ЯЗЫК КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
В XX веке в связи с кризисом философских концепций философы
обратились к поиску новых техник анализа, новых точек зрения и точек
отсчета, и одним из таких оснований стала повседневность. <...> Повседневность,
ранее казавшаяся чем-то недостойным научного внимания, философских
размышлений, стала все более привлекать внимание как та целостность, в
которой отражаются все аспекты бытия человека (экономика, политика,
культура,
духовность). <...> Ценность
повседневности
как
социально-
философского понятия заключается в том, что это наиболее близкая,
привычная человеку реальность. <...> Очевидна была и связь повседневности с языком, так как успешное
взаимодействие невозможно без устойчивых символических форм, а язык
является наиболее сложно организованной и эффективной системой
символической интеракции. <...> Повседневность также многопланова
и не поддается однозначной интерпретации. <...> Тем не менее, интерес к
повседневности (в той или иной трактовке) и к языку (преимущественно, к
обыденному языку, языку повседневного общения) стал определяющим для
многих философских направлений. <...> Взгляды на сущность повседневности, на ее роль в жизни человека и
общества варьируются. <...> Она трактуется и как «сфера постоянно воспроизводимых
социальных практик» [8, 74], и как «продукт социального конструирования»
[7, 48], и как «плавильный тигль рациональности» (Б. <...> Вальденфельс), и как
сфера опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления
мира, возникающая на основе трудовой деятельности (А. <...> Категория повседневности, как, впрочем, и любая иная философскосоциальная
категория,
достаточно
трудно
поддается
однозначному
определению. <...> И.Т. Касавин выделяет ряд аспектов, в которых данная
категория может быть рассмотрена [9]: усредненное общественное мнение,
измеренное в форме репрезентативных опросов;
набор неизменных
поведенческих реакций на изменяющееся окружение; кумулятивный опыт <...>
ЯЗЫК_КАК_НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ_КОМПОНЕНТ_ПОВСЕДНЕВНОСТИ.pdf
Паниткова Э.Ю.
ЯЗЫК КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
В XX веке в связи с кризисом философских концепций философы
обратились к поиску новых техник анализа, новых точек зрения и точек
отсчета, и одним из таких оснований стала повседневность. Повседневность,
ранее казавшаяся чем-то недостойным научного внимания, философских
размышлений, стала все более привлекать внимание как та целостность, в
которой отражаются все аспекты бытия человека (экономика, политика,
культура, духовность). Ценность повседневности как социальнофилософского
понятия заключается в том, что это наиболее близкая,
привычная человеку реальность.
Очевидна была и связь повседневности с языком, так как успешное
взаимодействие невозможно без устойчивых символических форм, а язык
является наиболее сложно организованной и эффективной системой
символической интеракции. Однако выяснение того, каким именно образом
язык связан с повседневностью, сопряжено с рядом трудностей: язык – это
абстрактное понятие, язык многообразен и символичен, кроме того, он
представляет собой сложную систему. Повседневность также многопланова
и не поддается однозначной интерпретации. Тем не менее, интерес к
повседневности (в той или иной трактовке) и к языку (преимущественно, к
обыденному языку, языку повседневного общения) стал определяющим для
многих философских направлений.
Взгляды на сущность повседневности, на ее роль в жизни человека и
общества варьируются. Прежде всего, трудности вызывает само определение
повседневности. Она трактуется и как «сфера постоянно воспроизводимых
социальных практик» [8, 74], и как «продукт социального конструирования»
[7, 48], и как «плавильный тигль рациональности» (Б. Вальденфельс), и как
сфера опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления
Стр.1