Мотив в системе
фольклорного и литературного
повествования
Мотив, вслед за А. Н. Веселовским, в общем виде определяют как
повторяющийся (и, как правило, традиционный) элемент фольклорного и литературного повествования. <...> Мотив в фольклорном и литературном повествовании
13
Вопрос об отношении мотива и события неотделим от более общего вопроса о предикативной природе мотива. <...> Мотив в фольклорном и литературном повествовании
15
тивны и обозначают определенное действие, с которым семантически
коррелирует соответствующий глагол или устойчивое глагольное выражение. <...> Семантические основания подобных обозначений мотива могут
быть двоякого рода: либо за непредикативным словом все равно подразумевается комплекс характерных действий-предикатов (и тогда за
таким обозначением действительно скрывается повествовательный
мотив), либо — и это принципиально иной случай — под мотивом
подразумевают тему повествования. <...> Предела операции обобщения нет вообще — и, выполняя
эту операцию последовательно, мы можем большинство повествовательных мотивов обобщить до нескольких универсальных формул
типа «герой действует», «герой претерпевает действие», «нечто происходит» и т. п. <...> Достижения компаративистики и фольклористики в области изучения повествовательного мотива в первую очередь связаны
с аспектами его семантики и синтактики (укажем на классические результаты А. Н. Веселовского и О. М. Фрейденберг в области семантики мотива и В. Я. Проппа и Е. М. Мелетинского в области синтактики
мотива). <...> В повествовании мотив облекается в плоть фабульного действия
и сопрягается с системой персонажей, что и выражается в формировании события как такового. <...> Так, универсальный в своей повествовательной функции мотив
отправки через какой-либо из своих вариантов (к примеру, в варианте
отправки в морское путешествие) может войти в состав конкретного
повествования только в форме события — события, представляющего
собой слияние <...>
Сюжетологические_исследования.pdf
И. В. СИЛАНТЬЕВ
ЮЖЕТОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Силантьев Игорь Витальевич
(Институт филологии
СО РАН, Новосибирский
государственный университет),
редактор журнала «Критика
и семиотика», автор книг
«Поэтика мотива» (М., 2004),
«Газета и роман» (М., 2006) и др.
МОСКВА
2009
И. В. СИЛАНТЬЕВ СЮЖЕТОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КУЛЬТУРЫ
Стр.1
Ответственный редактор
Е. К. Ромодановская
Стр.3
��� 83.3�
� 36
������� ������������ � ������ ��������������� ������� �� ���
«�������-�������� ��������� ������� ����������
� ������� ��������������� � ����������������� ������
(���������������� � ������������ �������)»
��� � ����� ��� �� �� � �� ���:
�. �. ������� (�������� ��-�, �������), �. �. ������ (����, ������),
�. �. ��������� (������������, ��-� ��������� �� ���, �����������),
�. �. �������� (����, ������), �. �. ���� (����, ������), �. �. �����
(������������� ���. ��-�), �. ���� (����������� ��-�)
� 36
��������� �. �.
���������������� ������������. — �.: ����� ����������
��������, 2009. — 224 �. — (���������������
��������� ��������).
ISSN 1726-135�
ISBN 978-5-9551-0362-4
� ����� �� ������ ����������������� ������� ���������������
��������� ������, ������ � ����� � �� ��������������
���������� � ��������-������������ ������������ � �������
����������.
��� 83.3�
� ���������� ��������� ������������ ���������� ������
����� ���������� ���������
���������������� ������������
�������� �. �������
���. ��������� �. ���������
��������� �. �������
��������-����� ����������� �. ���������
�������������� ���������� ��������� �. ���������
��������� � ������ 05.10.2009. ������ 6090 1/16.
������ �������� � 1, ������ ��������. ��������� Times.
���. ���. �. 14. ����� 800. ����� �
������������ «����� ���������� ��������». � �������������� 1037739118449
Phone: 959-52-60 E-mail: Lrc.phouse@gmail.com
Site: http://www.lrc-press.ru, http://www.lrc-lib.ru
ISBN 978-5-9551-0362-4
© �. �. ���������, 2009 �������������
© ����� ���������� ��������, 2009
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.4
Оглавление
Предисловие .............................................................................................7
Часть 1. Мотив и сюжет
1. Мотив в системе фольклорного
и литературного повествования ..................................................... 11
2. Лирический мотив в стихотворном
и прозаическом тексте .....................................................................27
3. Концепция мотива в статье Н. П. Андреева
«Проблема тождества сюжета» ......................................................69
Часть 2 Сюжет и жанр
1. Сюжет как фактор жанрообразования .............................................77
2. Герой волшебной сказки и герой романа .......................................167
3. Парадокс в системе литературного сюжета ...................................173
4. Жанровый статус сюжетного произведения ..................................185
5. Фабула как конструктивное начало жанра
в «Поэтике» Аристотеля ...............................................................193
6. О границах литературы и литературности ....................................199
Литература ..........................................................................................207
Указатель имен ....................................................................................221
Терминологический указатель .............................................................224
Стр.5
ПредислОвие
Сюжетологию можно определить как литературоведческий подход,
направленный на изучение сюжета как способа повествования,
его элементарной структуры и функций в системе фольклорного и
литературного произведения.
В отечественной науке о фольклоре и литературе сюжетология
в ее методологически строгом виде берет начало в трудах А. Н. Ве�
-
селовского, в первую очередь в его «Поэтике сюжетов». Свой глубокий
вклад в сюжетологию внесли В. Я. Пропп, В. Б. Шкловский,
Б. В. Томашевский, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман, Е. М. Мелетинский,
Н. �. Тамарченко, В. �. Тюпа и многие другие фольклористы и лите�
-
ратуроведы. В зарубежной науке с сюжетологией во многих отношениях
соотносится литературоведческая нарратология, что исчерпывающе
раскрыто в трудах В. Шмида.
Наша книга состоит как из новых текстов, так и из ранее публиковавшихся,
переработанных и дополненных новыми деталями и
наблюдениями. В книге две части. Первая часть посвящена анализу
мотива в его эпической (повествовательной) и лирической разновидностях,
а также отношениям мотива и сюжета. Вторая часть посвящена
отношениям сюжета и жанра — как в плане теоретической, так и
в плане исторической поэтики. Последний аспект для нас особенно
важен, и, отвечая ему, мы старались показать, что в историческом измерении
поэтики именно сюжет в его динамике и развитии выступает
одним из основных факторов образования новых жанров.
Таким образом, в концептуальном плане книга опирается на парадигму
категорий «мотив — сюжет — жанр» в ее теоретическом и
историческом аспектах.
Стр.7