-
-
Стр.3
УДК
ББК
355:808.5''04/14''
68
З 433
Рецензенты:
В. В. Химик, доктор филологических наук, профессор
(Санкт-Петербургский государственный университет);
О. Ю. Пленков, доктор исторических наук, профессор
(Российский государственный педагогический университет)
З 433
Зверев С. Э.
Военная риторика Средневековья. – СПб.: Алетейя,
2011. – 208 с.
ISBN 978-5-91419-583-7
Предлагаемое издание представляет собой продолжение исследования,
предпринятого автором в монографии «Военная риторика Древнего
мира». Военная риторика рассматривается в работе как составная часть
военного искусства; как важнейшая частная риторика, регулирующая
правила организации эффективной речевой коммуникации военнослужащих,
направленной на обеспечение решения задач военной службы.
Книга адресована широкому кругу читателей.
УДК 355:808.5''04/14''
ББК 68
ISBN 978-5-91419-583-7
9 7 8 5 9 1 4 1 9 5 8 3 7
© С. Э. Зверев, 2011
© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2011
Стр.4
«Какой достославный труд для его честолю
бия писателя: научить мужеству, передать
чувство героизма! …не забудем, что красноречие
во время сражений творило героев; не забудем,
что и во время мира оно может уроками своими
приготовить новых питомцев победе. Военное
красноречие древнее всех родов красноречия;
так чем же оправдать то забвение, в котором оно
оставалось до сего времени?»
Я.В. Толмачев
Предисловие
Состояние отечественного военного искусства на современном этапе,
характеризуется, на наш взгляд, переоценкой роли материального
фактора в военной службе вообще и в вопросах ведения вооруженной
борьбы в особенности. Старый как мир философский спор о первичности
духа и материи в документах военного управления, имеет тенденцию
к окончательному разрешению в пользу материи. Впрочем, армия в
этом вопросе послушно следует курсом, проложенным государством.
Недостатки целенаправленного государственнопатриотического и
воинского воспитания армии и народа власти пытаются компенсировать
широкой рекламой «духовности». При этом российское государство повторяет
ошибку, которая и привела, собственно, к гибели русской государственности
в 1917 году: духовность — для народа, чтобы легче
было управлять им, в то время как для правящего (читай: имущего)
слоя — вполне достаточно «менеджмента», прививающего навыки эффективного
управления массами. То, что распространение духовности
в России всегда шло сверху вниз, начинаясь со структур государственного
управления, предпочитают не замечать. К тому же, понятие духовной
культуры сегодня трактуют, как правило, расширительно, включая
в него практически все явления культуры и искусства, в то время как
духовность всегда предполагала прежде всего религиозность, или по
меньшей мере богоискательство.
Конечно, духовность в современном ее понимании очень недорого
стоит государству, но и ценность ее в глазах наиболее деятельной части
народа, которая, собственно, создает и поддерживает государство,
Стр.5
6
Зверев С.Э. Военная риторика Средневековья
также весьма невелика. Остается заметить, что подобный «имитационный»
подход к вопросам распространения духовности смертельно опасен,
ибо у власти он порождает иллюзию укорененности определенных
духовных ценностей в народе, а народ продолжает развращаться, отрицая,
ввиду отсутствия благого примера со стороны власти, теперь уже
саму необходимость и пользу духовности.
Полезно вспомнить, что лозунги «профессионализации» государственного
управления, под которыми шла реформа власти в 90е годы
прошлого века, барское стремление отстранить «кухарок» от управления
государством привели к теперешней коррупции, которая приняла
такие формы и масштабы, что по признанию несколько растерявшейся
исполнительной власти, вполне способна погубить как оную, так и само
государство. Бюрократия обрела по выражению Л. А. Тихомирова «самостоятельное
тело, имеющее свои собственные интересы», причем тело
абсолютно бездуховное, беспринципное и агрессивнопаразитическое.
Бюрократизация военного управления недопустима вдвойне. История
не раз показывала к чему приводят попытки подмены живого влияния
духовной личности главнокомандующего бесплодным теоретизированием
«гофкригсрата» военной администрации. Генерал и офицер не
имеют права быть «эффективными менеджерами», ибо плоды их бездуховного
администрирования искупаются кровью и наносят глубочайший
моральный ущерб войскам и народу. Именно поэтому в процессе
профессионализации армии должно учитываться огромное значение
духовнонравственного компонента для военного дела. Это означает,
что каждый генерал и офицер обязан быть не просто руководителем, не
просто передаточным звеном бюрократизированной военной машины,
но лидером и вождем для своих подчиненных.
Обратим внимание на исторический период, когда категории религиозности
и нравственности рассматривались в качестве основополагающих
при рассмотрении вопросов именно государственного
управления — Средневековье. Вся политическая элита средневекового
общества была проникнута идеей служения Богу и содействия Его
замыслу в устроении Царства Божия на земле. Причем в этом духовном,
по сути, служении власть первой шла на тяжелейшие кровавые
жертвы, исполняя свой долг перед народом. Так, например, в трагически
сложившемся для французов сражении при Азенкуре (1415 г.) погибли
семь принцев крови, коннетабль и великий адмирал Франции,
великий гофмейстер, главный смотритель вод и лесов, архиепископ
Стр.6
Предисловие
7
Санский, почти все королевские байли севера Франции. Если судить
по месту этих людей в средневековой властной иерархии, можно сказать,
пользуясь замечательным сравнением О. Соколова, что «все эти
потери представляли собой примерно то же, как если бы в 1996 г. в
трагическом штурме Грозного пали не только молодые солдаты и офицеры,
а вместе с ними в первых горящих танках погибли бы несколько
министров, десятки губернаторов, сотни депутатов, а прочих чиновников
высшего ранга — без счета…» [92, С. 50]. История развития народов
в Средние века убедительно свидетельствует о том, что умаление
духовности неминуемо сказывалось на состоянии жизнеспособности
государства, важнейшим показателем которой всегда выступала обороноспособность.
Состояние духовной жизни как в зеркале отражалось
на военной риторике любого народа на определенном этапе его
исторического развития.
Современность ставит перед человеческим обществом очень непростые
вопросы. В настоящее время во всех странах «победившей
демократии» остро ощущается дефицит таких «идеальных ценностей»
как служение некоей высшей идее (Богу), ценность которой лежит за
пределами плоско понимаемых «общечеловеческих» ценностей. В погоне
за утверждением демократических ценностей мы, кажется, напрочь
забыли о том, что по классификации Аристотеля демократией именуется
общество, речевая деятельность которого нацелена на достижение
собственной выгоды. При этом уверенно игнорируются другие, кажущиеся
исторически изжитыми, формы общественного устройства: аристократия
и монархия, которые (опять же по Аристотелю) нацелены на
общественное благо.
«Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…»,
— можно подумать, что сказано это было Ф.И. Тютчевым про
наше время. Именно поэтому сегодня человечество демонстрирует достаточно
абсурдное с материалистической точки зрения на прогресс
как на процесс умножения и совершенствования материальной культуры,
тенденцию к возвращению таких «диких» и архаичных форм устроения
жизни как теократические и национальные государства. Изучение
на примере военной риторики истории и духовной культуры Средневековья
способно пролить свет на современные социальнополитические
процессы, проходящие в том числе и в нашей стране.
Монография состоит из четырех глав. Первая глава посвящена
изучению военной риторики Византийской империи, чья культура
Стр.7
8
Зверев С.Э. Военная риторика Средневековья
оказывала значительное влияние на все стороны жизни средневекового
мира. Во второй главе анализируются особенности военной риторики
их основных противников на протяжении столетий: персов и
арабовмусульман. Третья глава содержит сведения по истории развития
военной риторики западных народов. Военная риторика русского
Средневековья, возникшая и развивавшаяся, как и вся культура
России, в условиях тесного контакта с западным и восточным
типом культур, рассматривается в четвертой главе.
В приложениях помещен впервые публикующийся на русском языке
(в переводе с древнегреческого А.Б. Шарниной) византийский трактат
по военной риторике, получивший в научной литературе название
«Rhetоrica militaris», а также образцы военных речей средневековых
военных и государственных деятелей. Речь византийского императора
Константина VII Багрянородного в русском переводе публикуется
впервые.
Автор выражает глубокую признательность кандидату исторических
наук доценту А.Б. Шарниной, Е.М. Сидорчук и М.В. Барсовой за
помощь в работе над монографией.
Стр.8