Подбор практических заданий логически выверен, актуален, направлен на развитие мыслительных
способностей студентов. <...> Физиология основных нервных структур………………………………
Физиология зрительной сенсорной системы………………………….. <...> Условные рефлексы…………………
Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий
головного мозга. <...> 8
15
23
28
39
43
51
53
59
69
80
84
4
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
№
ЛР
№
раздела
Наименование лабораторных работ
Колво часов
1
1
Общие закономерности физиологии и ее основные
понятия
2
2
1
Исследование физического развития детей
4
3
2
4
3
Исследование умственной и физической работоспособности детей и подростков
Физиология двигательного аппарата
5
4
Физиология основных нервных структур
2
6
5
Физиология зрительной сенсорной системы
2
7
5
8
6
9
6
10
8
11
12
9
11
13
10, 11
Физиология слуховой, вестибулярной и двигательной
сенсорной системы
Высшая нервная деятельность. <...> Аналитико-синтетическая деятельность коры больших
полушарий головного мозга. <...> Возрастные особенности пищеварительной и выделительной систем
Итого
2
2
2
2
2
2
2
2
4
28
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ 1 (2 ЧАСА)
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИОЛОГИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ <...> Просмотр видеофильма «Общее знакомство с организмом человека» курса
Анатомия и физиология человека. <...> Практическое задание
Определения физиологических показателей в состоянии покоя
Цель работы: Освоить методы определения отдельных физиологических
показателей в состоянии покоя. <...> Определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ) фактическую и сравнить с
должным показателем – сухим спирометром. <...> Функциональные показатели
В покое
ЧСС, в 1 минуту
АД систолическое, мм рт ст
АД диастолическое, мм рт ст
ЧДД, в 1 минуту
ЖЕЛ, л
6
Результаты записать в таблицу 1, сделать <...>
«ФИЗИОЛОГИЯ_ЧЕЛОВЕКА»__лабораторные_работы.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
И.Г.Сидорова
«ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Учебно-методическое пособие для студентов
института физической культуры и спорта
Оренбург
Москва· Бибком
2012
Стр.1
2
УДК 612(075)
ББК 28.707.3я73
С34
Рекомендовано к изданию решением кафедры ТиМСД, АФК и МБОФВ. Протокол заседания
от «05» октября 2012 года.
Автор: Сидорова И.Г., доцент кафедры ТиМСД, АФК и МБОФВ
Рецензенты:
Н.В. Сократов, доктор мед. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный
педагогический университет».
П.П. Тиссен, кандидат пед. наук, доцент кафедры ТиМСД ФГБОУ ВПО «Оренбургский
государственный педагогический университет»
Сидорова И.Г.
С 34 Физиология человека. Лабораторные работы: учеб.-метод. пособие для
студ. ин-та физической культуры и спорта.- Оренбург: ОГПУ; М.: Бибком,
2012.- 94 с.
ISBN 978-5-905563-04-1
Учебно-методическое пособие отвечает всем требованиям современных
программ преподавания физиологии человека. Подбор практических заданий
логически выверен, актуален, направлен на развитие мыслительных
способностей студентов. Данное пособие соответствует компетентностному
подходу, принятом в современной высшей школе.
Для студентов института физической культуры и спорта.
ISBN 978-5-905563-04-1
© И.Г.Сидорова, 2012
©ОГПУ, 2012-10-22
©ЦКБ «БИБКОМ», 2012
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ …………………………........... 4
1. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия………... 4
2. Исследование физического развития детей…………………………... 8
3. Исследование умственной и физической работоспособности детей и
подростков……………………………………………………………… 15
4. Физиология двигательного аппарата………………………………....
23
5 Физиология основных нервных структур……………………………… 28
6 Физиология зрительной сенсорной системы………………………….. 39
7 Физиология слуховой, вестибулярной и двигательной сенсорной системы…………………………………………………………………..
43
8
Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы………………… 51
9 Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий
головного мозга. Высшая нервная деятельность. Сигнальные системы
действительности…………………………………………………… 53
10 Физиология сердечно-сосудистой системы…………………………… 59
11 Физиология дыхательной системы……………………………............... 69
12 Возрастные особенности желез внутренней секреции……………….. 80
13 Возрастные особенности пищеварительной и выделительной систем. 84
Стр.3