The author express her sincere gratitude to the administration
of Dublin Institute for Advanced Studies, the Scoil na Gaeilge of
Trinity College, Dublin, the Department of Folklore, University
College, Dublin for the kind permission to study in their libraries
and archives ant to copy some essential documents. <...> За его рамками остается огромное количество женских фигур древнеирландской мифопоэтической традиции. <...> В первую очередь сказанное относится к образам «кельтских женских божеств» (Морриган, Бадб, Немайн, Махи и других), а также — мифологизированных
персонажей эпоса и фольклора. <...> В том,
что касается женских образов более позднего ирландского
фольклора и, конечно же, знаменитой Банши, своего рода
«национального символа» Ирландии, то в данном вопросе
по-прежнему вне конкуренции остается прекрасная книга
Патриции Лайсафт Банши. <...> . Интересна в
своем роде также «манерная» книга про Банши французской фольклористки Эвелин Сорлен — Крики жизни, Крики
смерти [Sorlin 1991]. <...> Мак Нил
верил в то, что высокий социальный статус женщины и ее
особое место в литературе Древней Ирландии были унаследованы от до-гойдельского населения, которое повлияло на
сознание завоевателей» [O’Corrain 1978, 4]. <...> Да, в сагах постоянно упоминаются жестокие воительницы, живущие в Альбане (т. е. —
среди пиктов), но есть же и королева Медб — своего рода
символ властности и эгоистичности (имеющая к тому же
довольно специфические представления о супружеской верности). <...> Но на самом деле это и не
Ниав, а Бадб, богиня смерти, войны и разрушения, которая, приняв образ Ниав, посылает его на смерть. <...> Среднеирландские глоссы к Законам, свидетельствуют об
этом достаточно ясно, как это видно из нашего очерка о
женщинах в трактате О кровавом лежании (см. Приложение). <...> Мы выделили четыре подобных «протообраза», каждый из которых кодируется значимым именем — Этайн, Федельм, Гормлат и Леборхам. <...> Хозяйка судьбы
дит свою последнюю ночь, и девушка необычайной красоты
по имени Этайн, описанием которой и открывается сага. <...> В том же, что касается Этайн,
то, как это ни странно, ее присутствие <...>
Хозяйка_судьбы_.pdf
Т. А. МИХАЙЛОВА
ХОЗЯЙКА СУДЬБЫ
ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ
В ТРАДИЦИОННОЙ
ИРЛАНДСКОЙ
КУЛЬТУРЕ
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Москва
2004
© Языки славянской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007
© Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
!"#$% '
7"4 ' 7 )'
RSSTHUFU6HG
02X Y 3 1)0 0 72 `)4$')a 2Q3 72`) 2a #' 3
2'7 0! Q2b 7 X22c ) 02()0120$E3 ) 4
RSVTW6 WWH6U6W
Q)(! d42QQ2' Q2Q2' Q90$QE (! 0) )43 )#)!) 4'
4230 ) 0 ` 7 E (! !2' )4
e4
0EY' ' `25 f)!)7"QE ' !723$ 4'2 4)'g)# 'a QE ' 6
7)3 h 'Q7 4 i`)4$') #' P !"#$E`)4$') 2Q3 7 E
#p)!20 )4 !0 % 020)
&wDxAPys
' ()0120$34' !252 00 2'7 0!
9 ! 4)7"A t)7)3
B 4 7"2'
! () 43)00 ) b 'Q7)02) #7 ( 2
' 4 3
'') 4 'w )3
Q X b )40 HEY)` 4" b )40 y 7Y7GE
w
9 ! 4)7" 43 uD $ 2 7 3 0
!Y2 0 3Y)` 4" FGf 'Q 4
GH
8
! () 43)00$ 0
)7%FU6
6 f
E % WFG6F6F I8
HWE6%6E%GW
F HFE6%II
RSVTW6 WWH6U6W
A 2a 7 3 EFG111111
D $ 2 7 3 0
7"4 '$EFG
7"4 04g 0b27 3
% WFG6F6F!7 #
6%II
7"4 '$vg@FUGW 4GHF
HW
7"4 ')
2P)'X) 2X 7 20
()0120E 272()0$ Y ' # 1)00 )7"4 Q2 X ! `0 !')30)
u4)Q0 ' $vE0) 4 323t) 0 !)(!$ 4 Q 424"r
04 4 q4 d4 r s')302) # X202E Y'20 3t2) #' Q)'40$a
4 Q)'4" (! Q E 4 3 4 Y )4 02Q23
!" #$ %%
& '( %)& %0 12 %% 34567845669@
A B &CC$ D EF G
0 `2Q$Q2Q)0)Q' 325
4 '$)
40 X' 025)
6
7 0! 7"4 ') 8 9064 $ 0 02 @ABC
()0120$ 3 4' !252 00 2'6
%D $ 2
7 3 0 7"4 '$E FGCH F ICD $ P)Q2 42
Стр.4
5
СОДЕРЖАНИЕ
От àâòîðà........................................................................ 7
Предисловие ................................................................... 9
Ýòàéí-Ñèí-Êàéëüá: жена из Иного ìèðà....................19
Пророчица Ôåäåëüì? .................................................. 43
Леборхам великая заклинательница? ....................100
Королева Ãîðì(ô)ëàò имя как ìèêðîòåêñò...........126
Приложение: Почему не следует впускать волчицу
в свой дом, или Древнеирландская юридическая
терминология глазами среднеирландского
глоссатора (к трактату «О кровавом
ëåæàíèè») ...............................................................149
Ëèòåðàòóðà...................................................................167
Указатель имен, мифологических образов
и исторических реалий ...........................................179
Summary .......................................................................184
Стр.5
9
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное исследование далеко не претендует на полноту.
За его рамками остается огромное количество женских фигур
древнеирландской мифопоэтической традиции. И мы
это осознаем. В первую очередь сказанное относится к образам
«кельтских женских божеств» (Морриган, Бадб, Немайн,
Махи и других), а также мифологизированных
персонажей эпоса и фольклора. В последние годы данная
тема привлекала многих кельтологов, что воплотилось в
достаточном количестве работ, как частного, так и обзорномонографического
характера. Мы отсылаем читателя в данном
случае в первую очередь к книге Миранды Грин Кельтские
богини [Green 1995], достаточно полной по охвату
материала, но, признаемся, при этом (или может быть
вследствие этого) довольно поверхностной. Информативен
и интересен концептуально также подготовленный ею сборник
трудов, посвященный известной исследовательнице скандинавского
фольклора Хильде Эллис Давидсон Концепт
богини [Billington, Green 1996]. Достаточно подробные ссылки
на работы, касающиеся темы женских божеств у кельтов,
содержатся и в отдельных главах нашей книги. В том,
что касается женских образов более позднего ирландского
фольклора и, конечно же, знаменитой Банши, своего рода
«национального символа» Ирландии, то в данном вопросе
по-прежнему вне конкуренции остается прекрасная книга
Патриции Лайсафт Áàíøè. [Lysaght 1986]. Интересна в
своем роде также «манерная» книга про Банши французской
фольклористки Эвелин Сорлен Крики жизни, Крики
смерти [Sorlin 1991].
Стр.9