Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Дидактическое проектирование

0   0
АвторыМуравьева Галина Евгеньевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ШГПУ"
Страниц84
ID176549
АннотацияВ монографии рассматривается сущность дидактического проектирования, роль и место проектирования в функциональной структуре профессиональной деятельности учителя, возможные модели проектировочной деятельности. Деятельностная характеристика проектирования образовательного процесса строится на основе теории задач. Описываются способы проектирования технологий обучения. Монография адресована специалистам в области педагогики, студентам, аспирантам и преподавателям педагогических вузов.
УДК37.01
ББК74.202
Дидактическое проектирование : монография / Г.Е. Муравьева .— Шуя : ФГБОУ ВПО "ШГПУ", 2000 .— 84 с. — URL: https://rucont.ru/efd/176549 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г.Е.Муравьева ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Шуя 2000 ББК 74.202 УДК 37.01 М 91 Печатается по решению редакционноиздательского совета Шуйского государственного педагогического университета Рецензенты: <...> В монографии рассматривается сущность дидактического проектирования, роль и место проектирования в функциональной структуре профессиональной деятельности учителя, возможные модели проектировочной деятельности. <...> Деятельностная характеристика проектирования образовательного процесса строится на основе теории задач. <...> … Широкое понимание проектирования является основой для формирования правильных взглядов на проектирование у специалистов в любой профессиональной сфере. <...> Эта идея широкого понимания проектирования находит все большую поддержку в научно-педагогических исследованиях, и термин «проектирование» все чаще встречается в педагогической литературе. <...> Распространение деятельности проектирования на все сферы общественной жизни дает возможность говорить о проектной культуре. <...> В первой главе «Проектирование в структуре профессионально-педагогической деятельности учителя» рассматривается место и роль проектирования в деятельности учителя, выявляется сущность дидактического проек1 Саймон Г. Наука об искусственном. <...> Во второй главе «Задачный подход к дидактическому проектированию» на основе теории задач дается описание задачи дидактического проектирования и способа ее решения учителем. <...> В третьей главе «Проектирование технологий обучения» представлен анализ различных подходов к понятию «технология обучения», введено понятие «технологический способ обучения» и разработана процедура выбора и конкретизации технологического способа обучения на отдельном отрезке учебного процесса. <...> Проектировочный компонент профессиональной деятельности учителя Для выявления и описания проектировочного компонента профессионально-педагогической деятельности обратимся сначала к общей теории <...>
Дидактическое_проектирование.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Дидактическое_проектирование.pdf
Министерство образования Российской Федерации Шуйский государственный педагогический университет Г.Е.Муравьева ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Шуя 2000
Стр.1
ББК 74.202 УДК 37.01 М 91 Рецензенты: В.А.Сластенин, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор; В.Д.Симоненко, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор; Т.С.Буторина, доктор педагогических наук, профессор. Муравьева Г.Е. М 91 Дидактическое проектирование: Монография. – Шуя: Изд-во ШГПУ, 2000. – 84 с. В монографии рассматривается сущность дидактического проектирования, роль и место проектирования в функциональной структуре профессиональной деятельности учителя, возможные модели проектировочной деятельности. Деятельностная характеристика проектирования образовательного процесса строится на основе теории задач. Описываются способы проектирования технологий обучения. Монография адресована специалистам в области педагогики, студентам, аспирантам и преподавателям педагогических вузов. Печатается по решению редакционноиздательского совета Шуйского государственного педагогического университета ISBN 5-86229-050-8 2 © Шуйский государственный педагогический университет, 2000 © Муравьева Г.Е., 2000
Стр.2
Введение Одной из современных тенденций общественного развития является повышение степени общности проектировочной деятельности. Г.Саймон, известный теоретик организации, информатики и психологии, писал: «Все мы постоянно занимаемся проектированием. … Широкое понимание проектирования является основой для формирования правильных взглядов на проектирование у специалистов в любой профессиональной сфере. Именно это отличает сферу практической деятельности от сферы научных исследований. Основная задача учебных заведений инженерного, архитектурного, юридического, педагогического, медицинского или административного профиля сводится, по сути, к обучению проектировать»1. Эта идея широкого понимания проектирования находит все большую поддержку в научно-педагогических исследованиях, и термин «проектирование» все чаще встречается в педагогической литературе. Это, например, работы В.Г.Иванова, И.И.Ильясова и Н.А.Галатенко, В.М.Монахова, П.Е.Решетникова, В.М.Соколова и других, а также диссертации Е.С.Заир-Бек, Г.Л.Ильина, Е.И.Машбица, В.Е.Радионова, В.И.Слободчикова, Н.Н.Суртаевой и др. Процесс проектирования становится образом жизни современного общества, способом его существования и выживания. Распространение деятельности проектирования на все сферы общественной жизни дает возможность говорить о проектной культуре. В культурной деятельности человека в целом этап замысла, предвидения будущего, то есть проектирования, осознается как решающий, так как результат деятельности изменить чрезвычайно трудно. В связи с этим возрастает ответственность проектировщика, его ценностная ориентация, нравственная позиция, профессиональная компетентность являются главными факторами при создании проекта, как в материальной, так и в социальной сфере. Данная работа посвящена исследованию дидактического проектирования как вида педагогической деятельности. В первой главе «Проектирование в структуре профессионально-педагогической деятельности учителя» рассматривается место и роль проектирования в деятельности учителя, выявляется сущность дидактического проек1 Саймон Г. Наука об искусственном. – М.: Мир, 1972. С.70. 3
Стр.3
тирования, его отличие от моделирования, прогнозирования и планирования, а также представлены возможные модели проектировочной деятельности. Во второй главе «Задачный подход к дидактическому проектированию» на основе теории задач дается описание задачи дидактического проектирования и способа ее решения учителем. В третьей главе «Проектирование технологий обучения» представлен анализ различных подходов к понятию «технология обучения», введено понятие «технологический способ обучения» и разработана процедура выбора и конкретизации технологического способа обучения на отдельном отрезке учебного процесса. Монография адресована специалистам в области педагогики, студентам и аспирантам педагогических вузов, а также может быть использована в процессе повышения квалификации работников образования. 4
Стр.4
Глава 1. Проектирование в структуре профессионально-педагогической деятельности учителя 1.1. Проектировочный компонент профессиональной деятельности учителя Для выявления и описания проектировочного компонента профессионально-педагогической деятельности обратимся сначала к общей теории деятельности, затем рассмотрим разные подходы к определению структуры педагогической деятельности и, наконец, покажем место проектирования в деятельности учителя. Опираясь на теорию деятельности А.Н.Леонтьева, мы рассматриваем деятельность как процесс активного взаимодействия человека со средой, в котором он стремится достигнуть сознательно поставленной цели, удовлетворить определенные потребности. Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: «исходная афферентация – эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой, - коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа»1. Кольцевой характер деятельности общепризнан и описан П.К.Анохиным, Н.А.Бернштейном, А.Н.Леонтьевым. Исходная афферентация есть создание представления о будущем процессе, основанное на анализе исходных данных. Другими словами, элемент исходной афферентации можно рассматривать как процесс проектирования будущей деятельности. Поскольку деятельность является процессом, то в ней можно выделить определенные этапы: 1) постановка цели (осознание конкретной задачи); 2) планирование работы (определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля); 1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.86. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.