Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635050)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методические указания по истории России (IX–XXI вв.): Для студентов заочного отделения фармацевтического факультета (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛопатин
ИздательствоКемГМА
Страниц50
ID177624
Аннотация«Методические указания по истории России (IX – XXI вв.) для студентов заочного отделения фармацевтического факультета» подготовлены в соответствии с государственным стандартом РФ по высшей школе. В «Методических указаниях» представлены темы контрольных работ, контрольные вопросы по курсу. Даны рекомендации по изучению и написанию контрольной работы. К каждой теме рекомендован широкий список основной и дополнительной литературы, который во многом ориентирован на библиотечный фонд читального зала гуманитарных наук библиотеки КемГМА.
Лопатин, Л.Н. Методические указания по истории России (IX–XXI вв.): Для студентов заочного отделения фармацевтического факультета / Лопатин Л. Н., Лопатина Н. Л., Боровикова З. В.; Л.Н. Лопатин .— Кемерово : КемГМА, 2010 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/177624 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Для студентов заочного отделения фармацевтического факультета Кемерово КемГМА 2010 ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра истории и психологии <...> Для студентов заочного отделения фармацевтического факультета Кемерово КемГМА 2010 Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л., Боровикова З.В. <...> В «Методических указаниях» представлены темы контрольных работ, контрольные вопросы по курсу. <...> Даны рекомендации по изучению и написанию контрольной работы. <...> К каждой теме рекомендован широкий список основной и дополнительной литературы, который во многом ориентирован на библиотечный фонд читального зала гуманитарных наук библиотеки КемГМА. <...> Тема 3: Россия в период становления централизованного государства и первых шагов самодержавия (XV-XVI вв.) <...> Начало Российской империи (XVII и XVIII вв.) <...> Тема 7: Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX в. <...> Тема 8: Реформирование России в первое десятилетие советской власти (1917-1927 гг.) <...> Тема 11: Развитие вглубь и вширь советской политической системы (1945-1991 гг.) <...> Номер контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки. <...> Темы № 11,12, 13 может выбрать студент и с другими номерами зачетки (не обязательно, оканчивающимися на 1, 2, 3). <...> Целью контрольной работы является самостоятельное относительно полное изучение источников и литературы по одной из проблем российской истории, получение навыков письменного изложения полученных знаний, приобретение практики составления собственных авторских текстов. <...> 1, публицистике 20-30-х годов русского эмигранта2, монографии современного историка3 и воспоминаниям очевидцев коллективизации. <...> «К сожалению, с раннего детства в школе мне привили отвращение к истории, вдалбливали мысль, что русский крестьян был всегда нищ. <...> Коллективизация и раскулачивание (очевидцы и документы свидетельствуют. <...> Почему только в вузе я узнала, что революция это недостойный Ответ <...>
Методические_указания_по_истории_России_(IX–XXI_вв.)_Для_студентов_заочного_отделения_фармацевтического_факультета.pdf
Кемеровская государственная медицинская академия Л. Н. Лопатин, Н. Л. Лопатина, З. В. Боровикова МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ (IX–XXI вв.) Для студентов заочного отделения фармацевтического факультета Кемерово КемГМА 2010
Стр.1
ГОУ ВПО Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Кафедра истории и психологии Л. Н. Лопатин, Н. Л. Лопатина, З. В. Боровикова МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ (IX–XXI вв.) Для студентов заочного отделения фармацевтического факультета Кемерово КемГМА 2010
Стр.3
Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л., Боровикова З.В. Методические указания по истории России (IX–XXI вв.) для студентов заочного отделения фармацевтического факультета. – Кемерово: КемГМА, 2010. – 46 с. «Методические указания по истории России (IX – XXI вв.) для студентов заочного отделения фармацевтического факультета» подготовлены в соответствии с государственным стандартом РФ по высшей школе. В «Методических указаниях» представлены темы контрольных работ, контрольные вопросы по курсу. Даны рекомендации по изучению и написанию контрольной работы. К каждой теме рекомендован широкий список основной и дополнительной литературы, который во многом ориентирован на библиотечный фонд читального зала гуманитарных наук библиотеки КемГМА. Рецензенты: Косачёва В.И. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии КемГМА Ростова Н.Н. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии КемГМА © Кемеровская государственная медицинская академия, 2010. 2
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Тема 1: Киевская Русь (IX-XII вв.) Тема 2: Русские земли в период феодальной раздробленности (втор. половина XII – пер. половина XV вв.) Тема 3: Россия в период становления централизованного государства и первых шагов самодержавия (XV-XVI вв.) Тема 4: Начало перехода к абсолютной монархии (XVII в.) Тема 5: Эпоха Нового времени. Начало Российской империи (XVII и XVIII вв.) Тема 6: Россия в XVIII в. Тема 7: Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX в. Тема 8: Реформирование России в первое десятилетие советской власти (1917-1927 гг.). Тема 9: Индустриализация и коллективизация в СССР. Оформление социалистической экономической системы (20-30-е годы). Тема 10: Социалистические культурные преобразования (20-30-е годы). Тема 11: Развитие вглубь и вширь советской политической системы (1945-1991 гг.) Тема 12: Развитие советской экономики в 1945-1991 гг. Тема 13: Социальная революция Постсоциалистические годы. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 90-х гг. 4 10 10 12 14 16 18 19 21 24 26 29 34 38 40 43 3
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Учебная программа курса истории России предусматривает для студентов заочного отделения лекции, семинары, выполнение одной контрольной работы, групповые и индивидуальные консультации, а также зачет. Контрольная работа пишется только от руки в отдельной тетради объемом 15-18 листов. Номер контрольной работы определяется по последней цифре зачетной книжки. Если, например, последняя цифра номера Вашей зачетки - 5, то и тема № 5, если - 2, то № контрольной 2, 12 и т.п. Темы № 11,12, 13 может выбрать студент и с другими номерами зачетки (не обязательно, оканчивающимися на 1, 2, 3). Целью контрольной работы является самостоятельное относительно полное изучение источников и литературы по одной из проблем российской истории, получение навыков письменного изложения полученных знаний, приобретение практики составления собственных авторских текстов. Вы должны руководствоваться планом, предлагаемым данной «методичкой». По каждому вопросу плана следует дать развернутые ответы. Для лучшей ориентации в литературе целесообразно пользоваться нашими рекомендациями. Иначе есть опасность «утонуть» в ненужных подробностях, увлечься изложением не всегда уместных точек зрения. В то же время помните, что наши рекомендации не ограничивают Вашу свободу подходов к изложению вопросов. Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении надо обосновать актуальность темы, определить основные задачи работы. В заключении следует подвести итоги и сделать выводы. Её выполнение рекомендуем начать с прочтения соответствующей темы в любом учебнике по истории России для вузов, но не обязательно рекомендованных «методичкой». Получив из учебника общее представление о теме, надо прочитать и, желательно, законспектировать 3-5 из доступных Вам источников. Некоторые из них Вам не придётся читать полностью. Вы сразу увидите то, что касается Вашей темы. Излагая вопрос, следите, чтобы каждое приводимое Вами теоретическое положение было подкреплено конкретными примерами. Совсем хорошо, если Вы соотнесёте это с современностью. Ведь «история - наставница 4
Стр.6
ТЕМА 12: РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ в 1945-1991 гг. План 1. Подвиг советского народа по восстановлению народного хозяйства. 2. Мероприятия советской власти по развитию сельского хозяйства. Борьба за научно-технический прогресс и научно-техническую революцию в промышленности. По первому вопросу показать экономический ущерб советскому народному хозяйству, нанесенный Германией и низкий уровень материального обеспечения советского народа не только в связи с этим, но и:  Необходимостью опоры на собственные силы в восстановлении хозяйства (отказались от ленд-лиза, вернулись к довоенной политике дистанцирования от развитых стран).  Решением проблемы экспорта мировой революции (слали «помощь» в освобожденные Советской армией страны).  Низким уровнем развития производительных сил деревни (как следствие коллективизации).  Специфической советской промышленностью, не рассчитываемой на производство товаров, удовлетворяющих спрос населения.  Сохранением военно-промышленного комплекса в прежнем (военном) объеме. По второму вопросу проследить историю пленумов ЦК КПСС 50-80х годов по экономическим вопросам, как историю тщетных политикопропагандистских усилий КПСС по качественному изменению экономики страны, которая стала заметно отставать от капиталистической.  Проследив историю пленумов ЦК КПСС, посвященных сельскому хозяйству, понять, почему продовольственное снабжение населения ухудшалось, дойдя до тотального нормированного снабжения в 80-е годы. Почему советская власть начинала свое существование с карточек на продукты и закончила ими в 1991 г.?  Проследив историю пленумов ЦК КПСС, посвященных промышленности, понять, почему СССР отставал в научнотехническом прогрессе, не сумел провести научно-техническую революцию, обеспечивал своих граждан на минимальном уровне 38
Стр.40
материальных благ (жильем, товарами), с каждым годом падали темпы экономического развития. Раскрыть политику импорта технологии, товаров потребления в обмен на сырье, золотой запас, валютные резервы, внешних займов. Объяснить феномен советских достижений в космосе, самолетостроении, танкостроении и вопиющем отставании в производстве обуви, белья, мебели и других товаров народного потребления. Литература (основная): 1. Арбатов Г. Свидетельство современника. Затянувшиеся выздоровление (1953-1985). – М., 1991. 2. Боффе Д. От СССР к России. История неоконченного кризиса. – М., 1996. 3. Верт Н. История Советского государства 1900-1991гг. – М., 1991. 4. Гайдар Е. Государство и эволюция. – М., 1995. 5. Лопатин Л.Н. Кузбассовцы при социализме. Как мы жили. – Кемерово, 1996. 6. Лопатин Л.Н. Шахтёры и «начальство» о рабочем движении Кузбасса в 1989-90-е гг. К 20-детию забастовки. Историография. Анализ. Мнения. – Кемерово, 2009. 7. Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л. Социализм глазами современников. – Кемерово, 1996. 8. Механизм торможения: истоки, действие, пути преодоления. – М., 1988. 9. Хоскинг Дж. История Советского Союза 1917-1991. – М., 1995. Литература (дополнительная): 1. Зима В.Ф. Голод, медицина, власть: 1946-1947 годы//Отечественная история. – 2008. – № 1. 2. Попов В.В. Сталин и советская экономика в послевоенные годы//Отечественная история. – 2001. – № 3. 3. Прорыв к свободе. О перспективе двадцать лет спустя. Критический анализ. – М., 2005. 4. Согрин В. 1985-2005: три превращения современной России//Отечественная история. – 2005. – № 3. 5. Томилин В. «В шляпе, с галстуком, в костюмчике». Случайные люди в хрущевской деревне//Родина. – 2008. – № 4. 39
Стр.41
6. Фурман Д. Упущение возможности десятилетий. Почему Россия до сих пор не стала «нормальной» страной?//Родина. – 2001. – № 8. 7. Шестаков В. Социально-экономическая политика Советского государства в 50-е – середине 60-х годов. – М., 2006. ТЕМА 13: СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 90-х гг. ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ГОДЫ План 1. Июльская 1989 г. забастовка шахтеров Кузбасса, как отражение кризиса «низов» и кризиса «верхов». 2. Содержание основных преобразований в годы реформ. 3. Причины трудностей в их проведении. По первому вопросу подчеркнуть, что:  Причины забастовки шахтеров Кузбасса, ставшей всеобщей, отраслевой, заключались не в «отдельных недостатках» снабжения населения товарами первой необходимости и продовольствием, а в системном кризисе социализма.  Советское руководство не рискнуло применить против шахтеров силу, как обычно оно делало против своих противников (Кронштадский мятеж в 1921 г., восстание тамбовских крестьян в 1921 г., расстрел Новочеркасских рабочих в 1961 г., Венгерские события в 1956 г., Чехословацкие события в 1968 г., Гданьский расстрел в 1972 г.). Тем самым был продемонстрирован кризис «верхов». Это вызвало эффект домино по всему СССР и социалистическому лагерю.  Во главе рабочего движения оказались достойные и образованные люди, а не «пьяницы» и «зэки», как их представляла коммунистическая пропаганда.  За полгода рабочее движение прошло путь от экономических требований до хорошо организованной политической борьбы. Путь, на который при капитализме обычно уходят десятилетия.  Рабочие комитеты Кузбасса в январе 1990 г. первыми в СССР выдвинули требование реабилитации частной собственности и перехода к рыночной экономике (по опыту польского движения «Солидарность»).  Интеллигенция Кузбасса оказалась в стороне от рабочего движения (кроме журналистов), хотя проблемы, решаемые шахтерами, 40
Стр.42
2. Почему Россия не Америка? Парадоксы качества жизни//Родина. – 2003. – № 8. 3. Фурман Д. Упущение возможности десятилетий. Почему Россия до сих пор не стала «нормальной» страной?//Родина. – 2001. – № 8. 4. Шейнис В.Л. Конституция 1993 года и российская политическая система//Отечественная история. – 2008. – № 6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Историческая наука как часть культуры. Классики российской истории. Особенности изучения истории в советское время. 2. В.О. Ключевский об особенностях развития России. 3. Славянская община. Почему и через тысячу лет ее существования (в XIX в.) о ней говорили как об ячейке социализма. 4. Концепции развития общества: К. Маркса (формационная), А.Тойнби (цивилизационная), Л. Гумилева (пассионарная). 5. Кто и зачем создает государство как особый комитет по делам управления общества на основе закона и власти? Элементы, составляющие этот «комитет». Разделение властей. Демократия. 6. Версии о варяжском происхождении древнерусского государства. 7. Объективные причины образования Киевского государства в IX в. и объективные причины его распада в XII в. 8. Критика концепции об отставании Древнекиевской Руси от европейской цивилизации (культура, религия, быт, право). 9. Основные направления деятельности первых русских князей (Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава). 10. Кто и почему из русских историков был не склонен преувеличивать отрицательное значение для Руси татаромонгольского ига? 11. Сравнительная характеристика положения русской и западной аристократии, русского и западного крестьянства (до Судебника 1497 г.). 12. Порядок передачи великокняжеского престола в Киевской Руси, Верхневолжской Руси (с Всеволода Большое Гнездо) и Московской Руси (с Ивана III). Как это влияло на жизнь в государстве? 13. Как менялось положение крестьянства по Судебнику Ивана III., Судебнику Ивана IV, Соборного Уложения Алексея Тишайшего? 14. Великий Новгород. Почему его считают типичным европейским государством? Не опережал ли он Европу? 43
Стр.45
Учебное издание Лопатин Леонид Николаевич Лопатина Наталия Леонидовна Боровикова Злата Владимировна МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ (IX–XXI ВВ.) Для студентов заочного отделения фармацевтического факультета Подписано в печать 25.04.2010. Тираж 50 экз. Формат 2130½. Условных печатных листов 2,7. Печать трафаретная. Отпечатано редакционно-издательским отделом ГОУ ВПО КемГМА Росздрава 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а. http://www.kemsma.ru/rio/ Требования к авторам: http://www.kemsma.ru/rio/forauth.shtml 47
Стр.49