Автор считает, что в настоящее время триалектика
отражает суть развития человечества, на данный момент сформировавшегося в
целостную глобальную систему, требующую адекватного подхода исследования,
«новой парадигмы мышления». <...> Такой парадигмой может выступить триалектика как
метод мышления на уровне всеобщего и разумного понимания действительности. <...> Троицы богов, троичность мироздания и человека в Древнем Египте —24
§ 2. <...> Философское осмысление отношения лиц в христианской Троице. <...> Триадология как учение о триединой основе бытия развивающейся в
себе мировой действительности призвана показать как в религии, фило
софии и других областях культуры триединство находит свое конкретное
выражение. <...> 799);
троичность (троичный, тройственный) - состоящее из трех; в христианской
догматике - триединство, состоящее из трех ипостасей (С. <...> 806);
триада - (от греч. trias-три)- целое, состоящее из грех частей или разде
льных членов (С. <...> 798);
Значение следующих понятий определяется таким образом:
триадология - учение о триединой основе бытия;
триадизм - неоплатоническое понятие, связанное с раскрытием философии
при помощи триад. <...> Понятие триады в философии впервые появляется именно в
неоплатонизме (III-VI вв.)
триалектика - способ мышления посредством диалектической триады, от
ражающей триединую природу мира.
тритеизм, - тритеиты - еретическая секта VI в., согласно которой Бог троичен по своей сущности, три лица Троицы суть три бога;
тринитарный - (от лат. <...> Сила объединения и созидания заключа
ется в третьем - единстве, примирении, согласии, - поэтому в качестве
структурной единицы для методологии целостного подхода древними
мыслителями была избрана триада. <...> Это отмечает Р.Г. Баранцев в статье «Тринитарный архетип единства». <...> Связь элементов креационной триады представляет триединство,
которое, как философская категория, всегда вызывает разговор о единс
тве мира, о сущности его гармонического устройства. <...> Д.И. Менделеев, научная деятельность <...>
Триадология.pdf
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
САН КТ- П ЕТЕРБУ РГСКИ Й ГОСУ ДАРСТВЕН Н Ы Й
УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
i
Е. П. БОРЗОВА
Стр.1
УДК 008
ББК 71.0
Б82
Монография издается по решению Редакционно-издательского
совета Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств.
Научный редактор:
доктор философских наук, профессор И. Ф. Кефели
Рецензенты:
кандидат философских наук, доцент И. А. Аносова
кандидат философских наук, доцент О. В. Плебанек
Борзова Е. П.
Б82 Триадология. — СПб.: СПбГУКИ, 2007. — 672 с.
ISBN 978-5-94708-098-8
Монография доктора философских наук, профессора Е.П. Борзовой посвящена
исследованию роли триалектики миропонимания, триединства, триады и троичности
в изучении истории культуры, философии и современных глобальных аспектов
развивающейся мировой действительности.
Работа представляет новый взгляд на основу развития мира, который автор
раскрывает в триалектике миропонимания, показывает ее как существующую во всех
религиях и культурах народов мира. Автор считает, что в настоящее время триалектика
отражает суть развития человечества, на данный момент сформировавшегося в
целостную глобальную систему, требующую адекватного подхода исследования,
«новой парадигмы мышления». Такой парадигмой может выступить триалектика как
метод мышления на уровне всеобщего и разумного понимания действительности.
Общая концепция укладывается в единое учение, которое автор назвал триадологией.
В основу монографии положены материалы докторской диссертации и курсы,
читаемые в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств:
«История философии», «История мировой культуры», «Духовные ценности мировых
цивилизаций», «Основы межкультурной коммуникации».
УДК 008
ББК 71.0
ISBN 978-5-94708-098-8
© Борзова Е. П., 2007
О Федеральное государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств», 2007
Стр.2
Оглавление
Введение........................................................................ *........................................................... 5
Глава I. Триединство в истории культуры....................................... ....................................21
§ 1. Троицы богов, троичность мироздания и человека в Древнем Египте —24
§ 2. Триадичность в культуре Месопотамии...................................................................36
§ 3. Троичность и Тримурти в духовной традиции Древней Индии............................. 45
§ 4. Идея троичности в духовных традициях Китая..................................... ................ 58
§ 5. Трехчленность и троичная природа библейской картины мира
в древнееврейской культуре.................................................................................. 73
§ 6. Триединство в религии Древней Греции..................................................................89
§ 7. Троичности в культурах этрусков и римлян............................................... ........ 100
§ 8. Триады в кельтской религии и в скифском мире.................................................111
§ 9. Триадичность в славянской культуре ...... ............................................................ 121
§ 10. Троица в христианстве......................................................................................... 133
§11. Триадичность в исламе и мусульманской культуре...........................................149
§ 12. Значение идеи триединства в формировании своеобразия
культуры Японии.............................................................................................. 157
Глава II. Роль триединства в историко-философских концепциях...................................175
§ 1. Триадичность в античной философии.................................................................177
§ 2. Триадизм в концепциях гностицизма и неоплатонизма...................................... 196
§ 3. Развитие тринитарного мышления в средние века........................................... 212
§ 4. Философы Возрождения о троичности.................................................................232
§ 5. Триединство в философии Нового времени.................................................... 258
§ 6. Русская философия о триединстве и сущности Троицы....................................290
§ 7. Философское осмысление отношения лиц в христианской Троице.
Современный взгляд на историю вопроса..........................................................371
§ 8. Герменевтическая триада.....................................................................................381
Стр.3
§ 9. Концепция трех миров К,Р. Поппера.....................................................................396
§ 10. Проблемы синергетической креативной триады...............................................406
§ 11. Триединство и «золотое сечение»......................................................................430
Глава Ш.Триалектика миропонимания и триединство мира.................445
§ 1. Тринитарная природа противоречия и противоречивая триада
как субстанция мировой действительности........................................................449
§ 2. Познание триадической природы бесконечного процесса
развития мира........................................................................................................ 473
§ 3. Триады познания: чувства, рассудок и разум......................................................499
§ 4. Тринитарная природа духовности: душа, дух и Бог............................................541
Глава IV. Конкретные формы триединства.........................................................557
§ 1. Триадическая концепция культуры.......................................................................559
§ 2. Тринитарная природа личности............................................................................576
§ 3. Триадичность как логическая основа права........................................................599
§ 4. Триадические парадигмы социального и политического развития.................. 622
Литература...................................................................................................................... 662
Стр.4