Будущий учитель-логопед должен в полной мере владеть теоретическими
знаниями в области лингвистики, педагогики и психологии, современной методики
орфографии, приемами работы над дизорфографией. <...> © ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009
Введение
Особенности русской орфографии, ее организация и специфические
(основополагающие) понятия являются той необходимой теоретической
базой, на которой строится работа по орфографии в школе и вузе. <...> Будущий
учитель-логопед должен четко представлять себе структуру орфографии,
знать орфографические принципы, уметь соотносить орфографические
правила с принципами, т.е. положениями, которые регулируют целый ряд
написаний. <...> Будущим педагогам необходимо также определить свою позицию
в отношении того, какой из орфографических принципов является ведущим,
так как это предопределяет и те методы, которые должны лечь в основу
орфографической работы. <...> Русское письмо имеет фонематический характер: буква отражает не
каждый конкретный звук, а основной звук -
фонему. <...> В связи с этим
необходимо рассмотреть, как вычленяются фонемы в качестве языковых
единиц с точки зрения представителей двух отечественных лингвистических
школ: МФШ и С-ПФШ. <...> Фонематический и
морфологически принципы различаются мотивацией выбора знака письма, то
есть происходит или ориентация непосредственно на фонему, или
ориентация на морфему. <...> Нужно учитывать, что современная методика
обучения орфографии строится на фонематическом принципе, а ориентация
на звук (фонему) играет исключительную роль при обучении орфографии
младших школьников, которые не знакомы еще с составом слова. <...> Рассмотрим лингвометодическое понятие «орфограмма», поскольку
каждому
из
принципов
орфографии
соответствуют
определенные
орфограммы. <...> Своеобразие орфографического действия обусловлено тем, что
действие это речевое, которое включается в качестве компонента в
письменную речь учащихся. <...> Существуют различные точки зрения на процесс
формирования <...>
Нарушения_письменной_речи_и_их_преодоление.pdf
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «ШГПУ»
Шаповалова Н.С. Нарушения письменной речи и их преодоление: Учебное пособие к
курсу по выбору для студентов-логопедов. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ» «Весть»,
2009. – 93 с.
Рецензенты:
Н.А. Рычкова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики ГОУ
ВПО «Мурманский государственный педагогический университет»;
Е.А. Сотова, доктор педагогических наук, профессор кафедры современного русского
языка и методики преподавания ГОУ ВПО «Ивановский государственный
университет».
Учебное пособие к курсу по выбору предназначено студентам, обучающимся по
специальности 050715.65 Логопедия. Оно органично дополняет раздел «Нарушение
письменной речи» учебной дисциплины Логопедия, содержит материал по
дизорфографии.
Будущий учитель-логопед должен в полной мере владеть теоретическими
знаниями в области лингвистики, педагогики и психологии, современной методики
орфографии, приемами работы над дизорфографией. Это определяет структуру
пособия, которое состоит из нескольких блоков: лингвистического, психологопедагогического,
методического, логопедического. Полученные знания школьные учителялогопеды
могут реализовать в работе по преодолению дизорфографии младших
школьников, используя как традиционные методы и приемы, так и современные
технические средства обучения – персональные компьютеры (ПК) при организации
самостоятельной работы младших школьников.
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009
Стр.2
47. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы. – М., 1984. – 159 с
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение - - -- - - - - - - - - - -- -- - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - -
3. Глава 2.Психолого-педагогические основы формирования орфографического
навыка - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3-5
2.
Глава 1. Характеристика основополагающих понятий русской орфографии - 6-17
18-26
4. Глава 3. Методические основы формирования грамотного письмаучащихся - 27-42
5. Глава 4. Особенности логопедической работы с младшими школьниками по
преодолению дизорфографии - - - - -- ---- - - -- - - - - - - -- -- - - - - - - - 43-50
6. Глава 5.Обучение орфографии на базе персонального компьютера - - - - - - - 51-56
7. Автоматизированный учебный курс по орфографии для учащихся начальной
школы с общим недоразвитием речи (2 класс) -- - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - 57-69
8. Автоматизированный учебный курс по орфографии для учащихся начальной
школы с общим недоразвитием речи (3-4 классы) -- - - - -- - - - - - - - - - - - - - - 57-69
9. Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - --- - - - - - - - - - - 90-93
Шаповалова Наталья Сергеевна
Научно-методические основы работы по преодолению дизорфографии
младших школьников
Учебное пособие
Подписано к печати
Бумага ксероксная.
Усл. печ. листов 5,8.
Формат 60х84/16
Печать Гарнитра Таймс
Тираж 30 экз. Заказ №
Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ»
155900, г.Шуя Ивановской области, ул.Кооперативная, 24
- 93 -
Стр.93