Нарутто*
На пустой карман и грош хорош.
(русская народная пословица) <...> *Слово «бюджет» в переводе со
старого английского означает «кошелек». <...> Как нам хорошо известно, в
кошелек
складывают
денежные
средства (это доходы бюджета) и
вынимают, расставаясь с ними (это
расходы). <...> Муниципалитеты должны
все доходы и расходы осуществлять
сугубо из этого кошелька – местного бюджета, который они самостоятельно утверждают и исполняют. <...> Посмотрим вначале, что же есть
в кошельке наших муниципальных
образований. <...> По логике государство должно мудро предусмотреть
достаточность
доходной
части
бюджета, чтобы обеспечить возможность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения для жизнеобеспечения населения. <...> Муниципалитет может положить в
свой кошелек средства не от любых
доходов (иначе они превратились
бы в коммерческие фирмы, наживающиеся, прежде всего на населении), а только от тех, которые предусмотрены законом – Бюджетным
кодексом РФ. <...> К ним относятся налоговые и неналоговые поступления. <...> В местный бюджет зачисляются
местные налоги, и отчисления от
федеральных и региональных налогов. <...> Местных налогов всего 2 – земельный и налог на имущество физических лиц. <...> Особого наполнения
бюджету эти налоги не приносят. <...> В
муниципальном кошельке по данным Минфина России они занимают
всего 12,2 %, хотя есть и другие
цифры: доля земельного налога в
*
Нарутто Светлана Васильевна, профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской
государственной юридической академии
имени О. Е. Кутафина, доктор юридических наук.
доходах бюджета составляет 3%, а
доля налога на имущество физлиц –
0,3%. <...> При этом, по ряду экспертных
оценок, почти 80% земли в России
выведено из налогооблагаемой базы земельного налога, поскольку
относится к федеральной собственности (земли запаса, лесной фонд,
военные объекты и др.), что лишает
муниципалитеты стабильного источника доходов от земельного налога, выпадающие доходы <...>
О_доходах_местного_бюджета.pdf
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
О ДОХОДАХ
МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
С. Нарутто*
На пустой карман и грош хорош.
(русская народная пословица)
*Слово «бюджет» в переводе со
старого английского означает «кошелек».
Как нам хорошо известно, в
кошелек складывают денежные
средства (это доходы бюджета) и
вынимают, расставаясь с ними (это
расходы). Муниципалитеты должны
все доходы и расходы осуществлять
сугубо из этого кошелька – местного
бюджета, который они самостоятельно
утверждают и исполняют.
Посмотрим вначале, что же есть
в кошельке наших муниципальных
образований. По логике государство
должно мудро предусмотреть
достаточность
доходной
части
бюджета, чтобы обеспечить возможность
органов местного самоуправления
решать вопросы местного
значения для жизнеобеспечения
населения.
Муниципалитет может положить в
свой кошелек средства не от любых
доходов (иначе они превратились
бы в коммерческие фирмы, наживающиеся,
прежде всего на населении),
а только от тех, которые предусмотрены
законом – Бюджетным
кодексом РФ. К ним относятся налоговые
и неналоговые поступления.
В
местный бюджет зачисляются
местные налоги, и отчисления от
федеральных и региональных налогов.
Местных налогов всего 2 – земельный
и налог на имущество физических
лиц. Особого наполнения
бюджету эти налоги не приносят. В
муниципальном кошельке по данным
Минфина России они занимают
всего 12,2 %, хотя есть и другие
цифры: доля земельного налога в
*
Нарутто Светлана Васильевна, профессор
кафедры конституционного и муниципального
права России Московской
государственной юридической академии
имени О. Е. Кутафина, доктор юридических
наук.
доходах бюджета составляет 3%, а
доля налога на имущество физлиц –
0,3%. При этом, по ряду экспертных
оценок, почти 80% земли в России
выведено из налогооблагаемой базы
земельного налога, поскольку
относится к федеральной собственности
(земли запаса, лесной фонд,
военные объекты и др.), что лишает
муниципалитеты стабильного источника
доходов от земельного налога,
выпадающие доходы не компенсируются.
Заместитель главы
города Курчатова Курской области
задал вопрос: к кому обращаются
органы государственной власти,
призывая эффективно использовать
землю, если из 5 тысяч гектаров
земли только 40 га принадлежит
муниципалитету и 0,7 га – области.
Причем эти земли находятся под
школами, больницами и тому подобными
объектами1
.
Получилось, что государство дало
местному самоуправлению 3 копейки
и сказало в ст. 12 Конституции:
«Ты самостоятельно!». Львиную
долю доходной налоговой части
местного бюджета составляют
отчисления по установленным нормативам
от федеральных и, по усмотрению
субъекта РФ, – от региональных
налогов. Доля межбюджетных
трансфертов в объеме всех доходов
местных бюджетов приближается
к
60%. Своеобразное
«кормление с господних рук». Местные
бюджеты полностью зависят
от финансовой помощи органов государственной
власти. И никакой
самостоятельности при таких условиях
и быть не может. Наибольшая
зависимость местных бюджетов от
поступлений по федеральному на1
Состояние и перспективы реализации
реформы местного самоуправления.
Аналитический вестник Совета Федерации.
2008. ¹ 21 (366).
С. Нарутто. О доходах местного бюджета
ГУ ¹10’10
17
Стр.1