В. А. ЛЮБУШКИН
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саранск
2012
УДК 340.11(470.345)
ББК Х400
Л 934
Под редакцией доктора юридических наук, профессора,
заслуженного деятеля науки Республики Мордовия <...> Л 934
Конституционно-правовая характеристика Республики Мордовия
как субъекта Российской Федерации / Под ред. <...> УДК 340.11(470.345)
ББК Х400
ISBN 978-5-905536-06-9
© Любушкин В. А., 2012
Введение
Конституционное законодательство республик уже являлось предметом
специальных научных исследований. <...> Федеративный характер отечественной государственности означает, что
субъекты Федерации имеют не только свои предметы ведения и полномочия,
но и право на собственное законодательство в границах, указанных в статье 73
Конституции Российской Федерации. <...> Конституционное законодательство республик является источником
конституционного права. <...> К предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов Конституция Российской Федерации относит защиту
прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов
организации
системы
органов
государственной
власти
и
местного
самоуправления. <...> Кроме того, Конституция Российской Федерации
наделила субъекты Федерации правом иметь свои конституции (уставы),
собственное законодательство и органы государственной власти. <...> Конституционно-правовой статус Республики Мордовия представляет
собой установленные в Конституции РФ и закрепленные на ее основе в
Конституции Республики Мордовия права, обязанности и ответственность
Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации. <...> Важнейшим составляющим правового статуса субъекта РФ являются его
предметы ведения и полномочия. <...> Конституция Республики Мордовия, как конституции и уставы других
субъектов Федерации, по своей юридической природе является актом
конституционного характера, хотя и не носит, как Конституция РФ,
завершенного характера, поскольку обладают меньшей, по <...>
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ_ХАРАКТЕРИСТИКА_РЕСПУБЛИКИ_МОРДОВИЯ_КАК_СУБЪЕКТА_РОССИЙСКОЙ_ФЕДЕРАЦИИ_монография.pdf
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева
В. А. ЛЮБУШКИН
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саранск
2012
Стр.1
УДК 340.11(470.345)
ББК Х400
Л 934
Под редакцией доктора юридических наук, профессора,
заслуженного деятеля науки Республики Мордовия
А. Р. ЕРЕМИНА
Р еценз енты:
Доктор юридических наук, профессор В. В. Гошуляк
Кандидат юридических наук, доцент Н. А. Федякова
Любушкин В. А.
Л 934
Конституционно-правовая характеристика Республики Мордовия
как субъекта Российской Федерации / Под ред. А. Р. Еремина. – Саранск:
Типография ООО «ПРИНТ-ИЗДАТ», 2012. – 176 с.
ISBN 978-5-905536-06-9
В монографии комплексно освещаются вопросы становления и развития на
современном этапе конституционного законодательства Республики Мордовия как
субъекта Российской Федерации. Охарактеризован институт основных прав и свобод
человека и гражданина в конституционном законодательстве Республики Мордовия.
Особое место отведено анализу конституционно-правового статуса Мордовии.
Книга рассчитана на преподавателей, студентов и аспирантов юридических
факультетов и вузов, представляет интерес для депутатов, должностных лиц органов
государственной власти, представительных органов всех уровней, а также всех
интересующихся проблемами конституционного и уставного законодательства
субъектов Российской Федерации, проблемами организации и деятельности органов
законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.
УДК 340.11(470.345)
ББК Х400
ISBN 978-5-905536-06-9
© Любушкин В. А., 2012
Стр.2
Введение
Конституционное законодательство республик уже являлось предметом
специальных научных исследований. Однако это не дает основания делать
вывод о том, что изучаемый вопрос потерял свою актуальность, а
следовательно, научно-теоретическую и практическую значимость.
Федеративный характер отечественной государственности означает, что
субъекты Федерации имеют не только свои предметы ведения и полномочия,
но и право на собственное законодательство в границах, указанных в статье 73
Конституции Российской Федерации. Поэтому во всех субъектах Российской
Федерации идет активный законотворческий процесс. При этом за последние
годы количество законодательных актов, принятых в Российской Федерации и
особенно в ее субъектах, значительно возросло. В связи с этим возникает
необходимость глубокого научного анализа этих явлений. Именно этим
обусловлена научно-теоретическая значимость избранной проблемы
исследования.
Кроме того, республиканское конституционное законодательство
представляет собой одно из малоразработанных направлений в науке
конституционного права, оно играет значимую роль в регулировании
отношений, происходящих в субъектах РФ.
Конституционное законодательство республик является источником
конституционного права. К предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов Конституция Российской Федерации относит защиту
прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов
организации системы органов государственной власти и местного
самоуправления. Эти сферы общественных отношений относятся к предмету
конституционного права. Кроме того, Конституция Российской Федерации
наделила субъекты Федерации правом иметь свои конституции (уставы),
собственное законодательство и органы государственной власти. Все это
требует формирования единого правового пространства.
3
Стр.3
Важной задачей является совершенствование правового регулирования
деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ,
в том числе Республики Мордовия, которая участвует в реализации
федеральной политики на местах.
Конституционно-правовой статус Республики Мордовия представляет
собой установленные в Конституции РФ и закрепленные на ее основе в
Конституции Республики Мордовия права, обязанности и ответственность
Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации. При этом степень
самостоятельности субъектов Федерации в определении своего статуса
ограничивается конституционно-правовым статусом субъектов РФ,
установленным в Конституции РФ и государственным суверенитетом
Российской Федерации.
Важнейшим составляющим правового статуса субъекта РФ являются его
предметы ведения и полномочия. Однако и здесь Конституцией РФ и
федеральным законодательством установлены правовые рамки для определения
статуса субъектов Федерации.
Конституция Республики Мордовия, как конституции и уставы других
субъектов Федерации, по своей юридической природе является актом
конституционного характера, хотя и не носит, как Конституция РФ,
завершенного характера, поскольку обладают меньшей, по сравнению с
федеральным законодательством юридической силой и может быть
скорректирована в соответствии с меняющимся федеральным
законодательством.
Данное исследование преследует важную практическую цель – создать
научные предпосылки дальнейшего развития и совершенствования
конституционного и уставного законодательства субъектов Российской
Федерации с тем, чтобы в России, как в федеративном государстве,
существовала согласованная и непротиворечивая правовая система.
Проблемы конституционного законодательства Республики Мордовия
требуют своего дальнейшего научного осмысления и исследования.
4
Стр.4
В предлагаемой читателю работе предпринята попытка продолжить
научную дискуссию по проблеме совершенствования правового регулирования
деятельности органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ,
в том числе Республики Мордовия. В работе проанализировано закрепление
основ конституционного строя в Конституции Республики Мордовия;
охарактеризован институт основных прав и свобод человека и гражданина в
конституционном законодательстве Республики Мордовия, определены
перспективы его дальнейшего совершенствования и развития; рассмотрен
конституционно-правовой статус Республики Мордовия, закрепленный в
Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и в
республиканских нормативных правовых актах; изучена система органов
государственной власти Республики Мордовия и законодательное закрепление
их правового положения, показаны особенности реализации в Республике
Мордовия принципа разделения властей; выработаны практические
рекомендации по совершенствованию Конституции и конституционного
законодательства Республики Мордовия по основным проблемам,
рассматриваемым в работе.
5
Стр.5