Л. А. Потапов, М.Л. Потапов, И.Л. Симонов
МОДЕЛИРОВАНИЕ
НАГРУЗОЧНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
С ПОЛЫМИ НЕМАГНИТНЫМИ РОТОРАМИ
БРЯНСК
2010
ББК 31.21
Потапов, Л. А. Моделирование
нагрузочно-измерительных
устройств с полыми немагнитными роторами [Текст]+[Электронный
ресурс]: монография/ Л.А.Потапов, М.Л. Потапов, И.Л. Симонов. <...> ISBN-978–5-89838-520-0
Представлены математические модели, разработанные на основе
теории электромагнитного поля, приведены примеры моделирования с
помощью программы MathCAD 14 и программного комплекса COMSOL Multiphysics 3.4 электромеханических устройств с полыми немагнитными роторами (электромагнитные тормозы и демпферы, асинхронные двигатели, тахогенераторы и датчики угловых ускорений). <...> Рассмотрена их реализация в качестве нагрузочно-измерительных
устройств для испытания электродвигателей. <...> В этих работах использовались уравнения теории электромагнитного поля и безразмерный критерий – магнитное число Рейнольдса. <...> В ней представлены уравнения электромагнитного момента для упрощенной модели тормоза и
для модели, учитывающей вылеты ротора за пределы статора. <...> В четвертом параграфе проанализировано влияние конструктивных параметров электромагнитного тормоза на максимальный электромагнитный момент и соответствующую этому моменту
критическую скорость вращения ротора. <...> В других параграфах рассмотрены уравнения для определения тормозных моментов электромагнитных демпферов с продольными прорезями полого ротора, а
также примеры моделирования тормоза с помощью программы
MathCAD 14 и программного комплекса COMSOL Multiphysics3.4. <...> Во второй главе представлены математические модели асинхронного двигателя с полым немагнитным ротором, показано влияние
магнитного числа Рейнольдса на форму механической характеристики
асинхронного двигателя, рассмотрены примеры исследования динамических режимов работы двигателя (пуск, реверс) с помощью программы MathCAD 14. <...> В третьей главе рассмотрены особенности работы, приведены <...>
Моделирование_нагрузочно-измерительных_устройств_с_полыми_немагнитными_роторами__монография.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский государственный технический университет
Л. А. Потапов, М.Л. Потапов, И.Л. Симонов
М О Д Е Л И Р О В А Н И Е
НАГРУЗОЧНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
С ПОЛЫМИ НЕМАГНИТНЫМИ РОТОРАМИ
БРЯНСК
2010
Стр.1
3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая вниманию читателей монография подготовлена на
основе работ, выполненных авторами в предыдущие годы и опубликованных
в ведущих электротехнических журналах: «Электричество»,
«Электротехника», «Известия вузов. Электромеханика». В этих работах
использовались уравнения теории электромагнитного поля и безразмерный
критерий – магнитное число Рейнольдса.
Монография содержит четыре главы и приложения.
Первая глава посвящена моделированию электромагнитного
тормоза с полым немагнитным ротором. В ней представлены уравнения
электромагнитного момента для упрощенной модели тормоза и
для модели, учитывающей вылеты ротора за пределы статора. Отдельный
параграф этой главы посвящен определению магнитного
числа Рейнольдса и коэффициента реакции, устанавливающему связь
критической скорости вращения ротора с конструктивными параметрами
тормоза. В четвертом параграфе проанализировано влияние конструктивных
параметров электромагнитного тормоза на максимальный
электромагнитный момент и соответствующую этому моменту
критическую скорость вращения ротора. В других параграфах рассмотрены
уравнения для определения тормозных моментов электромагнитных
демпферов с продольными прорезями полого ротора, а
также примеры моделирования тормоза с помощью программы
MathCAD 14 и программного комплекса COMSOL Multiphysics3.4.
Во второй главе представлены математические модели асинхронного
двигателя с полым немагнитным ротором, показано влияние
магнитного числа Рейнольдса на форму механической характеристики
асинхронного двигателя, рассмотрены примеры исследования динамических
режимов работы двигателя (пуск, реверс) с помощью программы
MathCAD 14.
В третьей главе рассмотрены особенности работы, приведены
математические модели, а также примеры исследования с помощью
программы MathCAD 14 режимов работы асинхронного тахогенератора
и датчика угловых ускорений.
Стр.3
4
В четвертой главе приведены конструкции, параметры и характеристики
некоторых нагрузочно-измерительных устройств с полыми
немагнитными роторами.
В приложении приведены краткие сведения о программном
комплексе COMSOL Multiphysics 3.4 (ранее FEMLAB), разработанном
шведской компанией Comsol, а также краткие технические характеристики
некоторых российских асинхронных тахогенераторов и асинхронных
двигателей с полыми немагнитными роторами. При подготовке
рукописи работы распределились между авторами следующим
образом:
Потапов М.Л. – разработка программ, освоение нового программного
обеспечения, подготовка фрагментов программ в текст рукописи;
Симонов
И.Л. – моделирование электромагнитного тормоза и
датчика угловых ускорений на компьютере, получение экспериментальных
данных и сравнение их с результатами моделирования и результатами
численных вычислений, в которых используются полученные
аналитические зависимости;
Потапов Л.А. – руководство работами, подготовка текста рукописи.
Монография
предназначена для инженерно-технических работников,
связанных с разработкой и исследованиями нагрузочноизмерительных
устройств с полыми немагнитными роторами, а также
может быть использована в учебном процессе студентами электротехнических
специальностей вузов при выполнении курсового и дипломного
проектов.
Стр.4
116
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………...………........................3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………....…………….…5
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ТОРМОЗ С ПОЛЫМ
НЕМАГНИТНЫМ РОТОРОМ…………………………………………………...5
1.1. Расчет нелинейных цепей………………………………………………..6
1.2. Модель электромагнитного тормоза,
учитывающая краевые эффекты ………………………………………………....13
1.3. Установившийся режим работы тормоза……………………………..20
1.4. Постоянная реакции и магнитное число Рейнольдса ………..............24
1.5. Влияние конструктивных параметров на момент
электромагнитного тормоза……………………………………............................31
1.6. Электромагнитные демпферы с продольными прорезями
полого ротора………………………………………………………………………33
1.7. Переходные режимы работы электромагнитного тормоза…………..35
1.8. Моделирование электромагнитного тормоза
методом конечных элементов………………………………………......................42
ГЛАВА 2. АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
С ПОЛЫМ НЕМАГНИТНЫМ РОТОРОМ…………………………….….....52
2.1. Упрощенная модель асинхронного двигателя
с полым немагнитным ротором…………………………………….....................52
2.2. Уравнение электромагнитного момента
симметричного асинхронного двигателя …………………………………….…55
2.3. Моделирование динамических режимов работы асинхронного
двигателя с помощью программы MATHCAD …………………………………..60
ГЛАВА 3. ТАХОГЕНЕРАТОР И ДАТЧИК
УГЛОВЫХ УСКОРЕНИЙ ……………………………………….……………...66
3.1 Особенности режима измерения угловой скорости …………………..66
3.2. Математическая модель тахогенератора ……..………..……………...68
3.3. Устройство и принцип действия
датчика угловых ускорений……………………..………………….....................72
3.4. Моделирование датчика угловых ускорений ………………………...76
ГЛАВА 4. НАГРУЗОЧНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕУСТРОЙСТВА
ДЛЯ ИСПЫТАНИЯЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ МАЛОЙ МОЩНОСТИ.79
4.1. Электромагнитный тормоз-моментомер …………………................79
4.2. Электродинамический моментомер ………………………….……....82
4.3. Электромагнитный моментомер ……………………………………....84
4.4 Определение динамических механических
характеристик электродвигателей ………………………………….....................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...................93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………….....95
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….....................105
Стр.116