Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Единоверие в России (от зарождения идеи до начала xx века) (390,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц200
ID177685
АннотацияВ данной работе рассматривается развитие русского религиозного явления Единоверия. На основе вводимого в научный оборот архивного материала прослеживается становление и развитие его структуры и конфессиональных институтов. Рассматривается роль Единоверия в процессе преодоления противоречий между Русской православной церковью и старообрядчеством. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей, религией и культурой России.
ISBN---
УДК271.2(091)
ББК86.372
Единоверие в России (от зарождения идеи до начала xx века) / Кауркин Р. В., Павлова О. А. — СПб.: Алетейя, 2011. – 200 с. — : [Б.и.], 2011 .— 200 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177685 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К 301 Единоверие в России (от зарождения идеи до начала xx века). <...> Одна из них — возникновение и развитие Единоверия, которой в отечественной исторической науке, уделено крайне мало внимания. <...> Термин «Единоверие», введенный митрополитом Московским Платоном в 1800 г., не имел строго научного насыщения. <...> Глава 1 Возникновение идеи принятия православного священства в старообрядческой среде и ее развитие в первой половине XVIII в. <...> Собор 1667 г. осудил сторонников старой веры, признав их «еретиками и раскольниками». <...> 10 В первую очередь государство времени Петра I применяло к сторонникам старой веры меры экономического воздействия. <...> Но наиболее тяжелым экономическим бременем на старообрядцев ложился двойной подушный оклад. <...> В 1714 г. предписывалось брать с нижегородских старообрядцев, в 1716 г. указ был подтвержден. <...> Помимо этого, после «тройных штрафов», если старообрядец продолжал избегать исповеди, он подвергался гражданскому наказанию, а затем его определяли на «артиллерийские и др. работы, по своей сути напоминающие каторжные8. <...> Пункт № 22 «По обращению раскольников в православную веру», гласил: «…с неисповедавшихся раскольников доправили за годы неплаченное», а «с неисповедавшихся раскольников править с 1716 г. двойной оклад вместо штрафа»1. <...> Все эти поборы и штрафы были крайне разорительными для сторонников старой веры. <...> На допросах, касающихся «чести государя» и «раскольнических учителей» не гнушались и пытками7. <...> Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы синодального управления при Петре Великом (1721–1725 гг.) <...> Указ от 27 ноября 1726. подтверждал «сбор с раскольников штрафов» за ношение бороды: «Со всех…кои бороду носят (а они не из крестьянства и не из тех, коими бороду брить не велено)… двойной оклад за раскол, и за бороду 50 руб. брать без упущения… А которые крестьяне и др. пахотные люди… с тех за бороду не брать… а собирать за один раскол»4. <...> Стараясь избежать налогового гнета, сторонники <...>
Единоверие_в_России_(от_зарождения_идеи_до_начала_xx_века).pdf
- --- ----  - - - -- - -  
Стр.3
УДК ББК 271.2(091) 86.372 К 301 Монография издана при финансовой поддержке ректората ГОУ ВПО НГИЭИ г. Княгинино Рецензенты: доктор исторических наук Е. П. Титков кандидат исторических наук А. В. Морохин К 301 Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). – СПб.: Алетейя, 2011. –200 с. ISBN 978-5-91419-596-7 В данной работе рассматривается развитие русского религиозного явления Единоверия. На основе вводимого в научный оборот архивного материала прослеживается становление и развитие его структуры и конфессиональных институтов. Рассматривается роль Единоверия в процессе преодоления противоречий между Русской православной церковью и старообрядчеством. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей, религией и культурой России. УДК 271.2(091) ББК 86.372 ISBN 978-5-91419-596-7 9 7 8 5 9 1 4 1 9 5 9 6 7 © Р. В. Кауркин, 2011 © О. А. Павлова, 2011 © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
Стр.4
Введение В середине XVII в. в жизни Русской православной церкви и всего российского общества произошло крупнейшее потрясение — церковный раскол. «Причиной раскола послужила попытка патриарха Никона и его преемников при активном участии царя Алексея Михайловича преобразовать богослужебную практику Русской Церкви, полностью уподобив ее современным восточным церквям, или, как тогда говорили на Руси, «Греческой Церкви»1 . Вековые религиозные традиции объявлялись «еретичеством» и «грубыми заблуждениями», использование старых церковных обрядов воспрещалось. В 1667 г. Большой Московский собор осудил древнюю русскую церковную традицию и «анафемаствовал» ее защитников. С. А. Зеньковский писал по этому поводу: «В отношении старого русского обряда греческие организаторы и участники собора проявили крайнюю непримиримость. Они не только настояли на наложении клятв и анафемы на всех тех, кто пользовался двуперстием и старым уставом, но решили поставить под запрещение все элементы старой русской церковной традиции и снять с России тот ореол незыблемой верности Православию, которым она гордилась после Флорентийского собора и зарождения теории о «Третьем Риме»2 . Часть духовенства и простого народа, предводительствуемая протопопом Аввакумом, не сочла возможным подчиниться властям, отказаться от «освященных вековой историей» книг, чинов и обрядов и поменять их на «злоумышленное искажение» «истиной православной веры». Именуя себя православными христианами старообрядцы, подчеркивали, что не они, а никониане-реформаторы отделились от истинного православия. Раскол Русской православной церкви середины XVII в. имел столь грандиозные последствия для судеб России, что наложил отпечаток практически на все сферы духовной и политической жизни русского общества, обусловив появление новых направлений в исторических, филологических, культурологических, социологических и многих друЗеньковский С. А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII в. М., 1995. С. 300. 1 Шахов М. О. Старообрядчество, общество, государство. М., 1998. С. 10. 2
Стр.5
6 Введение гих научных исследованиях. Но, несмотря на массу публикаций, многие проблемы истории Раскола продолжают оставаться не изученными. Одна из них — возникновение и развитие Единоверия, которой в отечественной исторической науке, уделено крайне мало внимания. Однако, история Единоверия — одна из ключевых проблем взаимоотношений старообрядчества и русского православия. Термин «Единоверие», введенный митрополитом Московским Платоном в 1800 г., не имел строго научного насыщения. Сам митрополит рассматривал Единоверие как «снисхождение, следуя примеру апостольскому, иже немощным бысть, яко немощен, но с тем, да немощных приобрящет, — и дабы возыметь благую надежду, что таковые со временем Богом просветятся и ни в чем неразнствующее с Церковью придут согласие»1 . П. С. Смирнов и К. Н. Плотников, определяли Единоверие как «условное единение старообрядчества с православной Церковью; оно состоит в том, что некоторые из старообрядцев вступают в союз с Церковью и принимают законно поставленных священников, под условием дозволения содержать, так называемые, старые книги и обряды»2 Единоверие — это «отдел старообрядчества, допущенный на основании единства в вере в общение с Российской Церковью»3 . Для С. Шлеева . Данная неопределенность понятия «Единоверия» сохраняется и до настоящего времени. Диакон Иоанн Миролюбов рассматривает Единоверие как историческую форму единения старообрядцев с Русской Вселенской Церковью; совокупность приходов Русской православной церкви, находящихся с ней в вероисповедном единстве, но придерживающихся в богослужебной практике дораскольных книг и обрядов. На наш же взгляд, Единоверие — это неотъемлемая часть Русской православной церкви, основанная на единении старообрядцев с ней посредством принятия от нее священства с правом соблюдать церковные обряды и таинства времен первых пяти патриархов. Преодоление Раскола имело разное религиозное, церковное, политическое и общественное звучание в течение второй половины XVII–XX вв., но всегда оставалось в центре насущных, не решенных проблем русского народа. Платон, митрополит. Письма // Православное обозрение. 1869. Август. С. 109. 2 1 Смирнов П. С. История раскола. СПб., 1895. С. 207; См.: Плотников К. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1911. С. 193. 3 Шлеев С. Единоверие в своем внутреннем развитии. СПб., 1910. С. 1.
Стр.6
Введение 7 Актуально оно и в настоящее время, когда в российском обществе встали вопросы социальной, политической, национальной и духовной дифференциации. Сейчас для русского народа важны любые пути единения и тем более единения в Вере и в Церкви. Вполне осознавая всю сложность и неоднозначность процесса восстановления единого Православия в России, мы надеемся, что позитивный опыт прошлых веков позволит найти нужные подходы к решению столь важной для всей нации проблемы. К тому же, современное церковное сознание, по мнению специалистов, готово принять идею о безболезненном сосуществовании в единой Церкви нескольких богослужебно-церковных обрядовых традиций1 . 1 Миролюбов Иоан. Единоверие: церковно-исторический феномен или актуальная проблема современности // Православное Единоверие в России. СПб., 2004. С. 39.
Стр.7