Язык и речь – два уровня конструирования социальной
реальности языковой личностью
Паниткова Эллина Юрьевна
Мурманский государственный педагогический университет
Key words: social construction of reality, linguistic personality, language,
speech, everyday speech, typification, creative use of language
Для социально-гуманитарных наук в XX веке особенно
актуальными стали проблемы, связанные непосредственно с
существованием человека в мире, с его повседневной жизнью,
поэтому
особое
значение
приобрели
сформулированные <...> Акцент при изучении данных проблем делался на активной позиции
человека, способного к непрерывной преобразующей деятельности. <...> Большой вклад в развитие представлений о существовании
человека в мире повседневной жизни внесла феноменологическая
социология. <...> Одним из наиболее значимых направлений в данной
области стала теория социального конструирования реальности П.
Бергера <...> является мысль о том, что
повседневная жизнь полагается как упорядоченная реальность,
представляющая собой интерсубъективный мир, который каждый
разделяет с другими, где, по мнению любого индивида, его
1
естественная установка
соответствует естественной установке
других людей. <...> Данная реальность интерпретируется людьми, имеет
для
них
субъективную
значимость,
она
«оказывается
объективированной, т.е. конституированной порядком объектов,
которые были обозначены как объекты до моего появления на
сцене» [Бергер, Лукман 1995, 41]. <...> Важнейшей знаковой системой
является
язык,
разнообразия
который
накопленных
представляет
собой
значений
жизненного
и
хранилище
опыта,
передающихся следующим поколениям. <...> Язык является «и основой,
и инструментом коллективного запаса знания» [Бергер, Лукман
1995, 114]. <...> При этом язык так же, как и социальные институты,
является одним из тех продуктов деятельности людей, которые в
той или иной мере начинают подчинять людей своим правилам
ввиду их объективированного характера (они хабитуализированы,
типизированы, легитимизированы и реифицированы <...>
Язык_и_речь_–_два_уровня_конструирования_социальной_реальности_языковой_личностью..pdf
Язык и речь – два уровня конструирования социальной
реальности языковой личностью
Паниткова Эллина Юрьевна
Мурманский государственный педагогический университет
Key words: social construction of reality, linguistic personality, language,
speech, everyday speech, typification, creative use of language
Для социально-гуманитарных наук в XX веке особенно
актуальными стали проблемы, связанные непосредственно с
существованием человека в мире, с его повседневной жизнью,
поэтому особое значение приобрели сформулированные Э.
Гуссерлем понятия «интерсубъективность» и «жизненный мир».
Акцент при изучении данных проблем делался на активной позиции
человека, способного к непрерывной преобразующей деятельности.
Особое звучание приобрел термин «личность», подразумевающий
не только индивидуальность человека, но его включенность в сеть
общественных отношений.
Большой вклад в развитие представлений о существовании
человека в мире повседневной жизни внесла феноменологическая
социология. Одним из наиболее значимых направлений в данной
области стала теория социального конструирования реальности П.
Бергера и Т. Лукмана, опиравшаяся на идеи А. Шуца, Г. Мида, М.
Вебера, Э. Дюркгейма и др.
Исходной идеей работы «Социальное конструирование
реальности» П. Бергера и Т. Лукмана является мысль о том, что
повседневная жизнь полагается как упорядоченная реальность,
представляющая собой интерсубъективный мир, который каждый
разделяет с другими, где, по мнению любого индивида, его
1
Стр.1