Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Дифференционно-интеграционная парадигма теории развития (198,00 руб.)

0   0
АвторыЧуприкова Н. И., Кошелев А. Д.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц497
ID191856
АннотацияВ книге представлены работы, посвященные различным аспектам общей дифференционно-интефационной теории развития, сформировавшейся в трудах Я.А. Коменского, Г. Гегеля, Ч. Дарвина, Г. Спенсера, Вл.С. Соловьева, И.М. Сеченова. X. Вернера и других мыслителей. Среди обсуждаемых тем как общетеоретические проблемы психического и социального развития, так и вопросы применения теории в конкретных областях: преподавании, детском развитии, в усвоении родного языка и др.
Кому рекомендованоКнига будет интересна широкому кругу педагогов, психологов, этологов, зоологов, физиологов, эволюционистов, психолингвистов.
ISBN978-5-9551-0483-6
УДК159.9
ББК28.0
Дифференционно-интеграционная парадигма теории развития : [сб. статей / коллек. монография] / Н. И. Чуприкова, А. Д. Кошелев .— Москва : Языки славянской культуры, 2011 .— 497 с. : ил. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning) .— На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур .— ISBN 978-5-9551-0483-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/191856 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РА З У М Н О Е П О В Е Д Е Н И Е И Я З Ы К LANGUAGE AND REASONING ДИФФЕРЕНЦИОННОИНТЕГРАЦИОННАЯ ЕОРИЯ РАЗВИТИЯ РАЗУМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫК LANGUAGE AND REASONING ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ Я З Ы К И С Л А В Я Н С К И Х К УЛ ЬТ У Р МОСКВА 2011 ɍȾɄ 159.9 ȻȻɄ 28.0 Ⱦ 50 Ⱦ 50 Ⱦɢɮɮɟɪɟɧɰɢɨɧɧɨ-ɢɧɬɟɝɪɚɰɢɨɧɧɚɹ ɬɟɨɪɢɹ ɪɚɡɜɢɬɢɹ / ɋɨɫɬ. ɇ. ɂ. ɑɭɩɪɢɤɨɜɚ, Ⱥ. Ⱦ. Ʉɨɲɟɥɟɜ. — Ɇ.: əɡɵɤɢ ɫɥɚɜɹɧɫɤɢɯ ɤɭɥɶɬɭɪ, 2011. <...> Н. И. Чуприкова Всеобщий универсальный дифференционно-интеграционный закон развития как основа междисциплинарной парадигмальной теории. <...> А. В. Атемасов О возможности экспериментального исследования способности к выделению отдельных свойств объектов. <...> Когнитивная природа и языковая функция многозначных слов. <...> Н. П. Локалова Применение закона системной дифференциации в построении психологической программы когнитивного развития младших школьников. <...> Н. П. Локалова Интеллектуальный потенциал школьников в условиях формирования системно-структурных основ когнитивной деятельности на основе закона системной дифференциации. <...> А. Н. Поддьяков Отношения интеграции—дифференциации в развивающихся системах и перспективы развития ортогенетического закона . <...> Н. Н. Поддьяков Доминирование процессов интеграции в дошкольном возрасте. <...> Ж. И. Резникова Когнитивное поведение животных и его развитие в онтогенезе. <...> Предпосылкой проведения конференции послужили книги Н. И. Чуприковой: «Психология умственного развития: принцип дифференциации» (1997) и «Умственное развитие: принцип дифференциации» (2007). <...> Следует иметь в виду, что дифференционно-интеграционная парадигма в ее сегодняшнем виде представляет собой лишь начальный этап в построении общей теории развития сложных систем. <...> Применительно к сфере когнитивного развития человека некоторые их них разбираются в статьях Н. И. Чуприковой, А. Д. Кошелева и Е. А. Сергиенко. <...> Н. И. Чуприкова ВСЕОБЩИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ПАРАДИГМАЛЬНОЙ ТЕОРИИ <...>
Дифференционно-интеграционная_парадигма_теории_развития._Т._2__Сост._Н._И._Чуприкова.pdf
РА З УМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫК LANGUAGE AND REASONING ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННАЯ ЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
Стр.1
ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР МОСКВА 2011
Стр.4
 159.9  28.0  50  50 . . , . . . — .:   , 2011. — 496 ., . — (   . Language and Reasoning). ISB N 978-9551-0483-6    ,     -  ,    . . , . , . , . , . . , . . , .    .          ,        : ,  ,      .      , , , , , , .  28.0 -    .  .  .  -  .     18.05.2011.  6090 1    .  /16 .    1,  .  Times. . . . 31,0.  600.    «  ».   1037789030641. .: 95-952-60. E-mail: Lrc.phouse@gmail.com Site: http://www.lrc-press.ru     —  «». ./: (499) 255-77-57, .: (499) 246-05-48, e-mail: gnosis@pochta.ru    ( 10  18 .). :  , 2, . 1 ( « ») ISBN 978-5-9551-0483-6 © , 2011  © . . . , . . , 2011 ©   , -, 2011 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. -   / .
Стр.5
Содержание От составителей Н. И. Чуприкова Всеобщий универсальный дифференционно-интеграционный закон развития как основа междисциплинарной парадигмальной теории Перспективы исследования Ю. И. Александров Развитие как дифференциация А. В. Атемасов О возможности экспериментального исследования способности к выделению отдельных свойств объектов Е. В. Волкова Историко-культурное развитие предметного содержания химии в свете общего универсального закона развития и представления о когнитивных структурах, складывающихся в процессе познания мира Е. В. Волкова Принцип дифференциации и представление о когнитивных структурах в практике обучения химии В. Д. Герасимов Построение школьного курса математики на основе принципа системной дифференциации М. Г. Ковтунович Реализация принципа системной дифференциации в обучении физике через моделирование физических процессов А. Д. Кошелев О протоязыке и его трансформации в человеческий язык (лексико-семантические аспекты) А. Д. Кошелев Экскурс Когнитивная природа и языковая функция многозначных слов А. Д. Кошелев В поисках универсальной схемы развития Н. П. Локалова Применение закона системной дифференциации в построении психологической программы когнитивного развития младших школьников 7 11 49 71 83 97 113 143 155 183 217 235
Стр.6
6 Содержание Н. П. Локалова Интеллектуальный потенциал школьников в условиях формирования системно-структурных основ когнитивной деятельности на основе закона системной дифференциации А. В. Никольская Дифференционно-интеграционная схема развития потребностей в эволюции психики А. Н. Поддьяков Отношения интеграции—дифференциации в развивающихся системах и перспективы развития ортогенетического закона Н. Н. Поддьяков Доминирование процессов интеграции в дошкольном возрасте С. Д. Пьянкова Интеллект как самоорганизующаяся система Т. А. Ратанова Взаимосвязь когнитивной дифференцированности и показателей интеллектуальных и специальных способностей в зависимости от возраста и условий обучения Ж. И. Резникова Когнитивное поведение животных и его развитие в онтогенезе Е. А. Сергиенко Принципы дифференциации—интеграции и континуальности—дискретности в онтогенетической перспективе Е. Т. Соколова Аффективно-когнитивная дифференцированность/ интегрированность как диспозиционный фактор личностных и поведенческих расстройств А. Т. Терехин, Е. В. Будилова, М. П. Карпенко, Л. М. Качалова, Е. В. Чмыхова Возрастные изменения когнитивных свойств мозга: нейросетевой подход Г. Г. Филиппова Развитие психики в фило- и онтогенезе: дифференционно-интегративный подход М. А. Холодная Структурно-интегративная методология в исследовании интеллекта Т. В. Черниговская Nature vs Nurture в усвоении языка 247 269 287 303 317 331 349 387 415 435 449 469 479
Стр.7
От сОставителей Предлагаемая вниманию читателей книга содержит расширенные тексты докладов участников конференции «Теория развития: дифференциально-интеграционная парадигма», состоявшейся в Москве в феврале 2009 года, а также статьи некоторых других приглашенных авторов. Данная книга — не просто сборник статей. По существу — это коллективная монография, посвященная анализу и обсуждению одной общей темы — универсальной дифференционноинтеграционной теории развития и ее исходному принципу, который состоит в том, что сложная большая развитая система никогда не складывается, как из кирпичиков, из отдельных элементов. Она дробится на элементы в процессе своего развития, расчленяется на все более и более мелкие части со все более специфическим строением и специализированными функциями. В центре внимания исследователей содержание этой теории, возможности и перспективы ее применения в научных исследованиях и практике. Предпосылкой проведения конференции послужили книги Н. И. Чуприковой: «Психология умственного развития: принцип дифференциации» (1997) и «Умственное развитие: принцип дифференциации» (2007). В них было показано, что в европейской философской, естественнонаучной и психологической мысли, включая русскую, уже более 350 лет в трудах многих мыслителей и ученых, в том числе гениальных и выдающихся, формулируется как общий и универсальный закон один и тот же дифференционноинтеграционный закон развития всех сложных органических и социальных систем природы и общества (я. А. Коменский, г. гегель, Ч. Дарвин, г. Спенсер, К. Бэр, В. С. Соловьев, И. М. Сеченов, И. И. Шмальгаузен, К. Левин, Х. Вернер и др.). В названных книгах содержится множество примеров действия данного закона в развитии структур и функций мозга, в развитии разных психических и психофизиологических процессов. Постепенно стал складываться небольшой неформальный круг единомышленников, разделяющих основные положения данного закона, высоко оценивающих его обобощающую силу и применяющих его в собственных конкретных теоретических и
Стр.8
8 От составителей экспериментальных исследованиях. Их доклады были заслушаны на конференции и в расширенном виде составляют содержание данной книги. Оно убедительно демонстрирует, что данный закон, который можно назвать дифференционно-интеграционной парадигмой, уже сейчас фактически объединяет исследователей и практиков, работающих в таких различных областях как онто- и филогенез развития; психология, психофизиология и нейрофизиология развития и обучения; семантика и смысловая организация речевых единиц; клиника неврозов и пограничных состояний; нейросетевое моделирование психических функций; история развития научных знаний; педагогическая психология; дидактика и методы обучения. Несколько особняком в монографии стоит текст заслушанного на конференции доклада Т. В. Черниговской. Он не касается напрямую дифференционно-интеграционной парадигмы развития. В нем представлена обширная и весьма сложная, а во многом даже противоречивая картина в области современных исследований функций мозга, межполушарной асимметрии, закономерностей работы языковой системы, генетических и средовых факторов ее развития. Из текста статьи Т. В. Черниговской ясно видно, насколько исследования названных и других близких вопросов пока еще разрозненны и остро нуждаются в каких-то общих, объединяющих принципах, которые могли бы помочь в упорядочивании и систематизации огромного массива накопленных фактов и частных теорий. Такие принципы пока не сформулированы. В выступлениях участников конференции высказывались осторожные предположения о возможности приложения принципов дифференциации и интеграции к объяснению многих затронутых Т. В. Черниговской проблем. В этом плане публикуемая статья Т. В. Черниговской — это своего рода вызов дифференционно-интеграционной теории развития. Следует иметь в виду, что дифференционно-интеграционная парадигма в ее сегодняшнем виде представляет собой лишь начальный этап в построении общей теории развития сложных систем. Она разрешает лишь самую первую проблему: ч т о п р о и с х о д и т в п р о - ц е с с е р а з в и т и я системы от одного, более простого состояния, к следующему, более сложному? А именно: некоторая гомогенная / диффузная целостность, первоначально присущая потенциальной системе, дифференцируется на части, которые затем интегрируются в систему. Теперь на передний план выдвигается следующая, интерпретационная проблема: п о ч е м у п р е о б р а з о в а н и е г ом о г е н - ной цело стно сти в систему частей в е дет к ее раз - в и т и ю, т. е. к качественному расширению ее возможностей? Кроме
Стр.9
От составителей 9 того, требуют ответа еще два вопроса. 1) Ка к и м е н н о п р о и с - х о д и т п р о ц е с с р а з в и т и я, каковы закономерности преобразования гомогенной целостности в систему своих частей? является ли этот процесс непрерывным или дискретным? Какие этапы проходит? и 2) Ка к и е ф а к т о ры д в ижу т э т и м п р о ц е с с о м? ясно, что дифференциация гомогенной целостности на части не произвольна и подчиняется какому-то общему закону. В чем суть этого закона и как он проявляется? Сколько-нибудь общих ответов на эти вопросы пока нет. Применительно к сфере когнитивного развития человека некоторые их них разбираются в статьях Н. И. Чуприковой, А. Д. Кошелева и Е. А. Сергиенко. Интерес к дифференционно-интеграционному закону развития расширяется. На него все чаще появляются ссылки в психолого-педагогической литературе. На сайте научного электронного журнала «Психологические исследования» был помещен отчет о конференции с краткими аннотациями. После размещения материалов в Интернет зарегистрировано более 48 000 обращений к ним. На этом же сайте предполагается разместить и данную книгу. Составители и авторы монографии надеются на широкое обсуждение публикуемых материалов. Оно безусловно будет способствовать консолидации взглядов на процессы развития ученых разных областей знаний, в чем сейчас остро нуждается эта область исследований. Н. И. Чуприкова, А. Д. Кошелев
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ