Е. А. ФРОЛОВА
АРАБСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
Москва 2010
Стр.4
УДК 1/14
ББК 83.3(0)
Ф 91
Подготовка и издание осуществлены при финансовой поддержке
Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)
проект № 09�03�16038
Издание осуществлено при поддержке
Фонда исследований исламской культуры
Серия учреждена к печати
Ученым Советом Института философии РАН
Ф 91
Фролова Е. А.
Арабская философия: Прошлое и настоящее. — М.:
Языки славянских культур, 2010. — 464 с. — (Фило�
софская мысль исламского мира. Исследования. Т. 2).
ISBN 978�5�9551�0422�5
Двенадцать веков разделяют зарождение философии
в Арабском мире и ее сегодняшнее бытование. Это и время
расцвета арабской мудрости, оказавшей влияние на средне�
вековую Европу, это и период ее упадка и застоя, когда на
Ближнем и Среднем Востоке владычествовала Оттоманская
империя. Это и оживление духовной жизни в Арабском ми�
ре, стремление возродить его славу и войти в современность
наряду с развитыми странами. Богатая философская мысль
прошлого и поиски интеллектуалов XX и XXI веков, их раз�
нообразные попытки ответить на проблемы наших дней —
все это отражено в данной книге.
ББК 83.3(0)
ISBN 978�5�9551�0422�5
© Е. А. Фролова, 2010
© Фонд исследований исламской культуры, 2010
© Языки славянских культур, 2010
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
Оглавление
Введение .........................................................................................................7
РАЗДЕЛ I
кЛАссичЕскАя АРАбскАя фиЛософия .................................15
Глава 1. Истоки арабской философии. .................................................17
Ислам (Коран) как новая рациональность .............................................17
Глава 2. Калам: рационалистическая теология. ...................................53
Глава 3. Философия исмаилизма. .........................................................66
Глава 4. Суфизм (философия мистицизма) ..........................................83
Глава 5. Фальсафа — восточный перипатетизм ................................109
Глава 6. Философия в науке и литературе (аль-Бируни,
аль-Маарри, Ибн аль-Фарид, аль-Джахиз, ат-Тавхиди). ..................172
РАЗДЕЛ II
«ПосТкЛАссичЕскАя» исЛАМскАя фиЛософия ..........189
Философия истории Ибн Халдуна......................................................192
Теософия Муллы Садры. .....................................................................203
РАЗДЕЛ III
«ВоЗРожДЕниЕ» («нАхДА»).
сТАноВЛЕниЕ ноВой фиЛософии.........................................207
РАЗДЕЛ IV
АРАбскАя фиЛософия ВТоРой ПоЛоВинЫ хх ВЕкА. ...227
Глава 1. Философия науки. Неопозитивизм. .....................................229
Глава 2. Философия человека. .............................................................243
Экзистенциализм ...............................................................................243
Персонализм. .....................................................................................251
Глава 3. Философия «джувваниййи» ..................................................269
Глава 4.«Кораническая философия» ...................................................283
Глава 5. Теория «равновесия» .............................................................287
Глава 6. Философия марксизма ...........................................................294
Глава 7. Культурологическая философия ...........................................321
Глава 8. «Арабские левые». .................................................................325
Глава 9. Между самобытностью и подражанием. «Новая нахда». ..334
Традиция и современность. Прошлое в настоящем ................................ 334
Критика наследия и ислама ....................................................................... 339
Стр.6
6
Оглавление
Против некритического подражания западу ............................................ 346
Запад как «Другой». ................................................................................... 350
Историческое и надысторическое в наследии ......................................... 359
Концепция «эпистемологического разрыва». Аль-Джабири ................. 370
Критика «арабского разума» М. Аркуном................................................ 387
Современная арабская философия? .......................................................... 395
Проблемы языка ......................................................................................... 403
Будущее арабской философии ................................................................... 409
ПРиЛожЕниЕ .......................................................................................413
Саляме Муса (1887—1958)..................................................................415
Аббас Махмуд аль-Аккад (1889—1964). ............................................422
Таха Хусейн (1889—1973). ..................................................................427
Шарль Малик (1906—1967). ...............................................................430
Хади аль-Аляви (1932—1998). ............................................................433
Литература ..................................................................................................435
Именной указатель .....................................................................................453
Abstract ........................................................................................................460
Стр.7
Ни одному из людей еще не удавалось надлежащим образом
постичь истину собственными силами, а каждый из них... обретал
лишь малую толику. Однако если собрать все эти крупицы,
добытые каждым, кто добивался истины, то в итоге получится
нечто весьма внушительное по своему объему.
аль-Кинди
ВВЕДЕНИЕ
Кризис в Персидском заливе и все последующие, продолжающиеся
вплоть до сегодняшнего дня столкновения и военные конфликты
— межгосударственные, религиозные и межпартийные — делают
жизнь в этом регионе нестабильной и рождают постоянную угрозу
принять более глобальные размеры. Причины этих столкновений, как
представляется, кроются прежде всего в сфере политики. В конечном
счете даже межконфессиональные раздоры, имеющие доктринальные
и исторические основания, провоцируются и усугубляются мотивами
политическими. Выход из такой ситуации видится или в решительном
военном вмешательстве международных сил, что вовсе не гарантирует
исчезновения острых конфликтов, или в попытках выявления и
устранения более глубоких корней вражды идеологий. И если первый
выход представляется вполне реальным, то второй кажется утопичным.
Тем не менее именно он, думается, в перспективе будущего
наиболее продуктивен, во всяком случае политики, ученые, теологи,
деятели культуры, которые руководствуются не эгоистическими интересами,
а заботами о судьбах народов, задумываются над реализацией
именно его.
Все последующее изложение темы направлено на анализ содержания
арабо-мусульманской мысли, выявляющего те стороны, те важные
ее элементы, которые позволяют увидеть имеющиеся в ее структуре
возможности разрешения нынешней критической ситуации. В ходе
истории возникали серьезные расхождения в культурах, но сохрани
Стр.8
8
Введение
лась и существенная их близость, потенция их развития в одном направлении
— направлении сотрудничества и содружества.
Исламский мир. Что это такое?
Поскольку анализ западной мысли остается за рамками темы, то
есть смысл сказать не просто об интересе западных исследователей
к арабо-мусульманской культуре, но и о значимой сейчас тенденции
отказаться от преднамеренно критической ее оценки и, наоборот, попытаться
увидеть в своей, то есть западной, культуре то, что порицается
в другой, и одновременно отметить позитивные возможности
сближения двух данных культур. В этом плане очень интересной
представляется публикация в 1991 году материалов симпозиума западных
исламоведов на тему «Насколько толерантен ислам?»1
Хотя
со времени этого симпозиума прошло немало лет, предложенные им
вопросы и решения актуальны и сейчас, и находят все больше и больше
сторонников.
В Средние века ислам был относительно цельным образованием,
хотя и тогда его постигло и территориальное, «властное» раздробление,
и разобщение религиозное, размежевание по многочисленным сектам.
Эрозия исламского мира налицо и в наши дни. Конечно, основные
догматы ислама являются объединяющими для всех приверженцев
этого вероисповедания, но здесь общность, пожалуй, и заканчивается
— вступают в действие факторы экономические, политические, этнические.
Идее сохранить единство, проповедуемой панисламизмом
или концепцией коллективной персональности мусульман, выдвинутой
североафриканскими авторами (Абдалла Ларуа и др.), противостоят
разные теории национализма. Национальные государства, каждое
по-своему, решают проблемы развития. Одни пытаются противопоставить
западным идеологиям конкурирующую с ними исламскую
доктрину, замыкаются на требовании неукоснительного следования
не только религиозной традиции, но и принятым ею принципам государственного
устройства, которое воплощает единство религии и
политики. Хотя даже и такие, «фундаменталистские», страны, заимствуя
технологию, вынуждены через нее впускать чужеродную культуру.
Другие же исламские государства стремятся к преобразованию
политических институтов, к большей открытости в отношении мировой
культуры. В них заметное место занимает осознание того, что
внешнее заимствование современных научных достижений, элементов
современной культуры без создания фундамента для внутреннего
1 Wie tolerant ist der Islam? / Hrsg. W. Kreber. München, 1991.
Стр.9
Введение
9
динамичного развития не может привести к действительным успехам.
И этот фундамент создается из имеющейся в собственной культуре
традиции устранения устаревших ее форм и поиска форм новых. Эта
традиция становится основанием, в которое органично вплетается современность.
Мир
исламский и мир христианский — в плане темы книги речь
идет именно о них — сейчас тесно связаны друг с другом, и это выражается
не только в экономических, политических и культурных контактах.
Усилившаяся миграция, заставляющая людей разных культур,
разных конфессий жить бок о бок, делает проблему их взаимоотношений,
взаимопонимания весьма актуальной.
Профессор исламистики из Йельского университета Герхард Бёверинг,
говоря о необходимости диалога двух культур, а может быть,
просто двух религий, считает, что плодотворным он будет только при
соблюдении трех условий: преодоление бытующих в западном сознании
шаблонов относительно ислама; желание увидеть в исламе не
только партнера по диалогу, но и зеркало, которое помогает корректировать
себя и третье — готовность признать, что ни христиане, ни
мусульмане не представляют единственную истину, а только вместе
ищут ее1
.
В 1791 году папа Пий VI назвал право на свободное выражение
мнения в религиозных делах чудовищным правом, противным правам,
данным Творцом (Quod aliqantum», 10 марта 1791). Через двести лет
2-ой Ватиканский собор (С. 41с) провозгласил, что церковь признает
права человека и защищает современные движения, которые требуют
их повсеместного соблюдения. В августе 1990 года в Каире члены Организации
Исламская конференция приняли Каирскую декларацию
прав человека в исламе. Ее цель — опираясь на шариат, дать основы
для решения новых социальных проблем, связанных с ролью ислама
в современном мире, защитой жизни людей от любых посягательств
на нее, охраной семьи, образованием, работой. В статье 1 Декларации
отмечается: «Все люди равны с точки зрения человеческого достоинства,
обязательств и ответственности, без всякой дискриминации по
признакам расы, цвета, языка, пола, религиозных убеждений, политической
принадлежности, социальному положению и другим соображениям».
Встает также вопрос о соблюдении конституционных гарантий
в отношении мусульман, эмигрировавших в западные страны,
об их адаптации в ином для них, секулярном мире, о сообразовании
1 Указ. соч. С. 27.
Стр.10