ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
КОГДА «МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ»
СТАНОВИТСЯ УМЕСТНЫМ…
Ë. Êîãàí1
1Среди проблем местного самоуправления,
которые у нас так активно
и широко обсуждаются на
протяжении последнего пятнадцатилетия,
как-то в стороне оста¸тся выяснение
условий, при которых местное
самоуправление вообще оказывается
реальной достижимой целью.
Ведь при нашей отечественной истории
демократических установлений
«сверху вниз», от государства к
городам, в отличие от европейской
истории, «снизу вверх» – от городов
к государствам, – трудно не задаться
вопросом о том, что должно произойти
в нашем Отечестве, чтобы
его граждане по достоинству, наконец,
оценили значение и роль городов,
своего городского окружения.
Чтобы они, наконец, задумались над
тем, что существуют не только «национальные»
цели и интересы общества,
но и цели, интересы «локальные»,
цели городов, где они живут.
В этой связи, нельзя не вспомнить,
что почти двадцать лет назад,
автор настоящей статьи специально
подчеркивал, что «каждый город в
силу своих социальных, исторических,
экономических, демографических
природных градостроительных
и других условий развития, связей с
другими городами кроме общих для
всей страны, всего общества целей
и интересов, имеет и свои, специфические
цели и интересы. Эти две
группы целей постоянно взаимодействуют
и это взаимодействие полно
противоречий»2
.
Однако исследования городских
целей и интересов, их взаимодействия
с общенациональными целями у
нас до сих пор практически никак не
обозначены, о них даже не говорят.
Более того, вся активность отечест1
Доктор архитектуры.
2 Л. Коган. Город и политика. «Архитектура
и строительство Ðîññèè», 1989 ã.,
¹1, ñòð. 8.
2
ГУ ¹5’08
3 «Liberation», Lundy, 14 janvier, 2008,
ð. 3.
ФИЛОСОФИЯ ПРОФЕССИИ
венных борцов за развитие местного
самоуправления направлена, в основном,
на завоевание своего места
в политической жизни страны и выяснение
отношений с губернскими,
региональными властями. Сам же
процесс выявления местных, городских
целей и интересов ещ¸ ждет
своего времени.
Ведь эти цели и интересы должны
быть осознаны, выношены самими
городскими сообществами, они не
могут быть просто навязаны, внесены
центральной властью. Но при
всем обилии комментариев и программ
в СМИ, посвященным проблемам
местного самоуправления,
отношениям мэров и губернаторов,
в них нет опоры на анализ представительных
натурных исследований,
обследований населения. Да и теоретической
концепции происходящих
в этой сфере процессов, их
связей с процессом урбанизации
общества пока не видно. Повторяю,
речь идет о теоретическом анализе
реальной ситуации, а не о желательных
моделях, которых в избытке.
Зондаж общественного мнения,
проведенный для газеты «Либерасьон»
в преддверие муниципальных,
выборов во Франции 2008 года показал,
что 79% избирателей, голосуя за
кандидатов, предпочитали руководствоваться,
прежде всего, целями и
интересами своего города, и только
20%, – общенациональными целями3
.
Как мы видим, французские избиратели
осознают существование этих
двух групп целей и интересов, и
вполне решительно в данном случае
отдают приоритет именно первой
группе целей. Более того, в комментариях
газеты говорилось о том, что
зондаж показал нежелание французского
общества превратить муници
Стр.1