Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира (198,00 руб.)

0   0
Первый авторКубрякова Е. С.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц556
ID175156
АннотацияСобранные в настоящем томе публикации освещают принципы и установки той новой парадигмы знания в отечественной лингвистике, которая получила название когнитивно-дискурсивной, и показано, как органично вписывается в эту парадигму теория номинации. В книге рассматривается широкий круг проблем современной теории языка и уточняются многие ключевые понятия, относящиеся как к характеристике разных единиц системы языка (от частей речи до текста и дискурса), так и совокупности терминов, важных для когнитивного подхода к явлениям языка и описания последних в когнитивном плане. Книга может рассматриваться как своеобразное введение в когнитивную лингвистику, особенно грамматику и словообразование.
Кому рекомендованоИздание рассчитано на аспирантов и специалистов в области общего языкознания.
ISBN978-5-94457-174-8
УДК81
ББК81.031
Кубрякова, Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова .— Москва : Языки славянской культуры, 2004 .— 556 с. — (Язык. Семиотика. Культура) .— библиогр. в конце разделов; указ. имен: с. 549-559 .— ISBN 978-5-94457-174-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/175156 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МАТЕРИАЛЫ К НОВОЙ ТЕОРИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Глава первая. <...> ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В КОГНИТИВНОМ ПЛАНЕ Глава первая. <...> Части речи как естественные прототипические категории и роль дискурсивных характеристик в их организации ............................. 210 6 Содержание Глава третья. <...> Теория номинации и проблемы категоризации мира ............... 321 Глава третья. <...> Вынесенные в заглавие книги два ключевых для нее понятия указывают, таким образом, не только на сферу личных интересов автора или на принадлежность включенных в этот том исследований когнитивной парадигме научного знания, — они также ограничивают круг рассматриваемых здесь проблем, которые, с одной стороны, определяются задачей лучшего познания самого устройства языка, но которые, с другой стороны, определяются попыткой показать исключительную роль языка в процессах обработки информации о мире, в процессах концептуализации и категоризации мира, во всех процессах, способствующих росту и прогрессу знаний. <...> Крофт замечает по этому поводу, что само определение природы ментальных репрезентаций как единиц, ответственных за хранение и обработку единиц опыта, выходит за пределы лингвистики. <...> Соглашаясь с мнением одного из наиболее талантливых представителей когнитологов второго поколения, мы хотели бы, однако, более конкретно продемонстрировать настоящей работой, о каких именно открытиях и объяснениях общих принципов человеческого познания может идти речь при обращении к языку и к языковым данным. <...> . В известном смысле эта книга и замышлялась как доказательство того, что, исследуя язык с когнитивной точки зрения (т. е. по его участию во всех типах деятельности с информацией, протекающей в мозгу человека), можно одновременно вынести суждения не только о рассматриваемых языковых явлениях, но и о стоящих за ними ментальных сущностях — концептах, концептуальных структурах как структурах знания и опыта, мнений и оценок, планов и целей, установок и убеждений <...>
Язык_и_знание_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Язык_и_знание_.pdf
Стр.1
Стр.2
© Языки русской культуры. Электронная версия книги. 2007 © Знак. Электронная версия книги. 2007
Стр.3
Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.4
5 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ .......................................................................................................... 9 Раздел первый НА ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЯЗЫКЕ: ЧАСТИ РЕЧИ С КОГНИТИВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................ 29 ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ Глава первая. Когнитивная парадигма научного знания и особенности когнитивного подхода к явлениям ÿçûêà..........................................................41 Глава âòîðàÿ. Когнитивизм и теория номинации .................................................. 58 Глава òðåòüÿ. Язык и âîñïðèÿòèå.............................................................................. 76 Глава четвертая. Проблемы категоризации человеческого îïûòà..................... 96 ЧАСТЬ II. МАТЕРИАЛЫ К НОВОЙ ТЕОРИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ Глава ïåðâàÿ. Из истории изучения частей речи (óðîêè ïðîøëîãî).................115 Глава вторая. Новые направления в изучении частей речи (последние десятилетия) ........................................................................................................ 132 Глава третья. Части речи в генеративной (универсальной) и эмерджентной грамматиках ........................................................................... 152 Глава четвертая. Заключительные замечания о системе частей речи и новых аспектах в методике ее исследования .............................................170 ЧАСТЬ III. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В КОГНИТИВНОМ ПЛАНЕ Глава первая. Семантика и функции словообразовательных процессов как источник сведений о когнитивных основаниях частей речи ................... 189 Глава вторая. Части речи как естественные прототипические категории и роль дискурсивных характеристик в их организации ............................. 210
Стр.5
6 Содержание Глава третья. Онтология мира и части речи: формирование когнитивных оснований ñèñòåìû............................................................................................ 232 Глава четвертая. Противопоставление объектов их процессуальным и непроцессуальным признакам ......................................................................... 252 Çàêëþ÷åíèå............................................................................................................. 268 Литература ........................................................................................................... 287 Раздел второй РОЛЬ ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ МИРА ЧАСТЬ I. ПОЦЕССЫ КАТЕГОРИЗАЦИИ И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ МИРА Глава ïåðâàÿ. Категории и концепты ...................................................................... 305 Глава âòîðàÿ. Теория номинации и проблемы категоризации мира ............... 321 Глава третья. Процессы транспозиции в категоризации мира. Проблемы взаимодействия категорий ................................................................................ 339 ЧАСТЬ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ХРАНЕНИЕ ЗНАНИЙ В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА Глава ïåðâàÿ. О памяти .............................................................................................. 355 Глава âòîðàÿ. О концептуальном анализе слова «ïàìÿòü»...................................371 Глава третья. О ментальном лексиконе. Лексикон как компонент языковой способности человека ....................................................................................... 378 ЧАСТЬ III. РОЛЬ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДНОГО СЛОВА В ОБРАБОТКЕ ЗНАНИЙ Глава первая. Актуальные проблемы изучения словообразовательных систем славянских языков ................................................................................ 390 Глава вторая. Когнитивные аспекты словообразования и связанные с ним правила инференции (семантического âûâîäà) .............................. 405 Глава третья. Словообразование и другие сферы языковой системы в структуре номинативного акта .......................................................................... 417 Глава четвертая. О разноструктурных единицах номинации и месте производного слова среди этих единиц ......................................................... 429 Глава пятая. Когнитивная лингвистика и проблемы композиционной семантики в сфере словообразования ........................................................... 439 ЧАСТЬ IV. МИР И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ОПИСАНИЯ В ЯЗЫКЕ Глава первая. Язык пространства и пространство языка (к постановке ïðîáëåìû)............................................................................................................ 459
Стр.6
Содержание 7 Глава вторая. О концепте «контейнера» и формах его объективации в ÿçûêå....................................................................................................................475 Глава òðåòüÿ. Возвращаясь к определению знака ................................................ 492 Глава четвертая. О тексте и критериях его определения .................................... 505 Глава пятая. Дискурс: определение и направления в его исследовании ...... 519 Литература ........................................................................................................... 533 УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ................................................................................................. 549
Стр.7