«Религия разума из источников иудейства» (Конспект)
Пауль Наторп и кризис культуры ............... .. <...> «Социальный идеализм» Кризис
Опыт систематической оценки релшиозности во время войны ....................... .. <...> Выступление и доклад М. И. Кагана в записи Л. В. Пумпянского Философия Искусства
Два устремления искусства (Форма и содержание;
беспредметность и сюжетность) O художественной правде ................... .. <...> 576
Историческое недоумение
К вопросу о преодолении исторического идеализма . <...> Примечания к конспекту кнши Германа Когена «Религия разума из источников иудейства» сделаны гибраистом К. Ю. Бурмистровым, a перевод написанной на идиш
статьи о Тургеневе — гибраистом А. М. Корниловым. <...> Каган был уже убежденным неокантианцем, доктором Марбургского университета. <...> Учившийся в 1912 году в Марбурге у Когена Борис Пастернак писал в «Охранной грамоте» восхищенно: «Марбургское направление покоряло меня двумя особенностями. <...> . .) Не подчиненнгш терминологической инерции Марбургская школа обращалась к первоисточникам, т. e. <...> «Чтобы эстетика могла быть самостоятельной, она должна иметь и
свой ясный особый род сознания . <...> Примечателен и его доклад 1922 года «Два устремления искусства» с подзаголовком «Форма и содержание; беспредметность и сюжетность», отрывок «O проблеме скульптуры», а также некоторые другие, относящиеся
как раз к периоду создания преимущественно философских работ Бахтина. <...> Лосев, хорошо знавший отца еще в ГАХНе, царивший ему свои книги, сказал мне как-то:
«Матвей Исаевич не мог быть большим ученым. <...> Например, о
том, что «не всегда историческое человечество актуально живет всеми вопросами
культуры, хотя в том или ином виде в истории присутствуют все вопросы...» и «на
долю так называемых вечных проблем выпадает постоянный интерес к ним». <...> Доклад «Два устремления искусства» имеет подзаголовок «Форма и содержание; беспредметность и
сюжетность». <...> И в докладе «Два устремления Искусства», и в отрывке «К проблеме скульптуры <...>