Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Язык и речь – два уровня конструирования социальной реальности языковой личностью. (80,00 руб.)

0   0
АвторыПаниткова Эллина Юрьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID191146
АннотацияСтатья посвящена рассмотрению языка в качестве универсальной среды конструирования реальности: через призму понятия «языковая личность», которое может рассматриваться в качестве возможного субъекта конструирования, показаны два уровня конструирования социальной реальности: уровень языка и уровень речи (в более широком контексте их можно представить как уровень правил, типизаций, абстракций и уровень ситуативности, использования данных правил). В заключение работы делается вывод о том, что в процессе конструирования социальной реальности важным является не только использование типизаций и абстракций, но и индивидуальная, творческая составляющая.
Язык и речь – два уровня конструирования социальной реальности языковой личностью. / Э.Ю. Паниткова .— : [Б.и.] .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/191146 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Язык и речь – два уровня конструирования социальной реальности языковой личностью Паниткова Эллина Юрьевна Мурманский государственный педагогический университет Key words: social construction of reality, linguistic personality, language, speech, everyday speech, typification, creative use of language Для социально-гуманитарных наук в XX веке особенно актуальными стали проблемы, связанные непосредственно с существованием человека в мире, с его повседневной жизнью, поэтому особое значение приобрели сформулированные <...> Акцент при изучении данных проблем делался на активной позиции человека, способного к непрерывной преобразующей деятельности. <...> Большой вклад в развитие представлений о существовании человека в мире повседневной жизни внесла феноменологическая социология. <...> Одним из наиболее значимых направлений в данной области стала теория социального конструирования реальности П. Бергера <...> является мысль о том, что повседневная жизнь полагается как упорядоченная реальность, представляющая собой интерсубъективный мир, который каждый разделяет с другими, где, по мнению любого индивида, его 1 естественная установка соответствует естественной установке других людей. <...> Данная реальность интерпретируется людьми, имеет для них субъективную значимость, она «оказывается объективированной, т.е. конституированной порядком объектов, которые были обозначены как объекты до моего появления на сцене» [Бергер, Лукман 1995, 41]. <...> Важнейшей знаковой системой является язык, разнообразия который накопленных представляет собой значений жизненного и хранилище опыта, передающихся следующим поколениям. <...> Язык является «и основой, и инструментом коллективного запаса знания» [Бергер, Лукман 1995, 114]. <...> При этом язык так же, как и социальные институты, является одним из тех продуктов деятельности людей, которые в той или иной мере начинают подчинять людей своим правилам ввиду их объективированного характера (они хабитуализированы, типизированы, легитимизированы и реифицированы <...>
Язык_и_речь_–_два_уровня_конструирования_социальной_реальности_языковой_личностью..pdf
Язык и речь – два уровня конструирования социальной реальности языковой личностью Паниткова Эллина Юрьевна Мурманский государственный педагогический университет Key words: social construction of reality, linguistic personality, language, speech, everyday speech, typification, creative use of language Для социально-гуманитарных наук в XX веке особенно актуальными стали проблемы, связанные непосредственно с существованием человека в мире, с его повседневной жизнью, поэтому особое значение приобрели сформулированные Э. Гуссерлем понятия «интерсубъективность» и «жизненный мир». Акцент при изучении данных проблем делался на активной позиции человека, способного к непрерывной преобразующей деятельности. Особое звучание приобрел термин «личность», подразумевающий не только индивидуальность человека, но его включенность в сеть общественных отношений. Большой вклад в развитие представлений о существовании человека в мире повседневной жизни внесла феноменологическая социология. Одним из наиболее значимых направлений в данной области стала теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, опиравшаяся на идеи А. Шуца, Г. Мида, М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. Исходной идеей работы «Социальное конструирование реальности» П. Бергера и Т. Лукмана является мысль о том, что повседневная жизнь полагается как упорядоченная реальность, представляющая собой интерсубъективный мир, который каждый разделяет с другими, где, по мнению любого индивида, его 1
Стр.1