Г.Е.Муравьёва, Е.В.Куренная, Е.А.Дубова
Педагогическое проектирование
в деятельности школьного учителя
Учебное издание
Шуя - 2011
1
УДК 373.1
ББК 74.00
М 91
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
– кафедра педагогики ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»;
– доктор педагогических наук, профессор Т.В. Машарова
М 91 Муравьёва, Г.Е., Куренная, Е. <...> В., Дубова, Е.А. Педагогическое проектирование в деятельности школьного учителя: учебно-методическое пособие
для начинающих учителей. <...> Педагогическое проектирование
на практике», которые включают теоретические вопросы педагогического
проектирования, описание затруднений учителя при проектировании образовательного процесса и практические вопросы реализации проектировочной
деятельности учителя. <...> Затруднения учителя в деятельности по проектированию образовательного процесса………………………………………………………………… 36 <...> Проектирование индивидуальной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута учащегося………………………. <...> Программа диагностики затруднений учителя в процессе проектирования образовательного процесса …………………………………………. <...> Конспект урока английского языка в 9 классе ………………... <...> Конспект урока русского языка в 6 классе ……………………. <...> Конспект урока литературы в 10 классе ………………………101
3
Обращение к читателю
Те проблемы, с которыми нам самим приходится ежедневно сталкиваться
в нашей педагогической деятельности, побудили нас к созданию этого пособия. <...> Это невозможно, если сам педагог не владеет умением проектировать образовательный процесс в любой его форме. <...> Что такое современный урок, построенный на основе проектирования педагогического процесса? <...> Педагогическое проектирование предполагает <...>
Педагогическое_проектирование_в_деятельности_школьного_учителя.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
Г.Е.Муравьёва, Е.В.Куренная, Е.А.Дубова
Педагогическое проектирование
в деятельности школьного учителя
Учебное издание
Шуя - 2011
1
Стр.1
УДК 373.1
ББК 74.00
М 91
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
– кафедра педагогики ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»;
–
доктор педагогических наук, профессор Т.В. Машарова
М 91 Муравьёва, Г.Е., Куренная, Е.В., Дубова, Е.А. Педагогическое проектирование
в деятельности школьного учителя: учебно-методическое пособие
для начинающих учителей. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. –
109 с.
В учебно-методическом пособии представлены материалы по курсу
«Основы педагогического проектирования. Педагогическое проектирование
на практике», которые включают теоретические вопросы педагогического
проектирования, описание затруднений учителя при проектировании образовательного
процесса и практические вопросы реализации проектировочной
деятельности учителя.
Предназначено для начинающих учителей, педагогов-исследователей,
аспирантов, магистрантов, студентов педагогических вузов, а также работников
образования, интересующихся проблемой проектирования образовательного
процесса.
© Г.Е. Муравьёва, 2011
© Е.В. Куренная, 2011
© Е.А. Дубова, 2011
© ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет», 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к читателю ………………………………………………………..….. 4
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ………………………………………………………….…5
1.1. Понятие и содержание педагогического проектирования…………….…..5
1.2. Проектирование в структуре педагогической деятельности……………...7
1.3. Структура педагогической проектировочной деятельности……………...11
1.4. Закономерности, принципы и стратегии проектирования………………..14
Глава 2. ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ……….18
2.1. Понятие о затруднениях……………………………………………………18
2.2. Функции затруднений. Позитивная и негативная роль затруднений…....19
2.3. Характеристика и причины типичных видов дидактических затруднений
в процессе педагогической деятельности …………………………………22
2.4. Затруднения учителя в деятельности по проектированию образовательного
процесса………………………………………………………………… 36
2.5. Диагностика затруднений………………………………………………… 39
Глава 3. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
НА ПРАКТИКЕ …………………………………………………………………42
3.1. Современный образовательный процесс и проектирование урока…….42
3.2. Проектирование научно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся…………………………………………………………………….56
3.3. Проектирование индивидуальной образовательной программы и индивидуального
образовательного маршрута учащегося……………………….65
Вместо заключения ……………………………………………………………… .76
Литература ………………………………………………………………………… 77
Список Интернет-ресурсов………………………………………………………. 80
Приложение 1. Программа изучения личности и деятельности учителя…….. 81
Приложение 2. Программа диагностики затруднений учителя в процессе проектирования
образовательного процесса …………………………………………. 89
Приложение 3. Конспект урока английского языка в 9 классе ………………... 91
Приложение 4. Конспект урока русского языка в 6 классе ……………………. 97
Приложение 5. Конспект урока литературы в 10 классе ………………………101
3
Стр.3