Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Арабская философия: Прошлое и настоящее (286,00 руб.)

0   0
Первый авторФролова Е. А.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц465
ID191280
АннотацияДвенадцать веков разделяют зарождение философии в Арабском мире и ее сегодняшнее бытование. Это и время расцвета арабской мудрости, оказавшей влияние на средневековую Европу, это и период ее упадка и застоя, когда на Ближнем и Среднем Востоке владычествовала Оттоманская империя. Это и оживление духовной жизни в Арабском мире, стремление возродить его славу и войти в современность наряду с развитыми странами. Богатая философская мысль прошлого и поиски интеллектуалов XX и XXI веков, их разнообразные попытки ответить на проблемы наших дней - все это отражено в данной книге.
Кому рекомендованоДля научных работников, широкого круга специалистов.
ISBN978-5-9551-0422-5
УДК1/14
ББК83.3(0)
Фролова, Е. А. Арабская философия: Прошлое и настоящее / Е. А. Фролова .— Москва : Языки славянской культуры, 2010 .— 465 с. — (Философская мысль исламского мира. Исследования. Т. 2) .— На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур .— ISBN 978-5-9551-0422-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/191280 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е. А. ФРОЛОВА АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР Москва 2010 УДК ББК 1/14 83.3(0) Ф 91 Подготовка и издание осуществлены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 09�03�16038 Издание осуществлено при поддержке Фонда исследований исламской культуры Серия учреждена к печати Ученым Советом Института философии РАН Фролова Е. А. <...> Однако если собрать все эти крупицы, добытые каждым, кто добивался истины, то в итоге получится нечто весьма внушительное по своему объему. аль-Кинди ВВЕДЕНИЕ Кризис в Персидском заливе и все последующие, продолжающиеся вплоть до сегодняшнего дня столкновения и военные конфликты — межгосударственные, религиозные и межпартийные — делают жизнь в этом регионе нестабильной и рождают постоянную угрозу принять более глобальные размеры. <...> Мухаммад видел в исламе самую совершенную религию, представители других вероучений оспаривают эти претензии ислама, человек, исследователь, стоящий вне религии, может сравнивать каждую из них, одну с другой, выявлять что-то лучшее в них или, наоборот, отмечать изъяны. <...> Учение Мухаммада о происхождении людей от одного корня, о первоначально едином, но исторически распавшемся человечестве, его концепция единой уммы, общины мусульман, подвергшейся тоже разъединению, концепция единой религии, пережившей и переживающей размежевание по сектам, — это учение говорит о том, что единство означает идеал, что только Бог абслютно един, а все остальное множественно. <...> То же относится и к таким перипатетикам, фалясифа (представителям фальсафы), как аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд. <...> РАЗДЕЛ I Классическая арабская философия ГЛАВА 1 ИСТОКИ АРАБСКОЙ ФИЛОСОФИИ Ислам (Коран) как новая рациональность Фундаментальной идейной базой, на которой возникла арабская философия, был ислам. <...> Классическая арабская философия 18 51), «Создал Господь Бог человека из праха земного» (Кн. <...> Самые жесткие слова направляет Мухаммад <...>
Арабская_философия_Прошлое_и_настоящее.pdf
Стр.1
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Арабская_философия_Прошлое_и_настоящее.pdf
Стр.1
Е. А. ФРОЛОВА АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР Москва 2010
Стр.4
УДК 1/14 ББК 83.3(0) Ф 91 Подготовка и издание осуществлены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект № 09�03�16038 Издание осуществлено при поддержке Фонда исследований исламской культуры Серия учреждена к печати Ученым Советом Института философии РАН Ф 91 Фролова Е. А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. — М.: Языки славянских культур, 2010. — 464 с. — (Фило� софская мысль исламского мира. Исследования. Т. 2). ISBN 978�5�9551�0422�5 Двенадцать веков разделяют зарождение философии в Арабском мире и ее сегодняшнее бытование. Это и время расцвета арабской мудрости, оказавшей влияние на средне� вековую Европу, это и период ее упадка и застоя, когда на Ближнем и Среднем Востоке владычествовала Оттоманская империя. Это и оживление духовной жизни в Арабском ми� ре, стремление возродить его славу и войти в современность наряду с развитыми странами. Богатая философская мысль прошлого и поиски интеллектуалов XX и XXI веков, их раз� нообразные попытки ответить на проблемы наших дней — все это отражено в данной книге. ББК 83.3(0) ISBN 978�5�9551�0422�5 © Е. А. Фролова, 2010 © Фонд исследований исламской культуры, 2010 © Языки славянских культур, 2010 Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.5
Оглавление Введение .........................................................................................................7 РАЗДЕЛ I кЛАссичЕскАя АРАбскАя фиЛософия .................................15 Глава 1. Истоки арабской философии. .................................................17 Ислам (Коран) как новая рациональность .............................................17 Глава 2. Калам: рационалистическая теология. ...................................53 Глава 3. Философия исмаилизма. .........................................................66 Глава 4. Суфизм (философия мистицизма) ..........................................83 Глава 5. Фальсафа — восточный перипатетизм ................................109 Глава 6. Философия в науке и литературе (аль-Бируни, аль-Маарри, Ибн аль-Фарид, аль-Джахиз, ат-Тавхиди). ..................172 РАЗДЕЛ II «ПосТкЛАссичЕскАя» исЛАМскАя фиЛософия ..........189 Философия истории Ибн Халдуна......................................................192 Теософия Муллы Садры. .....................................................................203 РАЗДЕЛ III «ВоЗРожДЕниЕ» («нАхДА»). сТАноВЛЕниЕ ноВой фиЛософии.........................................207 РАЗДЕЛ IV АРАбскАя фиЛософия ВТоРой ПоЛоВинЫ хх ВЕкА. ...227 Глава 1. Философия науки. Неопозитивизм. .....................................229 Глава 2. Философия человека. .............................................................243 Экзистенциализм ...............................................................................243 Персонализм. .....................................................................................251 Глава 3. Философия «джувваниййи» ..................................................269 Глава 4.«Кораническая философия» ...................................................283 Глава 5. Теория «равновесия» .............................................................287 Глава 6. Философия марксизма ...........................................................294 Глава 7. Культурологическая философия ...........................................321 Глава 8. «Арабские левые». .................................................................325 Глава 9. Между самобытностью и подражанием. «Новая нахда». ..334 Традиция и современность. Прошлое в настоящем ................................ 334 Критика наследия и ислама ....................................................................... 339
Стр.6
6 Оглавление Против некритического подражания западу ............................................ 346 Запад как «Другой». ................................................................................... 350 Историческое и надысторическое в наследии ......................................... 359 Концепция «эпистемологического разрыва». Аль-Джабири ................. 370 Критика «арабского разума» М. Аркуном................................................ 387 Современная арабская философия? .......................................................... 395 Проблемы языка ......................................................................................... 403 Будущее арабской философии ................................................................... 409 ПРиЛожЕниЕ .......................................................................................413 Саляме Муса (1887—1958)..................................................................415 Аббас Махмуд аль-Аккад (1889—1964). ............................................422 Таха Хусейн (1889—1973). ..................................................................427 Шарль Малик (1906—1967). ...............................................................430 Хади аль-Аляви (1932—1998). ............................................................433 Литература ..................................................................................................435 Именной указатель .....................................................................................453 Abstract ........................................................................................................460
Стр.7
Ни одному из людей еще не удавалось надлежащим образом постичь истину собственными силами, а каждый из них... обретал лишь малую толику. Однако если собрать все эти крупицы, добытые каждым, кто добивался истины, то в итоге получится нечто весьма внушительное по своему объему. аль-Кинди ВВЕДЕНИЕ Кризис в Персидском заливе и все последующие, продолжающиеся вплоть до сегодняшнего дня столкновения и военные конфликты — межгосударственные, религиозные и межпартийные — делают жизнь в этом регионе нестабильной и рождают постоянную угрозу принять более глобальные размеры. Причины этих столкновений, как представляется, кроются прежде всего в сфере политики. В конечном счете даже межконфессиональные раздоры, имеющие доктринальные и исторические основания, провоцируются и усугубляются мотивами политическими. Выход из такой ситуации видится или в решительном военном вмешательстве международных сил, что вовсе не гарантирует исчезновения острых конфликтов, или в попытках выявления и устранения более глубоких корней вражды идеологий. И если первый выход представляется вполне реальным, то второй кажется утопичным. Тем не менее именно он, думается, в перспективе будущего наиболее продуктивен, во всяком случае политики, ученые, теологи, деятели культуры, которые руководствуются не эгоистическими интересами, а заботами о судьбах народов, задумываются над реализацией именно его. Все последующее изложение темы направлено на анализ содержания арабо-мусульманской мысли, выявляющего те стороны, те важные ее элементы, которые позволяют увидеть имеющиеся в ее структуре возможности разрешения нынешней критической ситуации. В ходе истории возникали серьезные расхождения в культурах, но сохрани
Стр.8
8 Введение лась и существенная их близость, потенция их развития в одном направлении — направлении сотрудничества и содружества. Исламский мир. Что это такое? Поскольку анализ западной мысли остается за рамками темы, то есть смысл сказать не просто об интересе западных исследователей к арабо-мусульманской культуре, но и о значимой сейчас тенденции отказаться от преднамеренно критической ее оценки и, наоборот, попытаться увидеть в своей, то есть западной, культуре то, что порицается в другой, и одновременно отметить позитивные возможности сближения двух данных культур. В этом плане очень интересной представляется публикация в 1991 году материалов симпозиума западных исламоведов на тему «Насколько толерантен ислам?»1 Хотя со времени этого симпозиума прошло немало лет, предложенные им вопросы и решения актуальны и сейчас, и находят все больше и больше сторонников. В Средние века ислам был относительно цельным образованием, хотя и тогда его постигло и территориальное, «властное» раздробление, и разобщение религиозное, размежевание по многочисленным сектам. Эрозия исламского мира налицо и в наши дни. Конечно, основные догматы ислама являются объединяющими для всех приверженцев этого вероисповедания, но здесь общность, пожалуй, и заканчивается — вступают в действие факторы экономические, политические, этнические. Идее сохранить единство, проповедуемой панисламизмом или концепцией коллективной персональности мусульман, выдвинутой североафриканскими авторами (Абдалла Ларуа и др.), противостоят разные теории национализма. Национальные государства, каждое по-своему, решают проблемы развития. Одни пытаются противопоставить западным идеологиям конкурирующую с ними исламскую доктрину, замыкаются на требовании неукоснительного следования не только религиозной традиции, но и принятым ею принципам государственного устройства, которое воплощает единство религии и политики. Хотя даже и такие, «фундаменталистские», страны, заимствуя технологию, вынуждены через нее впускать чужеродную культуру. Другие же исламские государства стремятся к преобразованию политических институтов, к большей открытости в отношении мировой культуры. В них заметное место занимает осознание того, что внешнее заимствование современных научных достижений, элементов современной культуры без создания фундамента для внутреннего 1 Wie tolerant ist der Islam? / Hrsg. W. Kreber. München, 1991.
Стр.9
Введение 9 динамичного развития не может привести к действительным успехам. И этот фундамент создается из имеющейся в собственной культуре традиции устранения устаревших ее форм и поиска форм новых. Эта традиция становится основанием, в которое органично вплетается современность. Мир исламский и мир христианский — в плане темы книги речь идет именно о них — сейчас тесно связаны друг с другом, и это выражается не только в экономических, политических и культурных контактах. Усилившаяся миграция, заставляющая людей разных культур, разных конфессий жить бок о бок, делает проблему их взаимоотношений, взаимопонимания весьма актуальной. Профессор исламистики из Йельского университета Герхард Бёверинг, говоря о необходимости диалога двух культур, а может быть, просто двух религий, считает, что плодотворным он будет только при соблюдении трех условий: преодоление бытующих в западном сознании шаблонов относительно ислама; желание увидеть в исламе не только партнера по диалогу, но и зеркало, которое помогает корректировать себя и третье — готовность признать, что ни христиане, ни мусульмане не представляют единственную истину, а только вместе ищут ее1 . В 1791 году папа Пий VI назвал право на свободное выражение мнения в религиозных делах чудовищным правом, противным правам, данным Творцом (Quod aliqantum», 10 марта 1791). Через двести лет 2-ой Ватиканский собор (С. 41с) провозгласил, что церковь признает права человека и защищает современные движения, которые требуют их повсеместного соблюдения. В августе 1990 года в Каире члены Организации Исламская конференция приняли Каирскую декларацию прав человека в исламе. Ее цель — опираясь на шариат, дать основы для решения новых социальных проблем, связанных с ролью ислама в современном мире, защитой жизни людей от любых посягательств на нее, охраной семьи, образованием, работой. В статье 1 Декларации отмечается: «Все люди равны с точки зрения человеческого достоинства, обязательств и ответственности, без всякой дискриминации по признакам расы, цвета, языка, пола, религиозных убеждений, политической принадлежности, социальному положению и другим соображениям». Встает также вопрос о соблюдении конституционных гарантий в отношении мусульман, эмигрировавших в западные страны, об их адаптации в ином для них, секулярном мире, о сообразовании 1 Указ. соч. С. 27.
Стр.10