КАК ВЛАСТЬ СТРАНУ
К ТРУДУ ПРИУЧАЛА1
М. Меерович
1Советская власть с первых дней
существования ставит вопрос о
формировании структуры управления
территориями, соответствующей
природе пролетарского государства.
Ответом на него становится концепция
социалистического расселения.
Государственная градостроительная
политика в период 1917–1925 ãã. направлена
на решение вопросов восстановления
разрушенных гражданской
войной городов – достройку
незавершенного строительства силами
ведомств и ремонт жилья силами
жильцов, а также на постановку
задач реконструкции и реорганизации
среды существующих городов
в соответствии с социальными задачами
новой власти. В послереволюционные
годы подле реанимируемых
и возводимых промышленных предприятий
осуществляется строительство
жилья для рабочих в виде рабочих
поселков-садов. Оно ведется: 1) жилищными
кооперативами и 2) государственно-ведомственными
застройщиками.
Основные положения
концепции соцрасселения только намечаются,
а все силы государственных
органов уходят на борьбу с местными
Советами за ограничение их
самостоятельности и за усиление
влияния центра.
Начиная с 1925 ãã. концепция
соцрасселения становится остро
востребованной, так как власть обращается
к разработке программы
развертывания военно-промышленного
комплекса. Концепция получает
новую трактовку, согласно которой
ее основу составляет представление
о структуре валового национального
продукта. Концепция трактует размещение
промышленности по территории
страны как развертывание
единого процесса производства и
распределения продукции. Она основывается
на районировании промышленности
как основном моменте,
определяющем направление и
1 Исторические заметки о соцгородах
– элементах общегосударственной
системы управления.
характер путей сообщения, а также
на задаче сосредоточения населения
в определенных районах и в
нужном количестве. Она предписывает
осуществление территориального
деления производить так, чтобы
очерчивать хозяйственно-производственные
единицы, включающие
в себя промышленное «ядро» с
соответствующей партийно-хозяйственной
управленческой надстройкой
(осуществляющей руководство
производственным процессом), а
также все «объекты», данный процесс
обеспечивающие – зону притяжения
производительных сил; принадлежность
сырьевых регионов;
транспортные ареалы; зону распределительной
системы и ò. ï.
Ко второй половине 1920-õ ãã.
стратегия административно-территориального
деления страны окончательно
основывается на том, что административные
центры должны
располагаться в тех местах, где существует
(или искусственно создается)
максимальная концентрация
пролетариата. Пролетарские центры
рассматриваются как фокусы притяжения
для окружающих сельскохозяйственных
зон и проживающего в
них крестьянского населения. Пролетариат
предстает в качестве ядра
военных или трудовых подразделений,
формируемых из местного населения
администрациями территориальных
единиц – местными советами
рабочих, солдатских, крестьянских
и батрацких депутатов. Именно
пролетарские центры, объединяемые
производственно-хозяйственными
связями вместе с прилегающими
к ним «непролетарскими» зонами
в единые территориальнопроизводственные
системы, определяют
ареалы мобилизационнополитического
членения территории.
Поскольку в ряде случаев размещение
центров власти (губернских,
уездных и проч.) не совпадает с
местами наибольшей концентрации
пролетарского населения, постольку
возникает необходимость в осуществлении
нового районирования –
т. е. в увязке административных фоМ.
Меерович. Как власть страну к труду приучала
главляемая заместителем руководителя
Федерального агентства
по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству
А. С. Старовойтовым,
занимала активную позицию
на Сессии. Е¸ выступление на
пленарном заседании стало
одним из наиболее содержательных
и было направлено на
качественное улучшение практических
аспектов деятельности
ООН-Хабитат в странах с
учетом региональной и национальной
специфики и местных
условий. В выступлении были
также освещены меры, принимаемые
Правительством РФ,
органами власти субъектов
РФ и администрациями муниципальных
образований, по
созданию комфортных условий
проживания российских граждан,
прежде всего, в городах,
что в полной степени отвечает
задачам Повестки дня ООНХабитат
и целям, провозглашенным
в Декларации тысячелетия.
В
рамках внесессионных
Российская делегация, возмероприятий
состоялась рабочая
встреча российской делегации
с Исполнительным Директором
ООН-Хабитат гжой
Анной Тибайджукой, на
которой стороны обменялись
мнениями о ходе сотрудничества
между Российской Федерацией
и ООН-Хабитат по
реализации
программы на 2006–2007 годы
на территории России и
выразили обоюдное удовлетворение
первыми результатами
совместной деятельности.
В работе Сессии, при оргаДвухгодичной
низационной
и материальной
поддержке со стороны Российской
Федерации, приняли участие
делегации Республики
Армения, Республики Беларусь,
республики Кыргызстан
и Республики Таджикистан.
Была проведена совместная
встреча делегаций этих стран и
России с Директором Департамента
регионального и технического
сотрудничества ООНХабитат
г-ном Д. Бийо, на которой
были обсуждены возможные
пути сотрудничества
этих стран в выполнении программ
ООН-Хабитат.
В рамках протокольных мероприятий
Сессии, а также на
других сценических площадках
Найроби состоялись выступления
вокально-танцевального
ансамбля из г. Казани, польГУ
¹6’07
57
Стр.1