Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Фоторобот российского обывателя (66,00 руб.)

0   0
Первый авторНовая газета, Левада-центр
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц19
ID173711
АннотацияПубликуется «собирательный портрет российского гражданина», созданный «Новой газетой» и ведущими социологами Левада-центра: Львом Гудковым, Борисом Дубиным и Алексеем Левинсоном. «Почему в нашей стране выборы опять превратились в непристойную и многих устраивающую формальность? Куда исчезли полнокровная политическая жизнь и публичная борьба мнений? Где прячется наше российское гражданское общество и общество вообще – без прилагательных? Почему складывается устойчивое ощущение, что большинству наших соотечественников все, извините, “по фигу”?» – вот неполный перечень вопросов, затронутых в интервью.
Новая, Г.Л. Фоторобот российского обывателя : статья / Г.Л. Новая .— Лоббист №6 .— : Институт муниципального управления, 2008 .— 19 с. — С.52-70 .— URL: https://rucont.ru/efd/173711 (дата обращения: 19.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФОТОРОБОТ РОССИЙСКОГО ОБЫВАТЕЛЯ НОВАЯ ГАЗЕТА, ЛЕВАДА-ЦЕНТР ЧАСТЬ 1. <...> Куда исчезли полнокровная политическая жизнь и публичная борьба мнений? <...> Почему складывается устойчивое ощущение, что большинству наших соотечественников все, извините, «по фигу»? <...> Собирательный портрет российского гражданина мы пытаемся воссоздать вместе с ведущими социологами из Левада-центра: директором центра Львом Гудковым, заведующим отделом социально-политических исследова1 Подготовил А. <...> Лев Гудков Если говорить об общих ценностях, то я бы разделил их на два принципиальных типа и уровня. <...> Это коллективные ценности – империя, героическое прошлое, власти, которые все удерживают и обо всем заботятся. <...> Солидарность на таких уровнях – это не просто традиционализм и продукт нашего прошлого, но это еще и тип адаптации к репрессивному государству. <...> Сама по себе структура ценностей без этого среднего уровня,  Лев Гудков В каком-то смысле да. <...> Есть общие символы, общие верования, есть некое ощущение целостности. <...> Если сравнивать с западными устройствами, наше общество очень слабо организовано, в нем очень низок уровень солидарности. <...> Но, скорее всего, это связано со стратегией выживания, стратегией приспособления: выжить можно, только надеясь на себя самого и на ближайший круг. <...> Прямо противоположная ситуация – в западных демократических странах, где очень высок уровень общественной солидарности, а также уровень идеализма, и где люди готовы откликаться на различные события и общественные вызовы. <...> В нашей ситуации, по нашим замерам, абсолютное большинство, то есть 90% граждан, считают, что они не в состоянии влиять ни на какие дела, которые выходят за пределы ближайшего круга. <...> Борис Дубин Я бы добавил к тем символам, которые вроде бы соединяют, также декоративное православие: по последним замерам, к православным себя причисляют 70% взрослых людей. <...> Это не случайная вещь, потому что стратегия постоянной адаптации не дает связей солидарности <...>
Фоторобот_российского_обывателя.pdf
ФОТОРОБОТ РОССИЙСКОГО ОБЫВАТЕЛЯ НОВАЯ ГАЗЕТА, ЛЕВАДА-ЦЕНТР ЧАСТЬ 1. АДАПТАЦИЯ К РЕПРЕССИВНОМУ ГОСУДАРСТВУ1 Почему в нашей стране выборы опять превратились в непристойную и многих устраивающую формальность? Куда исчезли полнокровная политическая жизнь и публичная борьба мнений? Где прячется наше российское гражданское общество и общество вообще – без прилагательных? Почему складывается устойчивое ощущение, что большинству наших соотечественников все, извините, «по фигу»? Вопросов масса, а ответы от тех, кому такое положение дел не нравится, следуют уныло однообразные: во всем виноваты власть, режим, система и далее по списку. Конечно, власть у нас сегодня, да и вообще традиционно в России, увы, ни особым воображением, ни необычайным стремлением быть услышанной своими соотечественниками не отличается. Ну а соотечественники-то что на это? Почему они так слабо пользуются даже теми демократическими механизмами, которые существуют, и так вяло объединяются друг с другом, чтобы отстаивать свои интересы и на эту власть хоть как-то влиять?  Существует ли в России общество? Лев Гудков В каком-то смысле да. Есть общие символы, общие верования, есть некое ощущение целостности. Но все постигается в сравнении. Если сравнивать с западными устройствами, наше общество очень слабо организовано, в нем очень низок уровень солидарности. Вся целостность удерживается не столько внутренним чувством единства, сколько механически – через структуры государственной интеграции, государственного подчинения. И в этом смысле мы очень медленно, с большим трудом и неясными перспективами выходим из тоталитарного целого. Когда общества практически не существовало, а была система государственного тотального контроля, организации, распределения. Где государство выступало и работодателем, и полицейским, и воспитателем, и надзирателем за семейными отношениями, и моралистом, и кем угодно. Ведь что такое общество? Это 1 Подготовил А. Липский. 03.04.2008 http://www.novayagazeta.ru/data/2008/ 23/11.html 52 ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №6 система устойчивых связей, основанных на солидарности, взаимных ценностях, чувстве сопричастности и взаимных интересах. Подчеркну, что для социологии понятие «общество» лишено измерения власти – это такое объединение, которое не предполагает властных отношений. Если говорить об обществе у нас, то оно   появляется, но оно еще очень слабое и неинтегрированное.  Что нас связывает Лев Гудков Если говорить об общих ценностях, то я бы разделил их на два принципиальных типа и уровня. Это коллективные ценности – империя, героическое прошлое, власти, которые все удерживают и обо всем заботятся. То есть это уровень коллективных символов. Он в значительной степени декларативный: люди сегодня хотя и разделяют эти ценности, но жертвовать чем-то своим ради того, чтобы их защищать, готовы весьма слабо. Второй уровень – это те ценности, которые в меньшей степени декларируются, но люди ими руководствуются. Это ценности семьи, отношений с близкими, это консолидация на самом нижнем уровне. Солидарность на таких уровнях – это не просто традиционализм и продукт нашего прошлого, но это еще и тип адаптации к репрессивному государству. Надеяться можно только на своих – на родственников, друзей, коллег по работе. На тех, кому можно доверять, с кем человек вступает в личные отношения. Они являются основным ресурсом существования и выживания. Ценности этого «ближнего» круга гораздо более важны. Проблема в том, что не возникают, подавлены или не артикулируются ценности промежуточного уровня, которые связаны с публичностью, с более дифференцированными Сама по себе структура ценностей без этого среднего уровня, Игроки – граждане интересами. н ю ту е д ь Л кул м с ее и щи н ир в у й Бори х и о н с то де л м ы с н м Дуби ов м о сс . о лоед м н с и а ым и зав оь е ео й Ал ц иал н н кся Собира ий во социолога с сс д с р д и е когооз м ен м от и р т ж м р ьа в в ьн ал ым , зав кторо о е д е е ь л ед а де сс л а с в в ол г ати из Л Л ьнын т а о т й портр и е д мм сов н с а м ю еу ч ед и - с а в ц д п щ роы и а у т цщиких полит е та м : мыед ен к т е ром-и с- Гу оциа
Стр.1