Г.Е. Муравьёва
Проектирование технологий
обучения
Учебное пособие
Шуя 2005
ББК 74.202
М 91
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»
Рецензенты: <...> М 91 Проектирование технологий обучения: Учебное пособие для
студентов и преподавателей педагогических вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей. <...> ISBN 5-86229-057-5
В учебном пособии представлены учебная программа, примерный
тематический план, основное содержание курса «Проектирование технологий обучения» и задания для практических занятий, а также методические рекомендации для преподавателей по организации обучения и руководство для самостоятельной работы. <...> В педагогической теории нет единого подхода к пониманию
сущности педагогической технологии, существуют различные
взгляды и концепции; в практике возникают все новые явления, относимые учителями и исследователями к разряду технологий обучения, и которые требуют своего научного обоснования, обобщения
и систематизации. <...> Кроме того, в свете идей личностно ориентированного образования встает вопрос о необходимости адаптации
различных технологий к особенностям конкретных учащихся. <...> Каждый творчески работающий учитель, являясь носителем определенного опыта, педагогических идей, индивидуального стиля деятельности, стремится к созданию и реализации на практике своей, авторской, персональной технологии обучения. <...> По окончании изучения данного курса предполагаются следующие результаты:
знание различных технологических способов обучения,
различение существующих подходов к понятию «технология
обучения»,
понимание сущности образовательной технологии,
применение процедуры дидактического проектирования при
подготовке уроков,
владение технологическими процедурами проектирования
модернизированного традиционного урока, урока-игры, проблемного обучения, групповой работы, дифференцированного <...>
Проектирование_технологий_обучения.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
Г.Е. Муравьёва
Проектирование технологий
обучения
Учебное пособие
Шуя 2005
Стр.1
ББК 74.202
М 91
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический
университет»
Рецензенты:
Н.В.Кузьмина – член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор; Б.В.Пальчевский – академик БелАО, доктор педагогических
наук, профессор; И.П.Башкатов – заслуженный деятель
науки РФ, доктор педагогических наук, профессор.
Муравьёва Г.Е.
М 91 Проектирование технологий обучения: Учебное пособие для
студентов и преподавателей педагогических вузов, слушателей
и преподавателей курсов повышения квалификации учителей.
- 2 изд., испр. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО
«ШГПУ», 2005. – 132 с.
ISBN 5-86229-057-5
В учебном пособии представлены учебная программа, примерный
тематический план, основное содержание курса «Проектирование технологий
обучения» и задания для практических занятий, а также методические
рекомендации для преподавателей по организации обучения и руководство
для самостоятельной работы. Учебное пособие содержит минихрестоматию
по наиболее важным и сложным вопросам курса.
Предназначено для студентов и преподавателей педагогических вузов,
учителей и других педагогических работников, интересующихся проблемой
проектирования технологий обучения.
© Муравьёва Г.Е., 2005
© ГОУ ВПО «Шуйский государственный
педагогический университет», 2005
© Ивановский областной институт повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров, 2001
ISBN 5-86229-057-5
2
Стр.2
Содержание
Содержание ............................................................................................. 3
Введение .................................................................................................. 4
Цель и задачи курса ................................................................................ 6
Примерный тематический план ............................................................ 8
Программа курса ..................................................................................... 8
Основное содержание учебного материала ....................................... 11
Тема 1. Образовательная система и технология ............................ 11
Тема 2. Технология и технологический способ обучения ............ 17
Тема 3. Проектирование образовательного процесса ................... 26
Тема 4. Традиционный и современный урок.................................. 32
Тема 5. Проектирование технологии урока
в зарубежной школе ............................................................ 37
Тема 6. Игра и ее проектирование в образовательном процессе .. 42
Тема 7. Проектирование проблемного обучения ........................... 47
Тема 8. Проектирование групповой работы ................................... 54
Тема 9. Проектирование дифференцированного и
индивидуализированного обучения .................................. 58
Тема 10. Современные исследования в области
технологий обучения и их проектирования ................... 65
Методические рекомендации по организации обучения .................. 77
Задания для студентов к семинарским
и практическим занятиям ..................................................................... 85
Руководство по самостоятельной работе
с учебным пособием ............................................................................. 90
Мини-хрестоматия ................................................................................ 92
Рекомендуемая литература ................................................................ 130
3
Стр.3