ФОТОРОБОТ РОССИЙСКОГО ОБЫВАТЕЛЯ
НОВАЯ ГАЗЕТА, ЛЕВАДА-ЦЕНТР
ЧАСТЬ 1. АДАПТАЦИЯ
К РЕПРЕССИВНОМУ ГОСУДАРСТВУ1
Почему в нашей стране выборы
опять превратились в непристойную
и многих устраивающую
формальность? Куда исчезли
полнокровная
политическая
жизнь и публичная борьба мнений?
Где прячется наше российское
гражданское общество и
общество вообще – без прилагательных?
Почему складывается
устойчивое ощущение, что большинству
наших соотечественников
все, извините, «по фигу»?
Вопросов масса, а ответы от
тех, кому такое положение дел не
нравится, следуют уныло однообразные:
во всем виноваты
власть, режим, система и далее
по списку. Конечно, власть у нас
сегодня, да и вообще традиционно
в России, увы, ни особым воображением,
ни необычайным
стремлением быть услышанной
своими соотечественниками не
отличается.
Ну а соотечественники-то что
на это? Почему они так слабо
пользуются даже теми демократическими
механизмами, которые
существуют, и так вяло объединяются
друг с другом, чтобы отстаивать
свои интересы и на эту
власть хоть как-то влиять?
Существует ли в России
общество?
Лев Гудков
В каком-то смысле да. Есть
общие символы, общие верования,
есть некое ощущение целостности.
Но все постигается в
сравнении. Если сравнивать с западными
устройствами, наше
общество очень слабо организовано,
в нем очень низок уровень
солидарности. Вся целостность
удерживается не столько внутренним
чувством единства,
сколько механически – через
структуры государственной интеграции,
государственного подчинения.
И
в этом смысле мы очень
медленно, с большим трудом и
неясными перспективами выходим
из тоталитарного целого. Когда
общества практически не существовало,
а была система государственного
тотального контроля,
организации, распределения.
Где государство выступало и
работодателем, и полицейским, и
воспитателем, и надзирателем за
семейными отношениями, и моралистом,
и кем угодно.
Ведь что такое общество? Это
1 Подготовил А. Липский. 03.04.2008
http://www.novayagazeta.ru/data/2008/
23/11.html
52
ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №6
система устойчивых связей, основанных
на солидарности, взаимных
ценностях, чувстве сопричастности
и взаимных интересах.
Подчеркну, что для социологии
понятие «общество» лишено измерения
власти – это такое объединение,
которое не предполагает
властных отношений. Если говорить
об обществе у нас, то оно
появляется, но оно еще очень
слабое и неинтегрированное.
Что нас связывает
Лев Гудков
Если говорить об общих ценностях,
то я бы разделил их на
два принципиальных типа и уровня.
Это коллективные ценности –
империя, героическое прошлое,
власти, которые все удерживают
и обо всем заботятся. То есть это
уровень коллективных символов.
Он в значительной степени декларативный:
люди сегодня хотя и
разделяют эти ценности, но
жертвовать чем-то своим ради того,
чтобы их защищать, готовы
весьма слабо.
Второй уровень – это те ценности,
которые в меньшей степени
декларируются, но люди ими
руководствуются. Это ценности
семьи, отношений с близкими,
это консолидация на самом нижнем
уровне. Солидарность на таких
уровнях – это не просто традиционализм
и продукт нашего
прошлого, но это еще и тип адаптации
к репрессивному государству.
Надеяться можно только на
своих – на родственников, друзей,
коллег по работе. На тех, кому
можно доверять, с кем человек
вступает в личные отношения.
Они являются основным ресурсом
существования и выживания.
Ценности этого «ближнего» круга
гораздо более важны.
Проблема в том, что не возникают,
подавлены или не артикулируются
ценности промежуточного
уровня, которые связаны с
публичностью, с более дифференцированными
Сама
по себе структура ценностей
без этого среднего уровня,
Игроки – граждане
интересами.
н ю ту е
д ь Л
кул м
с
ее
и щи н ир в
у
й Бори х и о
н
с то де л
м ы с
н
м Дуби ов
м
о сс .
о
лоед
м
н с и
а
ым и зав оь
е
ео
й Ал
ц
иал
н
н кся
Собира
ий
во
социолога
с сс
д
с р
д
и
е
когооз м ен м от и
р
т ж м
р ьа в
в ьн
ал
ым
, зав
кторо
о
е д е е ь л ед
а де сс
л а с в в ол
г ати из Л Л
ьнын т а о
т
й портр
и е д мм сов
н с а
м ю еу ч
ед и
-
с
а в ц д
п щ роы
и а
у т
цщиких
полит
е та м :
мыед ен к
т е ром-и
с-
Гу оциа
Стр.1