На двигателе НК-8-2У установлена система сигнализации опасной температуры
подшипников СТП-3 и система ограничения температуры выходящих газов РТ-12-9АТ. <...> Во внутреннем контуре после
вентиляторных ступеней воздух сжимается в двух ступенях компрессора низкого
давления и через регулируемый направляющий аппарат поступает в шестиступенчатый
компрессор высокого давления. <...> Между роторами высокого и низкого давления имеется только газодинамическая
связь. <...> Компрессор 4 высокого давления для обеспечения устойчивой работы при запуске
и работе на малой частоте вращения оборудован регулируемым направляющим аппаратом
и клапанами перепуска воздуха;
— средней опоры 3, расположенной между компрессорами низкого и высокого
давления. <...> В
средней опоре расположен центральный привод, снизу установлена коробка двигательных
агрегатов 12, коробка самолетных агрегатов 13 и другие агрегаты;
— кольцевой камеры сгорания 6. <...> На наружном корпусе в верхней части
установлены два запальных блока;
— двухкаскадной трехступенчатой осевой турбины, которая состоит из
одноступенчатой турбины 7 высокого давления и из двухступенчатой турбины 8 низкого
давления;
— оболочек 5 и проставки 9, которые разделяются на внутренние и наружные и
образуют проточную часть второго контура;
Рис. <...> Продольный разрез двигателя НК-8-2У:
1— входной направляющий аппарат; 2— компрессор низкого давления; 3— средняя опора;
4— компрессор высокого давления; 5— оболочка; 6— камера сгорания; 7— турбина
высокого давления; 8— турбина низкого давления; 9— проставка; 10— реверсивное
устройство; 11— реактивное сопло; 12— коробка двигательных агрегатов; 13— коробка
самолетных агрегатов
5
— реверсивного устройства 10, установленного между турбиной и реактивным
соплом. <...> Связь с самолетом осуществляется только через трубопровод подвода топлива
к подкачивающему топливному насосу ДЦН-44ТВТ, через систему управления и
регулирования подачи топлива и через штепсельные <...>
Конструкция_и_летная_эксплуатация_двигателя_НК-8-2У.pdf
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика
С.П. Королева.
Кафедра: «Эксплуатация летательных аппаратов»
Конструкция и летная эксплуатация двигателя НК-8-2У
Учебное пособие.
(Компьютерный вариант)
Ответственный за подготовку пособия: Сошин В.М.
Компьютерная обработка студент: Медведев В.И., Валуев А.А., Гумеров О.Р., Маринков Е.Е.
Пособие предназначено для студентов 3-го курса специальности 160901, изучающих конструкцию
двигателя НК-8-2У по дисциплине «Авиационная техника». Пособие также может быть полезным при
подготовке к проведению практических работ на самолете Ту-154 и при выполнении курсового проекта
по дисциплине «Техническая эксплуатация ЛА и АД»,и выполнении дипломного проекта.
Пособие является электронной копией учебника:
Конструкция и летная эксплуатация двигателя НК-8-2У. М.,
«Машиностроение», 1978г-144 с., Автор: Тимофеев Н.И.
Издательство «Воздушный транспорт», 1978
Допущено для использования
в учебном процессе.
Протокол заседания кафедры «ЭЛА»
№ _4_ от «20» _декабря___ 2005г.
Самара 2005г.
Стр.1
ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДВИГАТЕЛЕ НК-8-2У
1.1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ НК-8-2У
На магистральных реактивных самолетах Ту-154 и Ту-154А установлены двигатели
НК-8-2 и НК-8-2У.
Основное отличие Ту-154А от своего предшественника заключается в замене
двигателя НК-8-2 с взлетной тягой 9500 кгс двигателем НК-8-2У с большей взлетной
тягой.
Турбовентиляторный двигатель НК-8-2У представляет собой двухконтурный,
двухкаскадный, газотурбинный двигатель со смешением потоков воздуха и газа (рис. 1).
Этот двигатель является модификацией двигателя НК-8-2, у него повышенная тяга,
уменьшенный удельный расход топлива и увеличенная тяга реверса. На взлетном и
крейсерских режимах у двигателя НК-8-2У более высокие запасы газодинамической
устойчивости.
На двигателе НК-8-2У установлена система сигнализации опасной температуры
подшипников СТП-3 и система ограничения температуры выходящих газов РТ-12-9АТ.
В масляной системе в линии откачки масла из опор стоят магнитные пробки,
позволяющие судить о состоянии деталей опор роторов. Для осмотра в процессе
эксплуатации проточной части двигателя, лопаток компрессора низкого и высокого
давления, а также лопаток турбины предусмотрены специальные окна, через которые
может осуществляться зачистка забоин на лопатках без снятия двигателя. Кроме того, на
двигателе выполнены работы, повышающие надежность узлов и их ресурс.
На самолете Ту-154А в хвостовой части фюзеляжа установлены три двигателя НК-82У
(рис. 1 и 2).
Два внешних двигателя — первый и третий — установлены в легкосъемных
гондолах на горизонтальных пилонах, а второй двигатель установлен на внутренней
гондоле внутри фюзеляжа. Для улучшения посадочных характеристик самолета на
внешние двигатели установлен реверс тяги.
Для обеспечения удобств эксплуатации все агрегаты расположены в нижней части
двигателя. Максимально уменьшена длина и количество трубопроводов.
Рис. 1. Двигатель НК-8-2У с реверсом (вид слева)
2
Стр.2
Рис. 2. Двигатель НК-8-2У с соплом (вид справа)
1.2. ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
В двухконтурном турбореактивном двигателе в качестве рабочего тела
используется атмосферный воздух (рис. 3), поступающий через входной канал и входной
направляющий аппарат в двухступенчатый вентилятор.
Рис. 3. Изменения параметров воздуха и газа вдоль тракта двигателя НК-8-2У:
pI , TI , cI — соответственно давление, температура, скорость в первом контуре; pII , ТII ,
cII—давление, температура, скорость во втором контуре
3
Стр.3