Кемеровская государственная
медицинская академия
Н. Б. Юрмазов, П. Н. Фиалко, В. В. Кущ,
Н. И. Лобанова, Я. С. Вацура, Т. С. Ткаченко
Обследование стоматологического
больного хирургического профиля.
Местное обезболивание в стоматологии
Кемерово
КемГМА
2008
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Н. Б. Юрмазов, П. Н. Фиалко, В. В. Кущ,
Н. И. Лобанова, Я. С. Вацура, Т. С. Ткаченко
Обследование стоматологического
больного хирургического профиля.
Местное обезболивание в стоматологии
Учебно-методическое пособие
для студентов стоматологического факультета
Кемерово
КемГМА
2008
Стр.3
Юрмазов, Н. Б., Фиалко, П. Н., Кущ, В. В., Лобанова, Н. И., Вацура, Я. С.,
Ткаченко, Т. С. Обследование стоматологического больного хирургического
профиля. Местное обезболивание в стоматологии: учебно-методическое
пособие. – Кемерово: КемГМА, 2008. – 41 с.
В учебно-методическом пособии рассмотрены методы обследования
стоматологического больного хирургического профиля. Освещены
основные и дополнительные методы обследования, а так же вопросы,
касающиеся местного обезболивания в стоматологии. Изложена
технология проведения дополнительных методов обследования.
Определены цели и задачи местной анестезии, рассмотрены показания и
противопоказания к её проведению. Изложена классификация способов
местного обезболивания, дана сравнительная характеристика
инфильтрационной и проводниковой анестезии.
Рассмотрена
классификация местноанестезирующих препаратов, дана их клиникофармакологическая
характеристика. Учебно-методическое пособие
составлено на кафедре хирургической стоматологии Кемеровской
государственной медицинской академии, утверждено на заседании
кафедры хирургической стоматологии и рекомендовано для внутреннего
использования при подготовке к практическим занятиям студентами
стоматологического факультета. Данное пособие окажет помощь
студентам в проведении обследования стоматологического больного, в
выборе и проведении местной анестезии.
Рецензенты:
Тё Е. А. – д. м. н., проф., зав. кафедрой терапевтической стоматологии КемГМА;
Киселёв Г. Ф. – д. м. н., проф., зав. кафедрой детской стоматологии КемГМА.
© Кемеровская государственная медицинская академия, 2008.
2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Обследование хирургического
стоматологического больного
Тестовые задания
Тема 2. Местное обезболивание в стоматологии
Тестовые задания
Эталоны ответов
Литература
4
21
25
36
40
41
3
Стр.5
Тема 1. Обследование хирургического стоматологического больного
Учебные цели:
1) Изучить последовательность этапов обследования стоматологического
больного хирургического профиля.
2) Изучить методику сбора субъективных данных: жалоб, анамнеза
заболевания, анамнеза жизни больного.
3) Изучить методику объективного обследования: осмотра, пальпации,
зондирования, пункции – и инструментарий, необходимый для их проведения.
4) Изучить дополнительные методы обследования: рентгенологические,
микробиологические, гистологические, цитологические методы.
Вопросы, знание которых необходимо для изучения темы:
1) Нормальная анатомия мягких тканей и костей челюстно-лицевой области.
2) Нормальная анатомия органов полости рта.
3) Иннервация, расположение лимфатических узлов, слюнных желёз
и их протоков.
Вопросы для контроля исходных знаний:
Перечислите основные и дополнительные методы обследования
стоматологического больного хирургического профиля.
Назовите инструменты, необходимые для проведения осмотра
стоматологического больного.
Какими данными необходимо располагать при сборе
аллергологического анамнеза?
Назовите методы цитологического исследования.
Перечислите способы и правила выполнения биопсии.
Содержание темы:
1) Последовательность этапов обследования стоматологического
хирургического больного. Методы обследования больных, в том числе и
больных стоматологических можно разделить на две группы: основные и
дополнительные методы.
Основные методы:
а) Опрос. Имеет определенную последовательность сбора данных,
которые носят субъективный характер и выясняются при беседе с
больным. Включает в себя:
– выяснение жалоб;
– сбор анамнеза заболевания;
– сбор анамнеза жизни.
Опрос должен проводиться с учётом уровня интеллектуального
развития больного, а также возможностей его речевого аппарата. Беседа
должна вестись в обстановке, располагающей к откровенному высказыванию
обо всём, что беспокоит больного. Если больной не умеет достаточно полно
и связно изложить то, что интересует врача, то врач должен помочь ему в
этом посредством наводящих и дополнительных вопросов.
4
Стр.6
Тестовые задания
Задание 1. Выберите инструменты, необходимые для обследования
стоматологического больного хирургического профиля:
а) распатор прямой
б) почковидный лоток, зонд стоматологический угловой
в) стоматологическое зеркало, шпатель
г) стоматологический пинцет
д) крючок Фарабефа
Задание 2. Назовите правильную последовательность обследования
стоматологического больного хирургического профиля:
а) опрос, пальпация мягких тканей и костей лицевого скелета, внешний
осмотр, дополнительные методы обследования, осмотр полости рта
б) опрос, внешний осмотр, пальпация мягких тканей и костей лицевого
скелета, осмотр полости рта, дополнительные методы обследования
в) внешний осмотр, опрос, пальпация мягких тканей и костей лицевого скелета
г) дополнительные методы обследования, опрос, осмотр полости рта
Задание 3. Выберите основные методы обследования стоматологического
больного:
а) опрос
б) внешний осмотр
в) перкуссия зубов
г) зондирование
д) электроодонтометрия
е) рентгенография
Задание 4. Выберите дополнительные методы обследования
стоматологического больного:
а) внешний осмотр
б) зондирование
в) компьютерная томография
г) соскоб
д) биопсия
Задание 5. При перкуссии зуба оценивают состояние:
а) пульпы зуба
б) периодонта
в) твёрдых тканей зуба
21
Стр.23
Тема 2. Местное обезболивание в стоматологии
Учебные цели:
1) Дать определение понятия местной анестезии.
2) Установить цели и задачи местной анестезии, показания и
противопоказания к проведению.
3) Изучить классификацию способов местного обезболивания в стоматологии.
4) Дать определение инфильтрационной и проводниковой анестезии,
изучить их преимущества и недостатки.
5) Изучить классификацию местноанестезирующих препаратов, дать
их клинико-фармакологическую характеристику.
6) Изучить значение вазоконстрикторов в составе
местноанестезирующих препаратов.
Вопросы, знание которых необходимо для изучения темы:
1) Знание механизмов формирования чувства боли у человека.
2) Знание анатомии тройничного нерва.
3) Знание взаимодействия местных анестетиков и организма человека.
Вопросы для контроля исходных знаний:
1) Дайте определение понятия местной анестезии. Определите её цели и задачи.
2) Какие состояния являются показаниями и противопоказаниями к
проведению местной анестезии?
3) Дайте определение инфильтрационной и проводниковой анестезии.
4) Назовите положительные качества проводниковой и инфильтрационной
анестезии и их недостатки.
5) Дайте характеристику местноанестезирующим препаратам.
6) С какой целью добавляют вазоконстрикторы к растворам местных
анестетиков. Какие вазоконстрикторы для этого используют?
Содержание темы:
1) Местная анестезия – это мероприятия, с помощью которых
достигается выключение болевой чувствительности на определённом
участке тела при сохранении сознания больного, при этом воздействие
осуществляется на периферические механизмы восприятия и проведения
болевого импульса, т. е. на периферические отделы нервной системы.
Цель местной анестезии – блокада проведения импульсов в
чувствительных нервных волокнах из участка операции при помощи
лекарственных препаратов, называемых местными анестетиками.
Задачи:
а) Необходимо чётко представлять топографическую анатомию той
области, куда вводится раствор.
б) Недопустимо проведение местной анестезии без предварительного
выяснения аллергологического и фармакотерапевтического анамнеза.
в) Инъекционные растворы должны быть стерильными,
изотоничными, изотермичными.
25
Стр.27
Тестовые задания
Задание 1. Какое анатомическое образование на нижней челюсти
является целевым пунктом при проведении анестезии по Вейсбрему?
а) отверстие нижнечелюстного нерва
б) бороздка нижнечелюстного нерва
в) основание шейки мыщелкового отростка
г) язычок нижней челюсти
д) нижнечелюстное возвышение
Задание 2. Какой из растворов применяется для аппликационной
анестезии?
а) лидокаин (10-процентный раствор)
б) артикаин (4-процентный раствор)
в) новокаин (1-процентный раствор)
г) тримекаин (2-процентный раствор)
Задание 3. Какой из перечисленных местных анестетиков обладает
наибольшей анестезирующей активностью?
а) лидокаин
б) мепивакаин
в) тримекаин
г) новокаин
д) артикаин
Задание 4. Проводимость каких нервов прерывается при анестезии по
Вейсбрему?
а) нижнелуночкового, щечного
б) нижнелуночкового, язычного нервов
в) нижнелуночкового, щечного, язычного нервов
г) щечного и язычного нервов
Задание 5. Какой из анестетиков, обладает наибольшей
длительностью действия?
а) артикаин
б) новокаин
в) лидокаин
г) тримекаин
36
Стр.38
Отпечатано редакционно-издательским отделом
Кемеровской государственной медицинской академии
650029, Кемерово,
ул. Ворошилова, 22а.
Тел./факс. +7(3842)734856;
epd@kemsma.ru
Подписано в печать 28.02.2008.
Гарнитура таймс. Тираж 100 экз.
Формат 2130/2 У.п.л. 2,4.
Печать трафаретная.
Требования к авторам см. на http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml
Лицензия ЛР № 21244 от 22.09.97
42
Стр.44