Соловьев1
ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА
МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Начиная с 90-х годов 20-го века в Российской
системе управления на местах заметно обозначилось быстрое усиление властных позиций должностного лица, которое в законодательстве РФ обозначалось как Глава местной администрации, Глава
местного самоуправления, и начиная с 1995 года
как Глава муниципального образования. <...> 1
Отмеченная тенденция была обусловлена тем,
что вместо единой советской государственной системы в России были созданы два уровня управления обществом государственная власть и местное
самоуправление. <...> 12 Конституции РФ местное самоуправление было выведено из системы государственной власти, которая
предполагала отработанные схемы управления и
контроля за деятельностью должностного лица,
осуществлявшего основной объем властных функций на местном уровне. <...> В связи с этим, к настоящему времени Главы муниципальных образований заняли ключевую позицию в системе местного самоуправления, не просто возглавляя деятельность по осуществлению
местного самоуправления, а олицетворяя власть на
местном уровне. <...> Естественно, наделяя Глав муниципальных образований большим объемом властных полномочий органы государственной власти
Российской Федерации, закрепляли в законодательстве систему правовых мер, которые, по их
мнению, должны были обеспечить управляемость и
ответственность Глав муниципальных образований. <...> В настоящее врем, рассматривая систему указанных правовых мер, следует отметить такие правовые механизмы ответственности Глав муниципальных образований в отношении государства, как
механизм административно-правовой ответственности, механизм уголовно-правовой ответственности и механизм муниципально-правовой ответственности Глав муниципальных образований. <...> Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Глава муниципальных
образований как субъект <...>
Эволюция_механизма_муниципально-правовой_ответственности_глав_муниципальных_образований.pdf
С. Соловьев1
ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМА
МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Начиная с 90-х годов 20-го века в Российской
системе управления на местах заметно обозначилось
быстрое усиление властных позиций должностного
лица, которое в законодательстве РФ обозначалось
как Глава местной администрации, Глава
местного самоуправления, и начиная с 1995 года
как Глава муниципального образования.1
Отмеченная тенденция была обусловлена тем,
что вместо единой советской государственной системы
в России были созданы два уровня управления
обществом – государственная власть и местное
самоуправление. В соответствии же со ст. 12 Конституции
РФ местное самоуправление было выведено
из системы государственной власти, которая
предполагала отработанные схемы управления и
контроля за деятельностью должностного лица,
осуществлявшего основной объем властных функций
на местном уровне.
В связи с этим, к настоящему времени Главы муниципальных
образований заняли ключевую позицию
в системе местного самоуправления, не просто
возглавляя деятельность по осуществлению
местного самоуправления, а олицетворяя власть на
местном уровне. Естественно, наделяя Глав муниципальных
образований большим объемом властных
полномочий органы государственной власти
Российской Федерации, закрепляли в законодательстве
систему правовых мер, которые, по их
мнению, должны были обеспечить управляемость и
ответственность Глав муниципальных образований.
В настоящее врем, рассматривая систему указанных
правовых мер, следует отметить такие правовые
механизмы ответственности Глав муниципальных
образований в отношении государства, как
механизм административно-правовой ответственности,
механизм уголовно-правовой ответственности
и механизм муниципально-правовой ответственности
Глав муниципальных образований.
Следует отметить, что в соответствии с действующим
законодательством Глава муниципальных
образований как субъект правоотношений, имеет
1 Соловьев Сергей Геннадьевич – заведующий кафедрой
Южно-Уральского государственного университета,
кандидат юридических наук.
достаточно специфические виды ответственности,
которые, как отмечает Н. В. Постовой, представляют
собой наступление неблагоприятных последствий,
применяемых к субъектам муниципальных правоотношений,
не исполняющим или ненадлежащим
образом исполняющим свои обязанности по отношению
к другим участникам правоотношений2. При
этом, применительно к теме исследования, интерес
представляет динамика совершенствования механизма
муниципально-правовой ответственности Глав
муниципальных образований перед государством.
Вероятно, можно с разных позиций подходить к
правовой природе юридической ответственности
Главы муниципального образования. По нашему же
мнению, с учетом ее специфики следует признать
необходимость выделения целого комплекса мер,
составляющих правовую конструкцию муниципально-правовой
ответственности Главы муниципального
образования. Однако, при этом следует учитывать
позицию М. А. Краснова, предлагающего рассматривать
любую юридическую ответственность в
двух аспектах: позитивном (перспективном) и негативном
(ретроспективном)3.
В позитивном смысле муниципально-правовую
ответственность Главы муниципального образования,
по аналогии с общими подходами к данной
категории4 и с известной долей абстракции, можно
определить как ответственное отношение данного
субъекта к своим муниципальным обязанностям,
добросовестное и эффективное их исполнение. В
негативном же смысле муниципально-правовую
ответственность Главы муниципального образования
представляется возможным определить, отталкиваясь
опять же от общих подходов к категории
2 Постовой Н. В. Муниципальное право России. М.,
2000. Ñ. 299.
3 Краснов М. А. Ответственность в системе народного
представительства. Ì., 1995. Ñ. 6-7.
4 Лучин В. О. Ответственность в механизме реализации
Конституции // Право и æèçíü. 1992. ¹ 1. Ñ. 36;
Барабашев Г. В. Ответственность органов управления
перед Советами // Советское государство и право.
1981. ¹ 5.
С. Соловьев. Эволюция механизма муниципально-правовой ответственности глав …
33
Стр.1