Н.Е. ПОКРОВСКИЙ
Г.В. ИВАНЧЕНКО
УНИВЕРСУМ ОДИНОЧЕСТВА
Социологические и психологические очерки
Москва • Логос • 2008
Стр.3
УДК 1 + 31 + 159.9
ББК 87 + 88.52
П 48
А в т о р ы:
Н.Е. Покровский (предисловие, главы 1–4);
Г.В. Иванченко (предисловие, главы 5–10)
Покровский Н.Е., Иванченко Г.В.
П 48 Универсум одиночества: социологические и психологические
очерки / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. – М.: Логос, 2008.
– 408 с.
ISBN 978-5-98704-223-2
Анализируются философские, теоретико-социологические и психологические
аспекты одиночества и аномии. Рассматриваются методологические подходы
к феномену одиночества. Последовательно реконструируются этапы философского
осмысления одиночества в истории мировой культуры. Освещаются
некоторые историко-философские и социальные проблемы. Особое внимание
уделяется современным теориям глобализации в ракурсе социологии личности
и конструирования идентичностей. Раскрываются взаимосвязь и взаимозависимость
аномии и одиночества в социальной теории, что позволяет наметить ряд
новых направлений прикладных исследований и практической консультативной
работы. Приводится обширная библиография, представляющая интерес как для
специалистов, так и для широкого круга читателей.
Для философов, социологов, психологов. Представляет интерес для широкого
круга читателей, интересующихся проблемами человечества.
ББК 87 + 88.52
ISBN 978-5-98704-223-2
© Покровский Н.Е.,
Иванченко Г.В., 2008
© Логос, 2007
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ........................................................ 5
Часть I
Философские и теоретико-социологические грани
одиночества и аномии
Глава I. Методологические подходы к изучению одиночества .............. 15
Понятийное многообразие...................................... 15
Типология методов............................................. 22
Феноменологические модели .................................... 38
Глава 2. Одиночество как историко-философская
и социально-философская проблема ..................................... 56
Как возникло одиночество? На путях формирования проблемы .... 56
Ранняя протестантская этика и дух одиночества .................. 70
Романтическая версия одиночества и уединения
в социальной философии американских трансценденталистов...... 90
Общение как высшая гуманистическая ценность.
Антропология Людвига Фейербаха ............................. 130
Отчуждение—одиночество—общение
в ранних произведениях Карла Маркса.......................... 133
Затерянность в пустоте рационалистического мира
(Сёрен Киркегор и Фридрих Ницше) ............................ 160
Глава 3. Аномия, или человеческое измерение социальной структуры ...... 184
Понятие аномии и его смысловые грани ......................... 184
Эмиль Дюркгейм об аномии и самоубийстве ..................... 188
Аномия и социальная структура
в функционалистской теории Роберта Мертона .................. 202
Теория аномии после Роберта Мертона ......................... 232
Стр.5
6
Оглавление
Глава 4. Глобализационные границы одиночества ........................ 260
Глобализация, культура, личность:
реальные процессы и теоретические конструкты ................. 260
Одиночество в корпоративном университете..................... 275
Список литературы к части I ........................................... 288
Часть II
Психология одиночества: личностное измерение
Глава 5. Одиночество как антропологическая константа .................. 299
Глава 6. Возрасты одиночества ......................................... 306
Младенчество и детство ....................................... 306
Отрочество и юность .......................................... 314
Молодость (ранняя взрослость) и зрелость ...................... 318
Оldиночество ................................................. 325
Глава 7. Пути к одиночеству ........................................... 331
Затруднения общения: нарушения техники или... ................ 334
Боязнь любви как путь к одиночеству ........................... 338
Нелюбовь к себе .............................................. 340
Поиски идеала ............................................... 344
Аддиетивность и одиночество .................................. 348
Глава 8. Преодоление одиночества ..................................... 357
Помощь другим как стратегия преодоления
своего одиночества ........................................... 358
Несколько слов о терапии ..................................... 365
Преодолимость и непреодолимость одиночества ................ 368
Глава 9. Научение одиночеству ......................................... 375
Глава 10. Одиночество как совершенное состояние
(вместо заключения) 392
Список литературы к части II .......................................... 401
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Человек, достигший сознания настоящего, одинок», — заметил
Карл Густав Юнг. И продолжил: «Современный человек во все времена
был таковым, ибо каждый шаг к более полной сознательности удалял
его от изначального, чисто животного participation mystique со стадом,
от погруженности в общую бессознательность». В такой решительной
и недвусмысленной форме один из крупнейших социальных мыслителей
ХХ в. поставил вопрос, затрагивающий одну из самых больных тем
современного, да и любого иного общества. Не есть ли одиночество извечное,
экзистенциальное состояние человека, укореняющееся в нем тем
больше, чем выше человек поднимается над своим животным естеством?
Не становится ли одиночество оборотной стороной цивилизации, а быть
может, и ее лицевой стороной?
Однако предлагаемое вашему вниманию издание не имеет свой главной
целью сконструировать ответы на поставленные вопросы. В значительной
степени общая задача книги заключается в рассмотрении процесса
формирования понятий «одиночество» и «аномия» в истории
социальной философии и теоретической социологии, анализе структуры
этого процесса и его рефлексий в современной культуре, а также разговоре
о психологии одиночества и способах его терапии. Хотя решение
этой задачи едва ли возможно без ответа на вопрос, поставленный Карлом
Юнгом.
Об одиночестве говорить непросто. Этот феномен чрезвычайно распространен
в самых разнообразных формах. Каждый человек пережил
его в той или иной степени на определенных этапах жизни и потому имеет
собственное мнение относительно природы одиночества, как правило
подтверждаемое личным опытом. «Я совершенно точно знаю, что такое
одиночество!» — утверждают многие, при этом часто имея в виду отличающиеся
друг от друга явления.
Стр.7
8
Предисловие
Распространенность феномена одиночества и его своеобразная доступность
часто приводят к абсолютизации личного опыта, что создает
немало трудностей для серьезного научного исследования. И тем не менее,
значимость теории остается непререкаемой. Теория создает идеальный
тип (или типологию), который не только может и должен оказывать
воздействие на общественное сознание, но и помогает отдельной личности
осмыслить или переосмыслить индивидуальный опыт.
Интерес к проблеме одиночества и аномии возник у авторов данной
книги более двадцати лет назад — в контексте совершенно иной социальной
и духовной ситуации, характерной в середине 80-х гг. ХХ в. для
российского, вернее еще советского, в то время общества. Страна вошла
в предкризисную полосу, вскоре сменившуюся длительным и крайне болезненным
периодом социально-политических и экономических трансформаций
самого различного характера. Советский человек впервые
за многие десятилетия реально почувствовал себя не полностью совпадающим
с системой и коллективом, а имеющим возможность обладать
собственным, частным миром, в той или иной степени отличным от системы
бюрократической государственной идеологии. И эта приоткрывшаяся
свобода, в частности свобода восприятия самого себя как индивидуальности,
вызвала к жизни целый ряд новых социальных и социально-психологических
состояний, не известных прежде.
Между тем государство и его идеология, несмотря на определенные
послабления, по-прежнему представлялись вполне монолитными. Причем
эта монолитность, по крайней мере в узловых элементах системы, несла
отпечаток вечности, замыкающей исторический горизонт.
Сочетание некоторой свободы поздней советской эпохи предперестройки,
с одной стороны, и ограниченности исторической перспективы,
с другой, приводило к возникновению целой гаммы социально-психологических
реакций, обретавших воплощение в самых разных формах
сознания и деятельности. Состояние постоянного беспокойства; ироничность
по отношению к бюрократии/партократии и ощущение полной
зависимости от нее; странное сочетание общественного скепсиса
с нравственным и историческим идеализмом; критика системы в целом
и вместе с тем неосознанная вера в ее вековечную стабильность; презрительное
отношение к официальному патриотизму и, одновременно, совершенно
некритичная оценка Запада; стремление проникнуть за пределы
железного занавеса и ностальгическое культивирование своеобычной
русскости; поиски теоретических альтернатив казенному марксизму,
Стр.8
Предисловие
9
использование эзопова языка и двоемыслие в области любой теоретической
и творческой деятельности; двойничество в частной и общественной
жизни... Вот лишь некоторые противоречивые черты того времени, которые
вели к фундаментальному диссонансу частного и общественного,
личности и социальной системы.
На острых гранях (подчас весьма острых) этих состояний общественного
сознания возникало одиночество — болезненное чувство затерянности
личности в лабиринтах бюрократически обезличенной системы.
И хотя одиночество не сочеталось с официальными догматами идеологии
(в коллективистски ориентированном обществе, как известно, по определению
не может быть места одиночеству), оно тем не менее в той или
иной степени все более овладевало мыслящими людьми и становилось
предметом изучения, правда не столько в общественных науках, сколько
в художественном и литературном творчестве.
Именно в те годы у авторов и возник проект — провести историкофилософское
и историко-социологическое исследование одиночества
с целью классифицировать и обобщить различные теории, трактовавшие
этот феномен человеческого сознания, и тем самым ответить на, казалось
бы, простой вопрос: что же, на самом деле, есть одиночество, с научной
точки зрения?
Исходным пунктом данного исследования стали опубликованные
Н.Е. Покровским работы по истории американского пуританизма XVII–
XVIII вв. и американского трансцендентализма XIX в., прежде всего
связанные с социально-философским наследием Генри Торо и Ральфа
Эмерсона*, в рамках которого особое внимание уделялось романтической
концепции личности и одиночества. В ходе исследования стало ясно,
что проблема весьма многоаспектна как в историческом, так и теоретическом
отношениии. Возникла необходимость рассмотрения целой галереи
мыслителей прошлого и настоящего, внесших большой вклад в теоретическое
осмысление одиночества и сопряженных концепций. Круг тем,
теорий, имен и анализируемых публикаций лавинообразно расширялся.
Порой казалось, что чуть ли не каждый социальный философ и социолог-теоретик,
не говоря уже о писателях и деятелях искусства, может
быть рассмотрен в контексте проблемы одиночества. Это потребовало
решительного ограничения области исследования и включения в нее
лишь избранных фигур и теорий, наиболее показательных с точки зрения
авторской концепции.
* См.: Покровский Н.Е. Генри Торо. М., 1983.
Стр.9