Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Археология (220,00 руб.)

0   0
АвторыШаламов Владимир Александрович
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц63
ID193601
АннотацияУчебное пособие содержит рекомендации по изучению курса «Археология». Подготовлено в соответствии с ФГОС ВПО. Пособие включает в себя программу курса по тематике семинарских занятий, вопросы к зачету, темы рефератов, список литературы и интернет-ресурсов, а также примерные тесты и познавательные материалы.
Кому рекомендованоПредназначено для преподавателей и студентов очной формы обучения по специальности «История» и «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».
УДК902/904 (075.8)
ББК63.4
Археология / В.А. Шаламов .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2012 .— 63 с. — URL: https://rucont.ru/efd/193601 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.А. Шаламов Археология Учебное пособие Иркутск 2012 УДК 902/904 (075.8) ББК 63.4 Ш18 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: <...> Пособие включает в себя программу курса по тематике семинарских занятий, вопросы к зачету, темы рефератов, список литературы и интернет-ресурсов, а также примерные тесты и познавательные материалы. <...> Курс «Археология» является обязательной дисциплиной в системе подготовки бакалавров по специальности 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». <...> Знание археологии позволяет узнать прошлое, понять органическое единство прошлого и настоящего, закономерности исторического движения, формирует представление о единстве человечества и мировой культуры, изначальных корнях мировой цивилизации, раскрывает связь истории человечества и природной среды. <...> Поскольку археология дает представление о зарождении человечества, логично, что курс читается на первом курсе в первом семестре. <...> 3) подготовить специалиста-музееведа, способного не только работать с археологическими коллекциями в музейных фондах, но и участвовать в археологических экспедициях, а также вести научную деятельность в этой сфере; <...> Семинары предполагают разнообразные формы ознакомления обучающихся с основными памятниками археологии. <...> Посещение семинаров и активность работы на них каждого студента фиксируется преподавателем. <...> Исследование памятников наскального искусства и других наземных археологических объектов Программа лекционного курса Тема №1. <...> Существующие периодизации развития археологии (зарубежные и отечественные). <...> 4) мегалитические сооружения; 5) памятники первобытного искусства; 6) памятники хозяйственной деятельности; 7) пещерные памятники; 8) архитектурно-археологические памятники; 9) каменные изваяния; 10) клады; 11) эпиграфические памятники; 12) памятники подводной археологии. <...> Основные законодательные <...>
Археология.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Археология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В.А. Шаламов Археология Учебное пособие Иркутск 2012
Стр.1
УДК 902/904 (075.8) ББК 63.4 Ш18 Печатается по решению редакционно-издательского совета Иркутского государственного лингвистического университета Рецензенты: Л.А. Тресвятский, доктор культурологии, профессор кафедры философии и политологии Кузбасской государственной педагогической академии; Н.М. Лаптев, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории, философии и социальных наук Иркутского государственного лингвистического университета; И.В. Орлова, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук Иркутского государственного медицинского университета; Ш18 Шаламов, В.А. Археология : учеб. пособие [Текст] / В.А. Шаламов. – Иркутск : ИГЛУ, 2012. – 63 с. Учебное пособие содержит рекомендации по изучению курса «Археология». Подготовлено в соответствии с ФГОС ВПО. Пособие включает в себя программу курса по тематике семинарских занятий, вопросы к зачету, темы рефератов, список литературы и интернет-ресурсов, а также примерные тесты и познавательные материалы. Предназначено для преподавателей и студентов очной формы обучения по специальности «История» и «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». УДК 902/904 (075.8) ББК 63.4 © Шаламов В.А., 2012 © Иркутский государственный лингвистический университет, 2012 2
Стр.2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данное учебное пособие предназначено для организации работы по изучению дисциплины «Археология», входящей в базовую часть профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Курс «Археология» является обязательной дисциплиной в системе подготовки бакалавров по специальности 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Археология напрямую связана с блоком гуманитарных дисциплин и представляет собой одну из важнейших основ гуманитарного знания. Изучаемая дисциплина необходима для специалистов-музееведов, поскольку дает базовые сведения о зарождении человечества и заре культурогенеза. Знание археологии позволяет узнать прошлое, понять органическое единство прошлого и настоящего, закономерности исторического движения, формирует представление о единстве человечества и мировой культуры, изначальных корнях мировой цивилизации, раскрывает связь истории человечества и природной среды. Поскольку археология дает представление о зарождении человечества, логично, что курс читается на первом курсе в первом семестре. Полученные знания студенты могут использовать при изучении последующих дисциплин, в том числе «Этнология», «История России», «История музейного дела в России». Каких-либо специфических знаний и умений от обучающихся не требуется. Методические рекомендации разработаны таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно ориентироваться в круге вопросов, которые встают перед ними при подготовке к контрольным работам, тестам, семинарским занятиям и зачету. Изучение означенного курса предполагает: 1) создание у студентов на основе археологических источников целостного представления о возникновении и развитии человечества, его материальной и духовной культуры; 2) получение сведений о дописьменном периоде развития народов и культур, населяющих Российскую Федерацию и сопредельные страны; 3) подготовить специалиста-музееведа, способного не только работать с археологическими коллекциями в музейных фондах, но и участвовать в археологических экспедициях, а также вести научную деятельность в этой сфере; 4) получение знаний по теории и практике археологических изысканий; 5) обеспечение повышенного интереса студентов к историческому прошлому человечества, осмыслению путей его исторического развития. Программа данного курса ориентирует обучающихся на непредвзятый анализ конкретного фактического материала, что делается для укрепления умений самостоятельных интерпретаций исторического прошлого на основе археологических находок. Кроме того, подобный подход позволяет освободиться от 3
Стр.3
какой-либо одной, претендующей на методологическую истину, идеи. В прошлые века это была идея о великой роли религии. В ХХ веке таковой стала парадигма о примате материального, экономического производства и классовой борьбы в мировой истории. Не отрицая значения этих факторов, обучающимся стоит иметь ввиду, что на развитие древнего человеческого общества оказывала воздействие гораздо более разнообразная палитра факторов, чем построенные ранее схемы. Здесь и влияние географического фактора на жизнь общества, влияние духовных начал на эволюцию общества, взаимопроникновение этносов и культур, региональные особенности и многое другое. Все это позволит студентам подойти к пониманию эволюции древних культур. Особое значение придается рекомендуемой литературе. В археологии это важный вопрос, потому что по этой специальной дисциплине выходит, по сравнению с Отечественной историей, не так уж и много работ. Вследствие этого в рекомендуемом списке можно увидеть не только современную литературу, но и книги, увидевшие свет 50 и более лет назад. При чтении данных трудов студентам пригодятся навыки самостоятельной работы, оттачиваемой на семинарских занятиях. Здесь важно не время выпуска книги, а содержащаяся в ней информация о произведенных исследованиях. В изучаемой литературе могут встретиться различные точки зрения по одному и тому же вопросу. Важно изучить их и научиться формировать и отстаивать собственную позицию, но, не впадая при этом, в простое критиканство. Наиболее сложные теоретические проблемы курса рассматриваются на лекциях. Семинары предполагают разнообразные формы ознакомления обучающихся с основными памятниками археологии. Здесь студенты учатся на основе фактического материала делать самостоятельные выводы и обобщения. Посещение семинаров и активность работы на них каждого студента фиксируется преподавателем. Трудоемкость дисциплины определяется в 72 часа (2 кредита), в том числе аудиторных 34 часа (из них 16 часов лекций и 18 часов семинаров) и самостоятельных внеаудиторных – 38 часов. Исходя из этого структура курса предусматривает:  лекционный блок (в учебно-методическом пособии он отражен в  тематике лекций и в программе основных разделов курса); блок семинаров (их тематика и задания к ним, а также рекомендуе мая литература указаны отдельно); внеаудиторная нагрузка предполагает время, необходимое для подготовки к семинарским занятиям, изучения литературы, написания рефератов и подготовки к контрольным работам. Список рекомендуемой литературы составлен с учетом возможностей учебной библиотеки ИГЛУ, областной библиотеки им. Молчанова-Сибирского, научной библиотеки ИГУ, а также информационных ресурсов Интернета. 4
Стр.4
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС Тематика лекционных занятий Тема №1. Археология в системе исторических знаний Тема №2. Возникновение и эволюция археологических знаний Тема №3. Основные понятия археологии Тема №4. Разрешение на исследование археологического памятника Тема №5. Методы полевых и кабинетных исследований Тема №6. Раскопки могильников Тема №7. Раскопки поселений Тема №8. Исследование памятников наскального искусства и других наземных археологических объектов Программа лекционного курса Тема №1. Археология в системе исторических знаний Предмет и задачи археологии. Роль археологии в изучении истории человечества. Археология в системе современного гуманитарного образования. Археологическое наследие России. Археология за рубежом. Археология в современном обществе. Музеефикация памятников археологии. Тема №2. Возникновение и эволюция археологических знаний Задачи и цели историографического исследования. Основные категории историографического анализа: течение, направление, школа. Существующие периодизации развития археологии (зарубежные и отечественные). Этапы, периоды, стадии – критерии выделения и их оценка. Условность периодизации. Часто встречающаяся периодизация развития отечественной археологии: 1. XVII – первая половина XIX вв. – время появления первых научных археологических исследований в России и Европе в рамках энциклопедизма. Первые сведения о древних объектах, «ученые путешествия» и т.д. В 1718 г. в России были законодательно закреплены основы археологических изысканий с составлением чертежей и прочей документации. Первый опыт создания общемировой археологической периодизации. 2. Вторая половина XIX в. – 1930-е гг. – время становления археологии как науки. Складывание научной методологии и научных школ. Роль российского географического императорского общества, общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Московского археологического общества и др. Создание сети музеев и их роль организации археологических исследований. Октябрьская революция 1917 г. мало изменила положение. Од5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.