В пособии содержатся темы лекций и семинарских занятий, учебные задания к самостоятельной творческой работе, хрестоматийные материалы,
варианты проверочных тестов по курсу, экзаменационные вопросы, перечень
профессиональных, общекультурных, компетентностных критериев, определяющих результативность усвоения изученного курса. <...> Поэтому человек,
имеющий опыт, считается более мудрым, чем тот, кто
имеет лишь чувственные восприятия, а владеющий искусст4
вом – более мудрым, нежели имеющий только опыт; наставник – более мудрым, нежели ремесленник, а науки об
умозрительном – выше искусства творения» (Соч. в 4-х т.т. <...> Соловьев, считающий, что мудрость определяется пониманием способов и
средств для достижения поставленных целей и уменьем надлежащим образом применять эти средства. <...> 6
ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ
Исток философии – в глубинах становившегося духовного опыта человечества, в появлении потребности понять
причины обычаев, нравов, традиций. <...> Ортега-и-Гассет пишет: «Для рождения философии необходимо, чтобы существование человека в форме чистой традиции исчерпало себя,
чтобы он перестал доверять «вере своих отцов». <...> Тогда он
становится свободным, его бытие оказывается с корнем
вырванным из своей почвы, следовательно, оно повисает в
воздухе, и ему не остается ничего иного, как собственными
усилиями искать твердую почву, куда он сможет ступить,
чтобы вновь получить опору и уверенность. <...> А.Е. Лукьянов в книге «Становление философии на
Востоке», определяя хронологические и содержательные
рамки начала философии, показывает, что чувственноэстетический и идейно-понятийный образ первопорядка создает мыслительное поле китайской, индийской и греческой
философии. <...> ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Что же было содержанием этих первых опытов абстрактного мышления? <...> Поиск истины, движимый потребностью отличить то, что общепринято, от того, что общезначимо. <...> Но какого бы специального вопроса логики или морали, эстетики или религии <...>
Философия.pdf
И.И. Квасова
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Москва
Российский университет дружбы народов
2011
1
Стр.1
ББК 87
К 32
Рецензен ты:
доктор философских наук, профессор Т.А. Алексина,
кандидат философских наук, доцент Л.Ю. Бронзино
Утверждено
РИС Ученого совета
Российского университета
дружбы народов
Квасова И.И.
К 32 Философия: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2011. – 133 с.
ISBN 978-5-209-03515-2
Учебное пособие адресовано начинающим изучать философию, поэтому
ограничено ее мировоззренческой ипостасью, связанной с личностным,
смысложизненным ориентированием человека, помогающим понять его действительное
положение в мире и многообразные с ним отношения.
Так как философия является основополагающим компонентом духовной
культуры человечества, овладение моральными, эстетическими принципами,
нормами, идеалами способствуют приобщению человека к общечеловеческим
ценностям, философия рассматривается в контексте духовной культуры
в связи с такими феноменами, как наука, религия, искусство, мораль, образование.
В
изучении базовых проблем философии делается акцент на их историко-философский
характер.
В пособии содержатся темы лекций и семинарских занятий, учебные задания
к самостоятельной творческой работе, хрестоматийные материалы,
варианты проверочных тестов по курсу, экзаменационные вопросы, перечень
профессиональных, общекультурных, компетентностных критериев, определяющих
результативность усвоения изученного курса.
Учебное пособие подготовлено на основе авторского курса «Философия»
и соответствует новому учебному стандарту по направлению «Социология».
ISBN
978-5-209-03515-2
© Квасова И.И., 2011
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2011
2
ББК 87
Стр.2
ОТ АВТОРА
Философия учит решать проблемы и обращаться со
сложными и еще неопределенными понятиями, развивая
способности к логическому рассуждению и анализу, критическому
мышлению и переосмыслению. Философия призвана
воспитывать нестандартность и логичность мышления,
потребность в доказательности и критичности, формировать
навыки аргументации и ведения дискуссии. Изучение философии
– не получение бесспорных истин и не навязывание
точек зрения, а создание возможности свободного суждения
в сфере общенаучных проблем, свободного выбора мировоззренческих
позиций, а также стимулирование личностного
отношения студентов к изучаемому материалу. С этой целью
в пособии по каждой теме даны фрагменты оригинальных
текстов разных мыслителей, выделенные курсивом, для самостоятельного
анализа и осмысления студентами.
3
Стр.3