации 1037789030641.
Тел.: 95�171�95. E�mail: Lrc.phouse@gmail.com
Site: http://www.lrc�press.ru, http://www.lrc�lib.ru
ISBN 978�5�9551�0336�5
© И. Р. Насыров, 2009
© Фонд исследований исламской культуры, 2009
© Языки славянских культур, 2009
© И. Р. Насыров, 2009
2012
© Фонд исследований исламской культуры, 2009
© Языки славянских культур, 2009
2012
Подписано в печать 28.08.2009. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная № 1,
печать офсетная. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 34,5. Тираж 600. Заказ №
Издательство «Языки славянских культур». № госрегистрации 1037789030641.
Тел.: 95�171�95. E�mail: Lrc.phouse@gmail.com
Site: http://www.lrc�press.ru, http://www.lrc�lib.ru
ОСНОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО МИСТИЦИЗМА
(ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ)
Ильшат Рашитович Насыров
Издатель А. Кошелев
Корректор А. Ставцев. Оригинал�макет подготовлен И. Богатыревой
Издатель А. КошелевИздатель А. Кошелев
Научное издание
ББК 87.3
ББК 83.3
ББК 83.3
Основания исламского мистицизма (генезиз и эволюция).
2-е изд., испр. – М.: Языки славянских культур, 2012. – 552 с.
ламе и его превращения в философский суфизм. На основе об�
ширного текстологического материала суфизм рассматривается
во всех исторических формах его бытования как единое явление.
В центре внимания автора — экспозиция основных суфийских
концепций в свете их становления и развития. Книга снабжена
предметным и именным указателями, списком арабоязычных
терминов и понятий.предметным и именным указателями, списком арабоязычных
терминов и понятий.
Насыров И. Р.
Основания исламского мистицизма (генезис и эволю�
Ответственный редактор тома
член�корреспондент РАН
А. В. Смирнов
ция). — М.: Языки славянских культур, 2009. — 552 с.
Работа посвящена исследованию онтологических и гносео�
логических оснований одного из ведущих направлений класси�
ческой арабо�мусульманской философии — суфизма. В книге
исследуются причины возникновения мистического течения в ис�
ламе и его превращения в философский суфизм. На основе об�
ширного текстологического материала суфизм рассматривается
во всех исторических формах его бытования как единое явление.
В центре внимания автора — экспозиция основных суфийских
концепций в свете их становления и развития. Книга снабжена
предметным и именным указателями, списком арабоязычных
терминов и понятий.
ББК 83.3
Ответственный редактор тома
член�корреспондент РАН
А. В. Смирнов
Ученым Советом Института философии РАН
Серия учреждена к печати
Издание осуществлено при поддержке
Фонда исследований исламской культуры
© И. Р. Насыров, 2009
© Фонд исследований исламской культуры, 2009
© Языки славянских культур, 2009
2012
Стр.4
Оглавление
Предисловие ..................................................................................................9
Введение .......................................................................................................13
Глава I. Феномен «зухда» в исламе ...........................................................33
§ 1.1. Аскетизм в античности, христианстве, буддизме
и в доисламской Аравии ........................................................................38
§ 2.1. «Зухд» в исламе ............................................................................56
2.1.1. Трактовки «зухда» традиционалистами, мутазилитами
и суфиями в первые века ислама .....................................................65
2.1.1.1. Понимание «зухда» ранними традиционалистами .....67
2.1.1.2. Понимание «зухда» мутазилитами ...............................70
2.1.1.3. Понимание «зухда» ранними суфиями ........................72
2.1.2. Отношение к «зухду» в эпоху классического ислама ..........80
2.1.2.1. Отношение к «зухду» в среде традиционалистов .......80
2.1.2.2. Отношение к «зухду» в рамках доктринального
суфизма ........................................................................................84
2.1.3. Трактовка феномена «зухд» и соотношения «зухд»
и «тасаввуф» (суфизм) в исламоведении ....................................103
§ 3.1. Развитие «зухда»: разделение на практический
и теоретический «зухд» ........................................................................120
3.1.1. Физический «зухд» ...............................................................135
3.1.2. Этический «зухд» ..................................................................138
3.1.3. «Зухд» как духовно-практическая деятельность
с познавательной установкой и его онто-гносеологические
основания ........................................................................................140
3.1.3.1. Онтологические основания (общие и частные
основания возникновения познавательного аспекта зухда) ..142
3.1.3.2. Теоретико-познавательные элементы «отрешения
от мирского» (зухд) ...................................................................152
3.1.3.3. Становление мистической традиции в рамках
«отрешения от мирского» (зухд) ..............................................174
3.1.3.4. Кризис движения «отрешения от мирского» (зухд) ..189
Глава II. Развитие доктринального суфизма ..........................................197
§ 2.1. От рационального к интуитивному ..........................................201
§ 2.2. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фанā’)
как опыт трансцендирования ..............................................................224
Стр.5
§ 2.3. Учения об интуитивно-созерцательном познании
Абсолюта ...............................................................................................228
2.3.1. ’Абy Са‘ид ал-ХÔаррāз ...........................................................228
2.3.2. Сахл ат-Тустари ....................................................................230
2.3.3. ’Абy Йазид ал-Бистāми ........................................................236
2.3.4. Ал-Х̣аллāдж ...........................................................................244
2.3.5. Ал-Г̣азāли ..............................................................................250
§ 2.4. Концепция суфийского познания: «Путь к Богу» (тарūк) .....258
2.4.1. Основание суфийской теории и практики ..........................258
2.4.2. «Стоянки» (макāмāт) и «состояния» (ахвāл) ....................262
2.4.3. Богопоминание (зÔикр), «постоянное осознание» (мурāкаба)
и «радение» (самā‘) ........................................................................267
2.4.4. Конечная цель Пути к Богу (тарūк) ...................................268
2.4.4.1. «[Само]уничтожение [в Боге]» (фанā’), «пребывание
[в Боге]» (бакā’) и «нахождение [Бога]» (ваджд) .................268
2.4.4.2. «Созерцание» (мушāхада) ...........................................276
2.4.4.3. Интуитивно-созерцательное и мистическое
познание .....................................................................................279
2.4.4.4. Первоначало и множественный мир,
познаваемость Первоначала .....................................................287
2.4.4.5. Время (вакт) .................................................................292
2.4.4.6. От понимания истины как предмета поиска
к ее «утвержденности» .............................................................293
§ 2.5. От дуализма к моноонтизму ......................................................308
2.5.1. «Наука Единобожия» (‘илм ат‑тавхūд) ал-Джунайда .....316
2.5.2. Теория «договора» (мūcāк) ..................................................328
2.5.3. Учение ал-Джунайда о богопознании ................................332
Глава III. Единство и единственность Бытия: видение мира неиным
Богу. Самопознание как открывание потаенного Бытия ........................357
§ 3.1. Человек как место самопостижения Бога в процессе Его
проявления (таджаллин) в мире ........................................................360
§ 3.2. Коран и хадисы о богоявлении (таджаллин) ..........................363
§ 3.3. Богоявление (таджаллин) в суфизме .......................................365
§ 3.4. Ибн ‘Араби и его последователи о богоявлении
(таджаллин) .........................................................................................372
3.4.1. «Прекрасные имена Бога» (ал‑асмā’ ал‑хуснā) ..................385
§ 3.5. Богоявление (таджаллин) как акт самопознания
Абсолюта в человеке ............................................................................390
Стр.6
§ 3.6. «Достижение истинности» (тахкūк) как реализация единства
«осуществившего Истину» (мухаккик) с предметом своего знания,
с Абсолютом ..........................................................................................399
3.6.1. Рациональное познание .......................................................403
3.6.2. Интуитивно-созерцательное познание (мушāхада) ..........408
3.6.3. Мистическое познание («достижение истинности»
(тахкūк)) ..........................................................................................412
3.6.4. «Избранничество» (вилāйа) — высшая степень суфийского
познания, итог «достижения истинности» (тахкūк) ...................439
3.6.5. Развитие идеи «единства бытия» (вахдат ал‑вуджyд)
после Ибн ‘Араби и характер комментаторской традиции
(неоплатонизация Ибн ‘Араби) .....................................................445
Заключение ................................................................................................463
Список сокращений .................................................................................466
Библиография ...........................................................................................467
Биобиблиографический словарь...........................................................483
Предметный указатель ...........................................................................491
Указатель имен .........................................................................................522
Указатель арабских терминов и словосочетаний ..............................531
Стр.7