Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Человек на Балканах глазами русских: сборник статей (460,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц343
ID177781
АннотацияСборник статей является продолжением серии исследований в рамках проекта «Человек на Балканах в процессе модернизации (середина XIX — XX вв.)». Новизна подхода этого сборника — в привлечении наблюдений русских путешественников за балканскими социокультурными и политическими реалиями. Очевидная ценность таких источников заключается в том, что иностранец обращает внимание на непривычные для него, но привычные для местных жителей стороны жизни. Эти рутинные с точки зрения обыденного опыта детали, как правило, не попадают во внутренние источники, каковых, по определению, не так уж много, ведь традиционное общество исторически относится к дописьменной культуре, и, соответственно, значение наблюдений путешественников-иностранцев для его исследования возрастает. В сборник вошли 16 статей; их авторы – ученые Института славяноведения РАН, Московского государственного университета, Московского государственного института международных отношений МИД РФ, Нижегородского государственного университета, ученые из Сербии.
ISBN978-5-89329-875-6
УДК94(497)
ББК63.3(47)-7
Человек на Балканах глазами русских: сборник статей / Гришина Р. П., отв.ред. Шемякин А. Л.. отв. ред. — Российская академия наук. Институт славяноведения РАН. — : [Б.и.], 2011 .— 343 с. — ISBN 978-5-89329-875-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/177781 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Первый раздел настоящего сборника и открывают статьи В.А. Хорева, М.В. Лескинен, М.В. Белова, вводящие читателя в сферу новой подотрасли науки, – они посвящены вопросам теории и методологии имагологических исследований. <...> Некоторые современные специалисты, характеризуя представления западных наблюдателей, указывают в качестве негатива на «имманентно присущую им презумпцию цивилизационного превосходства» в отношении жителей Балканского полуострова. <...> Его авторы, используя обширный архивный и мемуарный материал, проанализировали состояние и психологический настрой командного состава армий балканских государств накануне Балканских войн (В.Б. Каширин), а затем и опыт контактов между русскими и сербами, прерванных в 1920-1930-е гг., который возобновился только в годы Второй мировой войны при вступлении Красной армии в Югославию (А.Ю. Тимофеев) и продолжился в 1990-е, во время ее кровавого распада (Г.Н. Энгельгардт). <...> В. А. Хорев Имагологический аспект изучения культурных связей В последние десятилетия одной из актуальных проблем гуманитарных наук стала проблема взаимного видения народов в текстах культуры. <...> Большим подспорьем в этих поисках оказался имагологический подход к историко-культурному материалу. <...> Имагология, как это явствует из самого названия (от латинского imago – образ), изучает «образы», «картины» мира, которые складываются в «текстах» культуры. <...> Имагологический аспект изучения культурных связей 11 Имагология сформировалась в середине прошлого столетия в Германии, Нидерландах, Франции как этническая дисциплина, как научное направление исследования образов отдельных народов, складывающихся в представлениях других этносов. <...> Имагологический подход направлен на изучение комплекса взаимосвязей духовной культуры двух народов. <...> Изучая образ другого народа в текстах культуры, имагология ставит своей задачей выявить истинные и ложные представления о жизни других народов, характер и типологию <...>
Человек_на_Балканах_глазами_русских_сборник_статей_.pdf
   -  -  
Стр.3
УДК 94(497) ББК 63.3(47)-7 Ч38 Сборник подготовлен при поддержке Программы фундаментальных исследований секции истории Отделения историко-филологических наук РАН «Исторический опыт социальных трансформации и конфликтов» Ответственные редакторы: доктор исторических наук Р. П. Гришина, доктор исторических наук А. Л. Шемякин Рецензенты: кандидат исторических наук Е. Л. Валева (Институт славяноведения РАН), кандидат исторических наук О. А. Дубовик (Московский государственный университет) Ч38 Человек на Балканах глазами русских: сборник статей / отв. ред. Р. П. Гришина, А. Л. Шемякин. — СПб. : Алетейя, 2011. — 344 c. ISBN 978-5-91419-462-5 Сборник статей является продолжением серии исследований в рамках проекта «Человек на Балканах в процессе модернизации (середина XIX — XX вв.)». Новизна подхода этого сборника — в привлечении наблюдений русских путешественников за балканскими социокультурными и политическими реалиями. Очевидная ценность таких источников заключается в том, что иностранец обращает внимание на непривычные для него, но привычные для местных жителей стороны жизни. Эти рутинные с точки зрения обыденного опыта детали, как правило, не попадают во внутренние источники, каковых, по определению, не так уж много, ведь традиционное общество исторически относится к дописьменной культуре, и, соответственно, значение наблюдений путешественников-иностранцев для его исследования возрастает. В сборник вошли 16 статей; их авторы – ученые Института славяноведения РАН, Московского государственного университета, Московского государственного института международных отношений МИД РФ, Нижегородского государственного университета, ученые из Сербии. УДК 94(497) ББК 63.3(47)-7 © Институт славяноведения РАН, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011 © «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
Предисловие С целью освоения новых методологических подходов к исследованию темы «Человек на Балканах и проблемы буржуазной модернизации» коллектив авторов обратился к приемам и инструментарию имагологии – сравнительно новой отрасли научного гуманитарного знания. Идея была апробирована в ноябре 2009 г. – в Институте славяноведения РАН состоялась научная конференция на тему: «Человек на Балканах глазами русских». К ее работе были привлечены, помимо сотрудников Отдела истории славянских народов периода мировых войн – инициатора мероприятия и других подразделений Института, специалисты из Московского и Нижегородского университетов, МГИМО(У) МИД РФ, Белградского университета, Института новейшей истории Сербии. В настоящем сборнике публикуются статьи, представленные участниками этого научного собрания. Насколько важно для русского человека знание о народах южных Балкан – сербах, болгарах, македонцах, черногорцах, албанцах, греках? Об их национальных особенностях, природных наклонностях, укладе жизни, поведении в мирной жизни и в чрезвычайных обстоятельствах и т.п. Понятно, что речь идет не об информации для туриста, а о научном знании, имеющем не только чисто академический, но и прикладной интерес, например, в деле организации взаимосвязей между странами и народами – государственных, экономических, культурных и других. Имея в виду также, что присутствие Российской империи, а затем и Советского Союза на Балканах имело долгую историю, и было особенно активным в XIX-ХХ вв. Методология изучения «другого», «чужого» складывалась не сразу – первыми авторами «литературы путешествий» становились ученыелюбители или вообще случайные люди. Они удовлетворялись чисто визуальными наблюдениями, работали без какой-либо программы. Свою роль сыграли открытия, ставшие результатом рождения в середине XIX в. науки этнографии. Образы «другого», «картины мира», складывающиеся в национальной культуре иного народа, а также его национальные мифы, национальные стереотипы, выяснение их происхождения, структуры, функций – все это, изучавшееся в разных гуманитарных науках, в середине ХХ в. стало предметом специального исследования
Стр.5
6 Гришина Р. П. "Человек на балканах" в синтетической субдисциплине, названной «имагологией». Первый раздел настоящего сборника и открывают статьи В.А. Хорева, М.В. Лескинен, М.В. Белова, вводящие читателя в сферу новой подотрасли науки, – они посвящены вопросам теории и методологии имагологических исследований. Хронологические рамки конкретных разработок авторов следующих разделов книги приходятся на промежуточную, подготовительную для стадии становления имагологии эпоху (приблизительно между серединой XIX – серединой ХХ в.), что и определяет характер их источникового материала. Это, главным образом, письменно зафиксированные наблюдения русских путешественников, донесения и отчеты дипломатических агентов, воспоминания и размышления писателей и журналистов, письма и заметки общественных и других деятелей о балканских социокультурных и политических реалиях. Многое почерпнуто из ряда полузабытых архивных фондов и только теперь становится достоянием науки. По существу это новый корпус источников, и, хотя специалисты утверждают, что внешнее наблюдение, преобладавшее в то время и считавшееся «верным и единственным гарантом объективности», недостаточно, ценность таких материалов очевидна. Она заключается в том, что иностранец обращает внимание на непривычные для него, но привычные для местных жителей, стороны жизни другого народа. Эти «рутинные», с точки зрения обыденного опыта, детали, как правило, не попадают во «внутренние» источники, каковых, по определению, не так уж много, ведь «традиционное общество» исторически относится к дописьменной культуре и, соответственно, значение наблюдений иностранцев для его изучения заметно возрастает. Некоторые современные специалисты, характеризуя представления западных наблюдателей, указывают в качестве негатива на «имманентно присущую им презумпцию цивилизационного превосходства» в отношении жителей Балканского полуострова. Но следует сказать, что и русские не избежали такого греха – выработали свою презумпцию превосходства в виде патернализма «старшего брата», вытекавшего из имперского сознания его представителей, официальной идеологии превознесения роли России, ее особой миссии и провиденчества в православном мире. Очевидно, обе «презумпции» следует отнести к неприятным явлениям во взаимоотношениях между народами, хотя это не всегда осознается их носителями как причины разлада, когда казалось бы стороны ищут взаимопонимания. Для русских, например, большим разочарованием стали политические результаты Освободи
Стр.6
Предисловие 7 тельной Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Как парадоксальную оценивал примерно в эти же годы ситуацию В.П. Мещерский: русские отправились на Балканы «с мыслью найти братьев. Они нашли народ, в котором образованная его часть считает себя выше русских и стыдится перед Европой братством с русскими, а низшая часть – народ, в главных проявлениях своего духовного мира равнодушен к русским, потому что не дорос до понимания их». Материалы настоящего сборника представляются важными с точки зрения разрушения мифов, которые все еще господствуют в историографии ряда балканских стран, довольствующихся поверхностной констатацией, что принятие демократической конституции, налаживание деятельности парламента, его выборность и наличие некоторых других атрибутов либерально-буржуазного устройства общества в только что освободившихся из-под власти Османской империи молодых балканских государствах уже само по себе достаточно, чтобы ставить их в одчин ряд с «западными демократиями». При опоре на новые источники авторы этого блока статей сборника – А.Л. Шемякин, А.А. Силкин – доказательно утверждают, что реалией для балканских народов, хотя и восстановивших в большинстве своем государственность после 1878 г., было сохранение на еще многие десятилетия примитивной социальной структуры, традиционных навыков правления, низкой политической культуры. Роль их лидеров (как правило, харизматичных и авторитарных) была значительно более весома, чем в развитых гражданских обществах Запада с уже устоявшейся парламентской системой и в основном решенным «национальным вопросом». Ведь, – и это один из «ключей» к пониманию механизма буржуазной модернизации по-балкански, – решение национального вопроса в его «интегральном» виде принимало в сознании немалого числа местных политиков часто «фантастические» формы и было связано либо со стремлением восстановить границы средневековых «королевств», либо с реализацией обретенных позднее национальных идеалов (держава Стефана Душана для Сербии и Черногории, Сан-Стефанская Болгария для болгар и т.д.). И главным средством для этого становилась война. К этому блоку примыкают статьи М.Л. Ямбаева и П.А. Искендерова, касающиеся национально-территориальных балканских проблем, возможностей их решения и государственного оформления с помощью великих держав. Общий вывод, полученный авторами путем реконструкции политических и социокультурных реалий на Балканах в конце XIX и
Стр.7
8 Гришина Р. П. "Человек на балканах" первых десятилетий ХХ в., что стало возможным благодаря использованию нового корпуса источников, можно свести к следующему: за фасадом европейских новаций – в виде конституций, парламентаризма, многопартийности, современной системы образования, воинской службы и т.д. – скрывались устойчивые структуры и стереотипы традиционного общества; именно они определяли уклад жизни и поведение не только простого крестьянина, но и большей части балканских элит. Осознание этого положения способствует ломке застаревших стереотипов, освобождению от сковывающих мысль умозрительных представлений и, главное, дает импульс к переосмыслению мифологических обществоведческих построений – утверждает первенство разума и научного анализа перед фантазией и эмоциональным отношением к истории. Особенность восприятия балканской социокультурной среды русскими очевидцами состоит в том, что те и другие (в большинстве своем, исключение составляли албанцы) развивались в рамках единой – восточнохристианской цивилизации. В отличие от авторов значительной части существующих в историографии работ, акцентирующих внимание, прежде всего, на отличиях во взгляде на «другого» – подчеркивая при этом наиболее яркие признаки «инородности», в настоящей книге проявлен интерес к родству целого ряда черт, присущих православному менталитету балканцев и русских, особенности их перехода от традиции к модернизации. Однако и различия, выявляемые в ходе такого сравнительно-культурного исследования, дают уникальную возможность косвенного, опосредованного анализа менталитета не только одних жителей Балкан, но также и русских (по принципу «зеркала») в рамках единой конфессиональной общности. В статьях В.Б. Хлебниковой, О.В. Соколовской, Р.П. Гришиной, составивших самостоятельный блок, рассматриваются взаимосвязи России и балканских государств на высоком и даже высшем уровнях (между правящими династиями, дипломатическими работниками и проч.). Но главное, что объединяет этих авторов – учет влияния восточно-православной ментальности (хотя их подходы разнятся), свойственной как большинству южно-балканских народов, так и русским, на восприятие происходящих событий и друг друга. Специальное внимание уделено выявлению русских стереотипов в отношении балканцев, их частого несоответствия реальности и необходимости преодолевать при столкновении с балканской действительностью. Состояние внутренней мобилизации балканских народов, воспроизводимое исторической традицией и живучей мифологией, их
Стр.8
Предисловие 9 постоянная готовность к восстановлению былой державы, добиться чего без военных мер было невозможно, вступали в противоречие с внутренней задачей формирования гражданского общества. А это, в свою очередь, становилось одним из главных тормозов движения балканских народов по пути европеизации и модернизации внутригосударственной жизни. Так сложился еще один блок статей сборника – военный, хронологически охватывающий время до конца ХХ в. Его авторы, используя обширный архивный и мемуарный материал, проанализировали состояние и психологический настрой командного состава армий балканских государств накануне Балканских войн (В.Б. Каширин), а затем и опыт контактов между русскими и сербами, прерванных в 1920-1930-е гг., который возобновился только в годы Второй мировой войны при вступлении Красной армии в Югославию (А.Ю. Тимофеев) и продолжился в 1990-е, во время ее кровавого распада (Г.Н. Энгельгардт). Завершает сборник статья А.С. Стыкалина «Румыния 1960-х гг. глазами членов Союза писателей СССР», базирующаяся на сохранившихся в архивах отчетах советских литераторов и литературных чиновников о поездках за границу.
Стр.9