К. А. Половченко
ИНТЕРАКТИВНАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ
Научно-методическое пособие
Издательство
«МГИМО–Университет»
2012
УДК 34
ББК 67.0
П 49
П 49
Половченко К. А. <...> По мнению автора, в условиях принципиального устаревания традиционной (фактологической) педагогики сменить ее призвана инновационная (методологическая) педагогика, которая предполагает принципиально новые
интерактивные способы подачи и закрепления учебного материала. <...> В научно-методическом пособии представлены теоретические
основы и практические приемы применения интерактивной методики в рамках преподавания юридических дисциплин. <...> Пособие
рассчитано на преподавателей юридических дисциплин, студентов,
изучающих юридические предметы в вузе, а также всех читателей,
интересующихся проблемами совершенствования юридического
образования. <...> Важнейшим же интеллектуальным качеством гражданина новой России
является наличие у него критического мышления. <...> Таким образом, еще одной важной задачей преподавания юридических дисциплин
в МГИМО должно стать формирование гуманистического ценностного
фундамента, опираясь на который профессионал-международник будет
проектировать свою жизненную траекторию. <...> Почему именно юридические дисциплины призваны решать эту важную образовательную
задачу? <...> Это значит что, правовые дисциплины позволяют не только
приобрести знания и навыки в области регулирования общественных отношений, но и развить особые гражданские качества: активную
жизненную позицию по актуальным вопросам российского общества
и государства; способность, действуя в реальных условиях, брать на
себя инициативу; а, совершая юридически значимые действия, руководствоваться чувством личной ответственности за содеянное. <...> Комплексно эта задача может быть решена путем подготовки правовых учебников нового поколения, нацеленных на обучение не только теории, но практике применения полученных знаний в конкретной
правовой ситуации, и введения <...>
Интерактивная_юридическая_лекция.pdf
Московский государственный институт международных
отношений (университет) МИД России
К. А. Половченко
ИНТЕРАКТИВНАЯ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ
Научно-методическое пособие
Издательство
«МГИМО–Университет»
2012
Стр.1
УДК 34
ББК 67.0
П 49
Половченко К. А.
П 49 Интерактивная юридическая лекция : научно-методическое пособие /
К. А. Половченко ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД
России, — М. : МГИМО–Университет, 2012. — 62 с.
ISBN 978–5-9228–0738–8
В рамках комплексного научного исследования автор предпринимает
попытку обозначить направления совершенствования
российского юридического образования. По мнению автора, в условиях
принципиального устаревания традиционной (фактологической)
педагогики сменить ее призвана инновационная (методологическая)
педагогика, которая предполагает принципиально новые
интерактивные способы подачи и закрепления учебного материала.
В научно-методическом пособии представлены теоретические
основы и практические приемы применения интерактивной методики
в рамках преподавания юридических дисциплин. Пособие
рассчитано на преподавателей юридических дисциплин, студентов,
изучающих юридические предметы в вузе, а также всех читателей,
интересующихся проблемами совершенствования юридического
образования.
ББК 67.0
ISBN 978–5-9228–0738–8
© Московский государственный институт
международных отношений
(университет) МИД России, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................5
ГЛАВА I
ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ
§ 1. Общетеоретические, психолого-педагогические основы применения
интерактивных приемов преподавания ...................................................... 10
§ 2. Научная новизна и практическая значимость использования
интерактивных приемов преподавания ...................................................... 16
§ 3. Виды интерактивных приемов, применяемых в рамках интерактивных
лекционных занятий по юридическим дисциплинам .................................... 17
1. Демонстрация ................................................................................ 20
2. Приглашение специалистов.............................................................. 22
3. Мозговой штурм ............................................................................. 24
4. «Сократов диалог» .......................................................................... 34
5. «Анализ проблемной ситуации». ....................................................... 34
ГЛАВА II
АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ И МАКЕТ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛЕКЦИИ
1. Планирование учебных результатов .................................................. 38
2. Способы мотивации......................................................................... 40
3. Критерии оценки учебных результатов .............................................. 41
4. Выбор интерактивных приемов. ........................................................ 42
5. Составление детального учебного плана интерактивного занятия
и его практическое применение ........................................................... 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 50
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПО ТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ....................... 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Схема «Функции конституции РФ» ......................................................... 59
Схема «Юридические свойства конституции РФ» .................................... 60
Схема «Классификация конституций по различным основаниям» ............ 61
Схема «Внесение поправок и пересмотр конституции РФ» ....................... 62
Схема «Конституционный суд РФ» .......................................................... 63
Стр.3