1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: Рефлексивный анализ теории и истории религий, основ
миропонимания, базирующегося на основах мультирелигиозного, философского, научного,
правового, культурологического знания, выработанного человечеством, способствующего
всестороннему развитию личности, профессиональной компетентности и культуре
коммуникаций в социуме.
Задачи дисциплины:
-
-
-
-
-
-
изучение вопросов духовно-интеллектуального развития в контексте синкретизации
знаний науки, религии, права, истории в интересах формирования основ миропонимания;
анализ основ религиозных вероучений в многообразии религиозных культур;
выявление духовно-нравственных принципов, императивов, норм общественного бытия
в контексте исторического развития религий мира;
изучение традиционных форм религиозной жизни и их трансформации в социуме;
формирование основ знаний в целях профилактики конфликтов на религиозной почве,
овладение знаниями нравов, обычаев и традиций народов, исповедующих различные
религии, с необходимым учетом их в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Религии народов мира» у студентов
формируются представления:
- о мировых и национальных религиях, их гносеологической и генетической связи;
- о роли и функциях религии в обществе, потенциальной преемственности культур народов,
исповедующих различные религии;
-
-
о формах религиозной жизни;
о значении высоких духовно-нравственных ориентиров религии при формировании
миропонимания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Рабочая программа включает содержание курса лекций, в которых отражены
характеристики основных мировых религий, анализируется их отличительные и сходные
черты, рассматривается духовно-нравственное значение религии, даются понятия,
обозначающие сущность религии: религиозное мировоззрение, религиозное сознание,
религиозные убеждения, происхождение религии, религиозные корни, религиозный человек,
свобода вероисповедания, исторические корни свободомыслия, смысл жизни, религиозная
идеология, психология, религиозные обряды, праздники, организации.
Основными компонентами курса являются: история религии; основные
разновидности религии; религия как феномен культурного и социального развития и
сравнительное религиоведение.
Формирование знаний студента по дисциплине «Религии народов мира и
современность» основывается на знаниях из предшествующих курсов истории,
культурологии, психологии, а также на основе знаний по организации самостоятельной
работы с научно-исследовательской литературой.
Знания и умения, которые формируются в процессе изучения дисциплины «Религии
народов мира», имеют практическое значение для овладения знаниями по дисциплинам
гуманитарно-социального и профессионального блоков дисциплин учебного плана.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций:
Общекультурные компетенции (ОК):
способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и
Стр.2
профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);
способностью к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного
опыта (ОК-2);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно
значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных
дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию
информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умеет логически верно,
аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом
социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом,
окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской
деятельности (ОК-5);
готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью
относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способностью к
межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);
стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
может критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать
средства их развития или устранения, способен к бесконфликтной профессиональной
деятельности в туристской индустрии (ОК-8).
В результате освоения курса лекций по дисциплине студенты должны знать и понимать:
основы исследования
миропонимания;
религий в интересах формирования устойчивого
основания вероучений мировых и национальных религий;
функциональную и мировоззренческую роли религии в обществе;
формы религиозной жизни;
принципы и ценности духовно-нравственных и мировоззренческих основ религий
мира;
правовой фундамент деятельности религиозных организаций, вероисповедания
граждан РФ, атеистических убеждений;
социальную и культурную значимость деятельности религиозных организаций и
объединений в современном обществе;
принципы и положения деструктивных религиозных объединений и возможности
реабилитации пострадавших от их деятельности людей.
Уметь:
различать религиозную и культурную идентификацию людей, принадлежащих к
различным вероисповеданиям;
отличать традиционные верования, обычаи, ортодоксальные конфессии от
религиозных объединений деструктивного толка;
оказать нравственную и психологическую помощь людям, пострадавшим от
религиозных объединений деструктивного направления.
Владеть: Культурой общения с людьми различного вероисповедания, многообразных
религиозных и этнических традиций.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОРЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
Вид учебной работы
Всего
часов
2
Семестры
Стр.3