Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе

0   0
АвторыМуравьева Галина Евгеньевна, Левина М. М.
ИздательствоМ.: Издательство Прометей
Страниц203
ID176550
АннотацияВ монографии представлена целостная теория проектирования образовательных процессов в школе, построенная на основе технологического подхода. Рассмотрены методологические основания теории проектирования; сущность, принципы, логика, стратегии и процедуры проектирования учителем образовательного процесса. Монография адресована специалистам в области дидактики, студентам, аспирантам, преподавателям педагогических вузов.
УДК373.5
ББК74.202
Теоретические основы проектирования образовательных процессов в школе : монография / Г.Е. Муравьева; ред. М. М. Левина .— Москва : Издательство Прометей, 2002 .— 203 с. — URL: https://rucont.ru/efd/176550 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В монографии представлена целостная теория проектирования образовательных процессов в школе, построенная на основе технологического подхода. <...> Рассмотрены методологические основания теории проектирования; сущность, принципы, логика, стратегии и процедуры проектирования учителем образовательного процесса. <...> Монография адресована специалистам в области дидактики, студентам, аспирантам, преподавателям педагогических вузов. <...>
Теоретические_основы_проектирования_образовательных_процессов_в_школе.pdf
Введение В современных условиях ключевая роль в решении проблем модернизации общего образования в Российской Федерации принадлежит учителю. Учитель, его знания и опыт, педагогический такт и мастерство, нравственный облик и самоотдача, определяет истинное состояние системы образования в нашей стране. Профессиональная деятельность учителя становится все более сложной: появляются новые виды деятельности, меняется содержание образования, разрабатываются новые педагогические технологии, усиливаются требования к профессиональной компетентности учителя. Все это происходит на фоне идеологического плюрализма и смены основной педагогической парадигмы. Одним из новых видов педагогической деятельности, оформившимся в последнее десятилетие, является педагогическое проектирование. Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогическая (образовательная) система; содержание общего и профессионального образования; педагогический процесс; технология обучения; педагогические средства; образовательная система конкретного учебного заведения и целого района, города, региона; личность учащегося; система внутришкольного управления; педагогические инновации и другие. В нашем исследовании рассматривается один из основных объектов проектирования – образовательный процесс в средней школе. Понятие «проектирование» в описании деятельности учителя постепенно приходит на смену понятию «планирование», оно более адекватно отражает сущность данной деятельности, так как по своему объему превышает понятие «планирование». Это связано, на наш взгляд, с использованием системного подхода к образовательному процессу. Календарно-годовое, тематическое и поурочное планирование, применявшееся в российской школе в 3080 годах ХХ века, строилось на основе распределения содержания обучения во времени. Содержание обучения, задаваемое извне, полностью определяло и сейчас продолжает во многом определять методы и формы организации обучения. Современная гуманистическая парадигма педагогики требует рассмотрения образовательного процесса с позиций ученика, его потребностей и интересов, выстраивания всего процесса «во10
Стр.4
круг личности и деятельности ребенка». Такая центрация на ученике, а не на содержании обучения или деятельности учителя, позволяет по-новому увидеть образовательный процесс в школе и разработать способы его проектирования. Одной из тенденций развития образования в мире и в России является его технологизация. Образовательные процессы становятся все более четкими, научно обоснованными, ориентированными на диагностично заданные цели, конструируемыми из отдельных приемов (технологических операций), алгоритмичными, проектируемыми, гарантирующими определенный результат. Технологизация образовательного процесса требует его проектирования. Практическая задача, стоящая перед учителем, звучит следующим образом: как правильно, адекватно педагогическим целям, спроектировать образовательный процесс на отдельном занятии и при изучении темы и школьного курса в целом. Результаты научно-педагогических исследований по вопросам проектирования не удовлетворяют потребности практики образования в действенном инструментарии проектировочной деятельности, так как рассматривают проектирование либо в социально-педагогическом аспекте (проектирование образовательной системы города, района, отдельного учреждения и т.п.), либо в узко-дидактическом аспекте (проектирование педагогических ситуаций, дидактических средств и т.п.). Назрела необходимость в создании целостной теории проектирования образовательных процессов, отражающей новые подходы и современные тенденции в развитии образования. В педагогической науке проблема проектирования интенсивно разрабатывается в двух основных направлениях: социальнопедагогическом (Н.А.Алексеев, С.М.Баташова, Н.Н.Гордеева, Р.Г.Каменский, В.И.Кривоспицкая, Е.А.Крюкова, З.Ф.Мазур, М.Г.Мерзлякова, А.Моисеев, О.Г.Прикот, В.Е.Радионов и др.) и дидактическом (В.С.Безрукова, Г.В.Девяткина, В.Г.Иванов, Г.Л.Ильин, В.М.Монахов, А.М.Пырский, М.П.Сибирская, Э.Г.Скибицкий, Н.Н.Суртаева, О.В.Тарасюк, Ю.К.Чернова и др.) аспектах. Методологические подходы к педагогическому проектированию раскрываются в работах Н.Г.Алексеева, Е.С.Заир-Бек, Г.Л.Ильина, В.В.Краевского, М.М.Левиной, И.Марева, 11
Стр.5
Е.И.Машбица, О.Г.Прикота, В.А.Сластенина, А.П.Тряпицыной, Г.П.Щедровицкого. Технологизация образовательного процесса, предполагающая алгоритмизацию, упорядочение процесса, четкость, диагностичность в постановке целей, однозначность результата и т.п., вступает в противоречие с гуманистической направленностью образования, которая выражается в вариативности и гибкости содержания и форм обучения, выборности образовательных программ, ориентации на личностные смыслы в постановке целей и т.п. Разрешить сложившееся противоречие поможет новый подход к проектированию образовательного процесса, учитывающий его технологическую сущность и личностное проявление. Для реализации проектировочной деятельности учителюпрактику нужен универсальный «инструмент», с помощью которого он мог бы легко и быстро выстраивать новые образовательные технологии, ориентированные на данных учащихся и конкретные условия обучения. В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки исследования проектирования образовательных процессов» дано феноменологическое описание проектирования в многообразии аспектов; сформулировано авторское определение понятия «проектирование» на основе анализа исследований по проблемам проектирования в разных сферах человеческой деятельности; проанализированы типология, структура и способы проектирования; определена логическая структура проектирования; обоснован и раскрыт творческий характер проектирования; проанализированы исследования по проблемам педагогического проектирования: выделены аспекты, объекты, принципы, процедуры проектирования разных объектов; выявлены возможности методологических подходов в исследовании проектирования образовательных процессов. Во второй главе «Теория проектирования образовательных процессов в школе» проведен анализ и уточнена формулировка понятия проектирования образовательного процесса в отличие от понятий моделирования, прогнозирования, планирования и конструирования; выявлены особенности проектирования как вида педагогической деятельности; на основе технологического подхода построена теоретическая модель образовательного процесса; 12
Стр.6
сформулирован основной постулат теории проектирования образовательных процессов; выделены принципы проектирования; на основе задачного подхода разработана общая процедура проектирования образовательного процесса как нормативный способ решения соответствующей задачи; рассмотрены варианты реализации общей логики проектирования на основе применения различных стратегий. В третьей главе «Технологии проектирования образовательных процессов» раскрыто понятие технологии, разработана классификация технологий; выделены основные подходы к определению понятия педагогической технологии; дано определение и основные характеристики образовательной технологии как проекта образовательного процесса; обосновано введение понятия «технологический способ обучения»; детально разработана процедура проектирования на основе принципов проектирования, общей логики проектирования, средств и способа решения задачи проектирования; разработаны варианты применения этой процедуры на основе пяти возможных стратегий проектирования; введено понятие и выделены структурные компоненты индивидуального стиля учителя в проектировании образовательного процесса. Автор выражает искреннюю благодарность и признательность научному редактору – доктору педагогических наук, профессору Марии Михайловне Левиной, а также действительному члену РАО, доктору педагогических наук, профессору Виталию Александровичу Сластенину за научные консультации, советы, помощь и поддержку при проведении исследования и написании этой книги. Особую благодарность хочу выразить своему отцу – кандидату педагогических наук, профессору Евгению Михайловичу Муравьеву – за то, что он всегда был и остается моим главным вдохновителем, советчиком и критиком, без которого не было бы и этой работы. 13
Стр.7
Содержание Введение 1.1. Проектирование как социокультурный феномен 1.2. Современное состояние проблемы проектирования в педагогической теории и практике 1.3. Методологические подходы к исследованию проектирования Резюме Глава 2. Теория проектирования образовательных процессов 63 в 2.1. Сущность проектирования образовательного процесса 2.2. Проектирование в структуре профессиональнопедагогической деятельности учителя 2.4. Основные принципы проектирования образовательных процессов 2.5. Задачный подход к проектированию образовательных процессов 2.6. Общая логика и стратегии проектирования Резюме Глава 3. Технологии проектирования образовательных процессов 3.1. Технология образовательного процесса Заключение Литература 61 школе 63 77 2.3. Технологический подход к образовательному процессу Как объекту проектирования 90 104 113 131 140 144 144 3.2. Процедуры проектирования образовательных процессов 159 3.3. Индивидуальный стиль учителя в проектировании Резюме 176 182 184 189 3 Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования проектирования образовательных процессов 7 7 26 48 96
Стр.202