Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Смысл коммунизма. Опыт ретроспективного исследования (260,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц223
ID177751
АннотацияРеволюция, будучи локомотивом истории, отменяет повседневное течение времен — мы видим, что в каждой революции возвращается все время одно и то же. Снова жив Спартак, снова жив Марат или Ленин — это бесконечная театрализация, как будто бы это время не прошло, а коммунизм есть действительное собирание времени в смысле его непрерывного восполнения. Эта инсценировка повторяется вновь и вновь — Маркс это прекрасно понимал. Автор книги ставит вопрос о том, почему Маркс пустил побоку академическую карьеру, обрек на нищету свою семью. Почему он выбрал пролетариат? Фактически, Маркс это и имел в виду с самого начала. Это показывает его ранний текст «О единении верующих с Христом». Второй значимый момент этой книги состоит в том, что в ней зафиксирована связь коммунистической чувственности с греческой атомистикой. Действительно, коммунизм — это концепция встречных истечений, когда вокруг самих экземплярностей физических тел образуются слои коллективной неприватизируемой чувственности, которая есть буквально сенсорная основа коммунизма, и лучше всех ее прочувствовали Андрей Платонов и Карл Маркс. В этой книге много и других очень достойных моментов, которые представлены очень ярко, ее безусловно стоит прочесть.
ISBN978-5-91419-446-5
УДК329.15
ББК66.1(0)
Смысл коммунизма. Опыт ретроспективного исследования / Преображенский Г. — : [Б.и.], 2011 .— 223 с. — ISBN 978-5-91419-446-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/177751 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЧЕСКАЯ КНИГА ÃÅÐÌÀÍ ÏÐÅÎÁÐÀÆÅÍÑÊÈÉ ÑÌÛÑË ÊÎÌÌÓ ÍÈÇÌÀ îïûò ðåòðîñïåêòèâíîãî è ñ ñ ë å ä î â à í è ÿ Ñàíêò-Ïåòåðáóðã ÀËÅÒÅÉß 2011 УДК 329.15 ББК 66.1(0) П72 П72 Преображенский Г. Смысл коммунизма. <...> Снова жив Спартак, снова жив Марат или Ленин — это бесконечная театрализация, как будто бы это время не прошло, а коммунизм есть действительное собирание времени в смысле его непрерывного восполнения. <...> Второй значимый момент этой книги состоит в том, что в ней зафиксирована связь коммунистической чувственности с греческой атомистикой. <...> Действительно, коммунизм — это концепция встречных истечений, когда вокруг самих экземплярностей физических тел образуются слои коллективной неприватизируемой чувственности, которая есть буквально сенсорная основа коммунизма, и лучше всех ее прочувствовали Андрей Платонов и Карл Маркс. <...> Во-первых, мы должны исходить из того, что два первых юношеских сочинения Маркса «Размышление юноши при выборе профессии», и о подражании Христу проходят сквозным образом через все, даже через самые поздние сочинения Маркса, придавая и раскрывая экзистенциальный смысл его коммунистического проекту. <...> Ведь греческая атомистика открыто полемизирует с платоновской традицией, это исследовал уже в наше время Делёз. <...> Прежде всего, это совершенно иная концепция чувственности, это концепция встречных истечений, когда вокруг самих экземплярностей физических тел образуются слои коллективной неприватизируемой чувственности, а это и есть буквально сенсорная основа коммунизма, которую лучше всех понимали Андрей Платонов и Карл Маркс. <...> Но, прежде всего <...>
Смысл_коммунизма._Опыт_ретроспективного_исследования.pdf
-       -
Стр.3
УДК 329.15 ББК 66.1(0) П72 Преображенский Г. П72 Смысл коммунизма. Опыт ретроспективного исследования. — СПб. : Алетейя, 2011. — 224 с. ISBN 978-5-91419-446-5 Революция, будучи локомотивом истории, отменяет повседневное течение времен — мы видим, что в каждой революции возвращается все время одно и то же. Снова жив Спартак, снова жив Марат или Ленин — это бесконечная театрализация, как будто бы это время не прошло, а коммунизм есть действительное собирание времени в смысле его непрерывного восполнения. Эта инсценировка повторяется вновь и вновь — Маркс это прекрасно понимал. Автор книги ставит вопрос о том, почему Маркс пустил побоку академическую карьеру, обрек на нищету свою семью. Почему он выбрал пролетариат? Фактически, Маркс это и имел в виду с самого начала. Это показывает его ранний текст «О единении верующих с Христом». Второй значимый момент этой книги состоит в том, что в ней зафиксирована связь коммунистической чувственности с греческой атомистикой. Действительно, коммунизм — это концепция встречных истечений, когда вокруг самих экземплярностей физических тел образуются слои коллективной неприватизируемой чувственности, которая есть буквально сенсорная основа коммунизма, и лучше всех ее прочувствовали Андрей Платонов и Карл Маркс. В этой книге много и других очень достойных моментов, которые представлены очень ярко, ее безусловно стоит прочесть. УДК 329.15 ББК 66.1(0) © Г. Преображенский, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011 © «Алетейя. Историческая книга», 2011
Стр.4
5 Почувствовать маркса Как научный руководитель я следил за развитием этого текста на протяжении без малого трех лет, поэтому я хотел бы дополнительно осветить два аспекта этого исследования, которые на мой взгляд обладают существенной теоретической значимостью. Во-первых, мы должны исходить из того, что два первых юношеских сочинения Маркса «Размышление юноши при выборе профессии», и о подражании Христу проходят сквозным образом через все, даже через самые поздние сочинения Маркса, придавая и раскрывая экзистенциальный смысл его коммунистического проекту. Подражание Христу – это кенозис, растворение среди малых сих. Преображенский говоря о Марксе, ставит вопрос о том, почему этот человек пустил побоку академическую карьеру, обрек на нищету свою семью? Почему Маркс связал свою жизнь с пролетариатом? Маркс показывает это в тексте «О единении верующих с Христом». Царство Божие обретается не там, в трансцендентном, а при жизни здесь и сейчас – это прослеживается через всю его дальнейшую биографию. С другой стороны, момент греческой атомистики, который для Маркса был просто решающим и большая заслуга Германа в том, что он обратил на это внимание. Почему Маркс выбрал эту не модную тему, будучи уже младогегельянцем и хорошо зная философию Гегеля? Потому что она для него чрезвычайно существенна. Ведь греческая атомистика открыто полемизирует с платоновской традицией, это исследовал уже в наше время Делёз. Прежде всего, это совершенно иная концепция чувственности, это концепция встречных истечений, когда вокруг самих экземплярностей физических тел образуются слои коллективной неприватизируемой чувственности, а это и есть буквально сенсорная основа коммунизма, которую лучше всех понимали Андрей Платонов и Карл Маркс. Речь идет о том, что можно отказаться, например, от приватизации собственности, вести борьбу против специализации, что Маркс и делает; поскольку коммунизм это в первую очередь устранение разделения труда и обретение заново универсального пространства шанса бытия. Но, прежде всего, это отказ от приватизации чувственного, то есть отказ от сенсуально-либерального пути в пользу тех истечений, где возникает «свет явлений», и этот аспект очень хорошо продемонстрирован Г. Преображенским – неслучайно Маркс свою чувственность возводит к греческой атомистике. Мне кажется большой заслугой автора, что он очень хорошо показал, теоретически
Стр.5
6 Преображенский. Смысл коммунизма грамотно эксплицировал и выделил то, чего нет даже у Альтюссера. Я считаю этот теоретический блок работы очень достоверным. Если же говорить о каких-то отдельных моментах, то это используемое автором соотношение того, что коммунизм это не идеал, а действительное движение; понятно, что это вечно переносимый в будущее, вечно откладываемый смысл истории. Он реализуется в самой процедуре собирания времени, например в революции. Революция, будучи локомотивом истории, отменяет повседневное течение времён – мы видим что в каждой революции возвращается все время одно и то же время. Снова жив Спартак, снова жив Марат или Ленин – это бесконечная театрализация, как будто бы это время не прошло и это действительное собирание времен в смысле их полноты. Эта инсценировка повторяется вновь и вновь и Маркс это прекрасно понимал. В тексте много и других очень достойных моментов, которые представлены очень ярко, книгу безусловно стоит внимательно прочесть. 12 октября 2007 года Александр Секацкий Санкт-Петербург
Стр.6
книга у тебя в руках Книга, что у тебя в руках, полна скорби. Коммунизм, который мы потеряли, сделал ее такой. Он все дальше и дальше уплывает от нас – последний пароход, уносящий с собой наше счастье, нашу радость и оставляющий нам взамен совесть и боль. А что совесть, как не память о том, что мы могли бы быть другими. И этого не исправить. Всё, что мы сделали, будет забыто, забыты будем и мы сами. Нам остается только скорбь, скорбь и решимость сказать последние слова о коммунизме, о нашем недавнем прошлом, заглянуть в родное нутро нашего последнего коммунистического поколения, пройтись по его развалинам и руинам в поисках того, что нам остается, остается «на память», с сомнением и гордостью, в поисках иного пути, с надеждой ухватить в последнем броске его тающий в тумане радиоактивный след. Книга у тебя в руках уже почти архив. Основное в ней – текст моей диссертации о раннем Марксе, которую я писал в 2004-2006 годах с Петергофе. Диссертационный формат изменен, убраны совсем уж сухие фрагменты, но в целом текст не претерпел серьезных изменений и дается «как есть». Кроме того, в начале дан краткий вариант этого текста в виде тезисов. А после основного текста приложены тексты, связанные с ним, писавшиеся в то же время, или написанные чуть позже. Надеюсь, это поможет, а не обременит. Хочу сказать спасибо всем, без кого эта книга не увидела бы свет и не оказалась бы у тебя в руках: Это мой научный руководитель и непосредственный участник подготовки текста Александр Куприянович Секацкий, это Владислав Мордухович и Алла Митрофанова, с которыми мы обсуждали многие тезисы этого проекта, это Александр Николаевич Огарков, тщательно прочитавший текст и написавший послесловие. Это все участники одноименного семинара на философском факультете Петербургского университета в те же годы: Александр Пылькин, Сергей Иванов, Александр Погребняк, Мария Тимофеева, Николай Грякалов, Константин Семенович Пигров, Наран Батаар. А также все участникам конференции по итогам этого семинара, проходившей там же в 2005 году. Это Артем Магун, Дмитрий Виленский и мн. др. Всем им доброго здоровья и долгих творческих лет.
Стр.7