Вопросы филологических наук, № 4, 2010
Литературоведение
Русская литература
Летохо Е.В., аспирант Московского педагогического государственного университета
ПОЭТИКА ОЧЕРКА К.Г. ПАУСТОВСКОГО «НОВАЯ ЭРА»
Очерк «Новая эра» (1961), сопоставимый по содержанию и пафосу с написанным в одно
время с ним, очерком «Старая рукопись» продолжает тему покорения космоса. <...> Вопросы филологических наук, № 4, 2010
Мэн Фаньхун
О ВОЗЗРЕНИЯХ Л.Н. <...> ТОЛСТОГО НА СМЕРТЬ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ «СМЕРТЬ ИВАНА ИЛЬИЧА»)
Смерть – одна вечная тема на протяжении всего творческого пути Л.Н. Толстого. <...> рассказ «Смерть Ивана Ильича» является заглавным,
центральным, программным по теме смерти. <...> 9
Вопросы филологических наук, № 4, 2010
Как член Судебной палаты, Иван Ильич Головин «был второй сын» среди трёх сыновей,
«гордостью семьи». <...> .
Через пять лет Иван Ильич получил место судебного следователя. <...> «В самой службе, именно
в следствиях, Иван Ильич очень быстро усвоил приём отстранения от себя всех обстоятельств, не касающихся службы...» <...> Через два года службы следователем Иван Ильич женился на самой привлекательной, умной, блестящей девушке – девице «хорошего дворянского
рода». <...> Иван Ильич руководствовался только мыслью и чувством обычной жизни, у него не было
смысла жизни, поэтому вначале смерть для него страшна. <...> Перед лицом смерти Иван Ильич снова осмыслил свою жизнь, у него возник
смысл жизни, тогда смерть для него уже не страшная, а радостная. <...> ПУШКИНА В ВОСПРИЯТИИ МИР ДЖАЛАЛА
Мир Джалал Али оглу Пашаев (1908–1978), столетие со дня рождения которого было
включено в календарь ЮНЕСКО на 2008 год и торжественно отмечено не только в Азербайджане, но и во Франции, являясь признанным авторитетом в области изучения и преподавания классической азербайджанской литературы, не ограничивался рамками национальной
литературы, и в своем творчестве опирался на богатые традиции мировой литературы. <...> В этом списке, будь он приведен
здесь, можно было бы найти имена, можно <...>
Вопросы_филологических_наук_№4_2010.pdf
Вопросы филологических наук, № 4, 2010
Литературоведение
Русская литература
Летохо Е.В., аспирант Московского педагогического
государственного университета
ПОЭТИКА
ОЧЕРКА К.Г. ПАУСТОВСКОГО «НОВАЯ ЭРА»
Очерк «Новая эра» (1961), сопоставимый по содержанию и пафосу с написанным в одно
время с ним, очерком «Старая рукопись» продолжает тему покорения космоса. Авторское
жанровое определение произведения можно дополнить дефиницией ‘мемуарный’, т. к. в содержательной
его основе – ретроспекция. Повествователь – свидетель возникновения «новой
эры в жизни человечества»1, отсюда восторженный пафос и некоторые содержательные
и стилистические особенности очерка.
Так, «путешествие» летчика-космонавта названо писателем предметом гордости «всего
мыслящего человечества» [1; 365]. Мыслящее человечество – основной предмет внимания
и одно из излюбленных выражений В.И. Вернадского [2]. Именно мысль человека стала решающим
фактором на пути перехода от биосферы к ноосфере. Создавая научные теории, человек
тем самым формирует культурное пространство («деятельность, отмеченная знаком
плюс, служащая благу человека») [3; 365].
«Нам не свойственно хвастовство, но очень свойственна сдержанная вера в своих людей,
в гений русского народа и еще больше в гений человечества» [1; 364]. Подобное утверждение
звучит как признание заслуг космистов. Именно в «ноосферную эпоху», в ХХ-ом столетии
происходит «взрыв научной мысли», который приводит к изобретению первой ракеты, первому
космическому полету [4].
Автор, подчёркивая свою причастность к достижениям соотечественников, прибегает
к высказываниям, близким афористическим («Жизнь человечества делится на огромные
промежутки, на соединение многих эпох» [1; 363]), использованию грамматических форм 2го
лица множественного числа: «Нам не свойственно…», «Какие бы трудности ни ожидали
нас…» и т. п.
К.Г. Паустовский также обращается к мифологическому прошлому: Ю. Гагарин сопоставлен
с Икаром. Мыслям о «русском Икаре», по мнению писателя, не исчезнуть никогда
и «полет Гагарина будет волновать людей пока будет существовать наша Земля» [1; 364].
Слово Земля автор не случайно пишет с большой буквы, это название планеты, а не просто
мира вокруг, как это было в более ранних произведениях.
Размышления о космическом полете вызывают воспоминания о летчике Уточкине, чей
«идиллический андерсоновский полет» кажется архаическим на фоне современного писателю
полета на «могучих воздушных кораблях».
Признавая наступление «новой величайшей эры», К.Г. Паустовский как часть «мыслящего
человечества» вступает в своего рода диалог с космистами, в частности с В.И. Вернадским,
объявившим ХХ век эрой разума.
Поэтика рассмотренного очерка позволяет не только говорить о постоянных чертах авторского
стиля (ослабленность сюжета, лиричность и субъективность описания), но и является
примером влияния на очерковую прозу писателя «духа времени». Содержание очерка полностью
продиктовано важнейшим для страны событием, которое не могло оставить равнодуш1
Возникновение «новой эры», связанное с освоением космического пространства – закономерная отсылка
к имени К.Э. Циолковского. Идеи «отца космонавтики», по наблюдениям автора, были особенно
популярны в 1950-е годы.
7
Стр.1