Прослеживаются судьбы русских царей, представителей белого и черного духовенства, служилых людей, купечества, зодчих, поэтов и писателей, художников, музыкантов,
ученых, а также судьбы русских женщин XVII – первой трети
XVIII века. <...> В русской истории было немало подобных переломных эпох,
и одна из них падает на бунташное семнадцатое столетие и последовавшее за ним петровское время. <...> Для него переходный период между древней
Русью и новой Россией падал на первую половину XVII века, а
«деятельность обоих сыновей царя Алексея Михайловича, Феодора и Петра, принадлежит к новой истории». <...> Большой шаг вперед был
сделан царем Алексеем Михайловичем, который начал многие
реформы в военной, технической и других областях, продолженные затем его сыновьями. <...> Однако большинство историков, литературоведов и искусствоведов и XIX, и XX века, говоря о переходной
культуре, удовлетворялись расплывчатым «западным влиянием»,
между прочим предполагавшим некую активность влияющей
стороны. <...> На наш взгляд, еще протопоп Аввакум как современник переломной эпохи чутко уловил ее сущность, кроющуюся в умах
русских людей XVII столетия: «О, бедная Русь, чтой-то тебе захотелось немецких обычаев и поступков? <...> Будучи противником
этих перемен, Аввакум стоял насмерть за старину, проклиная новизну. <...> Переориентация на разум, рациональное начало, на «чувственное мировосприятие», последовавшая за кризисом Смутного времени, заставила русских отказаться от старины и начать
постигать мир заново при помощи разума, пяти чувств, науки. <...> Постулат защитников старины лучше всего выразил, конечно же, знаменитый старообрядец протопоп Аввакум: «Не нами сие положено – лежи оно так вовеки! <...> Префект Славяно-греко-латинской академии Иосиф Туробойский призывал своих учеников не уподобляться «невегласом ничто же сведущим, ничто же нигде же видевшим, ни слышавшим,
но яко желв под своею клетью неисходно пребывающим, и егда
что ново (выделено нами. <...> Второй после антитезы <...>
Русские_в_переломную_эпоху_от_Средневековья_к_Новому_времени_(1).pdf
Русские в пеРеломную эпоху
Стр.1
Л.А. Черная
Русские в переломную эпоху
от Средневековья к Новому времени
москва
логос
2012
Стр.3
уДк 373.167.1:94 (47)
ББк 63.3(2)46
Ч49
Рецензенты
Н.М. Рогожкин, доктор исторических наук, профессор
М.Ф. Киселев, доктор искусствоведения, профессор
Ч49
Черная Л.А.
Русские в переломную эпоху: от средневековья к новому
времени: учеб. пособие / л.А. Черная. – м.: логос,
2012. – 248 с.
ISBN 978-5-98704-589-3
Рассматриваются сложные социокультурные изменения,
происходившие с сословиями и социальными группами, а также
с отдельными историческими лицами в переломную эпоху
в канун петровских преобразований и во время реформ петра
великого. прослеживаются судьбы русских царей, представителей
белого и черного духовенства, служилых людей, купечества,
зодчих, поэтов и писателей, художников, музыкантов,
ученых, а также судьбы русских женщин XVII – первой трети
XVIII века.
Для студентов высших учебных заведений, получающих образование
по направлению (специальности) «история». может
использоваться в учебном процессе колледжей и школ с
углубленной гуманитарной подготовкой. привлечет внимание
широкого круга читателей, интересующихся русской историей
и культурой.
уДк 373.167.1:94 (47)
ББк 63.3(2)46
ISBN 978-5-98704-589-3
© Черная л.А., 2012
© логос, 2012
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
пРедиСЛовие ...................................................................................6
введеНие ...........................................................................................7
ГЛАвА 1. от царя к императору ........................................................19
ГЛАвА 2. от чернеца к богослову .....................................................41
ГЛАвА 3. от служилого человека к чиновнику ...............................73
ГЛАвА 4. от купца к «промышленнику» ...................................... 101
ГЛАвА 5. от мастера каменных дел к архитектору ...................... 121
ГЛАвА 6. от виршеплета к поэту .................................................... 135
ГЛАвА 7. от иконописца к живописцу .......................................... 150
ГЛАвА 8. от певчего к композитору .............................................. 167
ГЛАвА 9. от «внешнего мудреца» к ученому................................ 177
ГЛАвА 10. от теремной затворницы к политичной даме ............. 193
ЗАкЛюЧеНие ................................................................................. 212
ЛитеРАтуРА .................................................................................... 216
СпиСок иЛЛюСтРАций ........................................................... 247
Стр.5