Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Трансцендентально-кинетическая теорiя времени (165,00 руб.)

0   0
Первый авторАксеновъ М. С.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц209
ID190947
АннотацияТВ изданной в 1896 году малоизвестной книге Митрофана Семеновича Аксенова "Трансцендентально-кинетическая теория времени" впервые подробно изложена концепция пространственно-временного представления мира. Обстоятельно исследуются законы и принципы четвертого измерения, причем применительно к реальному миру, к которому принадлежим и мы сами, все существующее вообще. Прошлое и будущее - не небытие, но тоже сущее: вселенная простирается не только в пространстве, но и во времени. Среди законов, выведенных Аксеновым из своей теории, например, изменение плотности и геометрии тел, движущихся относительно наблюдателя, при этом установленные соотношения отличаются от известной формулы Лоренца, представленной в 1904 году. Важнейшая основа концепции - воспринимающее в нас начало, движущееся по линии времени, ортогональной пространству. В пространстве-времени такие исходные понятия, как движение, изменение, причина и следствие, возникновение и уничтожение, рождение и смерть, даже само трехмерное пространство, по Аксенову, приобретают фантомальный характер, либо раскрываются в совершенно ином ракурсе: свободная воля, к примеру, постигается как трансцендентальное предвидение. Та же концепция, но спроецированная в плоскость современной науки и потому существенно упрощенная, в 1908 году была предложена Германом Минковским в качестве пространственно-временной модели физической вселенной и впоследствии использовалась Альбертом Эйнштейном для построения общей теории относительности. Ныне эта модель известна как пространство-время Минковского.
Кому рекомендованоНесомненно, что исследования М.С. Аксенова, наиболее важные из которых приводятся в настоящем издании, уникальные не только для своего времени, но во многих существенных аспектах также и для нашего, будут интересны математикам, физикам и философам, художникам и поэтам, широкому кругу читателей, но, главным образом, тем, для кого пребывание в этом мире - вопрос.
ISBN978-5-9551-0477-5
УДК16
ББК87.3(2)6
Аксеновъ, М. С. Трансцендентально-кинетическая теорiя времени / М. С. Аксеновъ .— Москва : Языки славянской культуры, 2011 .— 209 с. — Сост., вступ. ст., коммент. С.А. Жигалкина; На тит. листе указ. изд-во: Языки славянских культур .— ISBN 978-5-9551-0477-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/190947 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Та же концепция, но спроецированная в плоскость современной науки и потому существенно упрощенная, в 1908 году была предложена Германом Минковским в качестве пространственно-временнóй модели физической вселенной и впоследствии использовалась Альбертом Эйнштейном для построения общей теории относительности. <...> Ныне эта модель известна как пространство-время Минковского. <...> АКСЕНОВЪ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРIЯ ВРЕМЕНИ Издание подготовлено Сергеем Жигалкиным ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР 2011 УДК 16 ББК 87.3(2)6 A 42 A 42 Аксеновъ М. С. <...> Ныне эта модель известна как пространство-время Минковского. <...> Первый серьезный исследователь именно пространственно-временнóго континуума, видимо всё же Митрофан Аксенов (вышеуказанная книга 1896 г.), затем, среди многих других известных ученых, философов, теологов, мистиков и писателей1, такие, как Герман Минковский (доклад 1908 г.), приложивший идею временнóго измерения к физике и совершивший в последней своеобразный переворот, Петр Успенский (книга «Четвертое измерение» 1909 г.) как представитель целого ряда исследователей, рассматривавших проблематику темы в самых широких аспектах, Альберт Эйнштейн, применивший положения Минковского для развития частной теории относительности (сформулированной в его известной статье 1905 г., но еще не включавшей четвертую 1 Среди ученых стоит отметить немецкого профессора венгерского происхождения Мельхиора Палагю (Melchior Palágyi) (издавшего книгу «Новая теория пространства и времени. <...> 22 Предисловие д оклад Германа Минковского “Raum und Zeitˮ («Пространство и время», 1908 г.), послужившим основой концепции, впоследствии названной «пространством-временем Минковского»1. <...> Дополнительно к x, y, z вводится t; x, y, z, t Минковский называет мировой точкой, а «многообразие всех мыслимых систем значений x, y, z, t — миром». <...> «Тогда, — говорит Минковский, — мы получаем в качестве изображения, 1 Данную «очевидность», вообще говоря, следовало бы объявить постулатом <...>
Трансцендентально-кинетическая_теорiя_времени.pdf
В изданной в 1896 году малоизвестной книге Митрофана Семеновича Аксенова «Трансцендентально-кинетическая теория времени» впервые подробно изложена концепция пространственно-временнóго представления мира. Обстоятельно исследуются законы и принципы четвертого измерения, причем применительно к реальному миру, к которому принадлежим и мы сами, всё существующее вообще. Прошлое и будущее — не небытие, но тоже сущее: вселенная простирается не только в пространстве, но и во времени. Среди законов, выведенных Аксеновым из своей теории, например, изменение плотности и геометрии тел, движущихся относительно наблюдателя, при этом установленные соотношения отличаются от известной формулы Лоренца, представленной в 1904 году. Важнейшая основа концепции — воспринимающее в нас начало, движущееся по линии времени, ортогональной пространству. В пространстве-времени такие исходные понятия, как движение, изменение, причина и следствие, возникновение и уничтожение, рождение и смерть, даже само трехмерное пространство, по Аксенову, приобретают фантомальный характер, либо раскрываются в совершенно ином ракурсе: свободная воля, к примеру, постигается как трансцендентальное предвидение. Та же концепция, но спроецированная в плоскость современной науки и потому существенно упрощенная, в 1908 году была предложена Германом Минковским в качестве пространственно-временнóй модели физической вселенной и впоследствии использовалась Альбертом Эйнштейном для построения общей теории относительности. Ныне эта модель известна как пространство-время Минковского. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРIЯ ВРЕМЕНИ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРIЯ ВРЕМЕНИ
Стр.1
М. АКСЕНОВЪ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРIЯ ВРЕМЕНИ Из д а н и е п о д г о т ов ле н о Сергеем Жигалкиным ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР 2011
Стр.2
УДК 16 ББК 87.3(2)6 A 42 Аксеновъ М. С. A 42 Трансцендентально-кинетическая теорiя времени / сост., вступит. ст., коммент. С. А. Жигалкина. — М.: Языки славянских культур, 2011. — 208 с. ISBN 978-5-9551-0477-5 В изданной в 1896 году малоизвестной книге Митрофана Семеновича Аксенова «Трансцендентально-кинетическая теория времени» впервые подробно изложена концепция пространственно-временнóго представления мира. Обстоятельно исследуются законы и принципы четвертого измерения, причем применительно к реальному миру, к которому принадлежим и мы сами, всё существующее вообще. Прошлое и будущее — не небытие, но тоже сущее: вселенная простирается не только в пространстве, но и во времени. Среди законов, выведенных Аксеновым из своей теории, например, изменение плотности и геометрии тел, движущихся относительно наблюдателя, при этом установленные соотношения отличаются от известной формулы Лоренца, представленной в 1904 году. Важнейшая основа концепции — воспринимающее в нас начало, движущееся по линии времени, ортогональной пространству. В пространствевремени такие исходные понятия, как движение, изменение, причина и следствие, возникновение и уничтожение, рождение и смерть, даже само трехмерное пространство, по Аксенову, приобретают фантомальный характер, либо раскрываются в совершенно ином ракурсе: свободная воля, к примеру, постигается как трансцендентальное предвидение. Та же концепция, но спроецированная в плоскость современной науки и потому существенно упрощенная, в 1908 году была предложена Германом Минковским в качестве пространственно-временнóй модели физической вселенной и впоследствии использовалась Альбертом Эйнштейном для построения общей теории относительности. Ныне эта модель известна как пространство-время Минковского. Несомненно, что исследования М. С. Аксенова, наиболее важные из которых приводятся в настоящем издании, уникальные не только для своего времени, но во многих существенных аспектах также и для нашего, будут интересны математикам, физикам и философам, художникам и поэтам, широкому кругу читателей, но, главным образом, тем, для кого пребывание в этом мире — вопрос. ББК 87.3 Для оформления переплета использован плакат группы «Движение» к выставке кинетического искусства 1966 г. (по эскизу Л. Нуссберга «Спираль», 1962 г.) © Издательство «Языки славянских культур», 2011 ISBN 978-5-9551-0477-5 © Жигалкин С. А., сост., вступит. ст., коммент., 2011
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ . Пространство-время Аксенова .........5 М. С. А к С е н о в ъ ТрАнСценденТАльно-кинеТичеСкАя Теорiя вреМени ТрАнСценденТАльно-кинеТичеСкАя Теорiя вреМени ...........49 опыТъ МеТАгеоМеТричеСкой филоСофiи (Фрагмент) Глава I. О зависимости представления о мiрѣ от скорости воспрiятiя..............................89 нѣТъ вреМени. Популярное изложенiе основныхъ началъ метагеометрической философiи (Фрагменты) ........101 нѣТъ СМерТи. Новое ученiе о времени ..................127 приложения Пространство-время Минковского и Аксенова в журнале «Нива» 1911 —1912 гг. ....................181 Пространство-время до Аксенова ( )...........189 Список трудов М. С. Аксенова ........................196 Обложка и первые страницы книги «Трансцендентально-кинетическая теорiя времени» издания 1896 года ................................197 About this book ......................................205 Сергей Жигалкин Жозеф Луи Лагранж, «S.», Герберт Уэллс
Стр.4
ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ АКСЕНОВА Мир, мы уверены, существует. Однако вчерашнего дня больше нет: нет ни вчерашних людей, ни домов, ни зарниц — вообще ничего, нет также нас, какими мы были вчера, какими мы были даже секунду назад: мир существует только сейчас. Мгновения приходят и тут же уходят — являются из небытия и вновь отправляются в небытие. Движение мира во времени вполне очевидно. Но почему это нам очевидно? Потому ли, что мир и на самом деле таков, или же потому, что мы ограниченные существа? Не будь у нас памяти, делающей зримым минувшее, или, допустим, наш ум не имел бы способности сравнивать эпизоды прошлого и наблюдать их метаморфозы, мы бы ничего не знали о течении времени — просто в наивной невинности жили бы в «вечном сейчас». То есть представление о переменах, смене мгновений, эпох обусловлено нашей природой, конституцией нашего существа: имей мы другие возможности — другое сознание, восприятие, плотность телесной субстанции, другое строение, диапазоны и ритмы органов чувств, — мир был бы иным. Опираясь в своих изысканиях на собственную природу, мы проецируем эту природу на мир. Космос представляется нам пространственно-временны ´ м. Однако в том именно и состоит особенность нашего существа, что оно ставит под сомнение и свою земную природу, не считая ее окончательной мерой вещей. Сознание собственной ограниченности, по всей видимости, недоступное птицам и рыбам, медведям, слонам, означает причастность к тому, что находится вне нам доступного мира, вне мира вообще — изначальную связь нас самих с трансцендентным.
Стр.6